Отечественные производители на рынке.




Укрепляют рыночные позиции и вынашивают планы модернизации своих производственных мощностей и крупные отечественные предприятия по производству кофе: Московский, Петербургский, Ростовский пищевые комбинаты, а также некоторые другие. Кофе стал предметом бизнеса сильных дистрибьюторских фирм, часть из которых либо уже продает кофе под своей маркой, либо планирует совершить этот шаг, открыв свое производство или разместив заказ на другом предприятии. В их числе могут быть названы компании "Май", "Кофейная торговая компания", "Раут", "Манхэттен", "Московская кофейня на паяхъ", "Монтана кофе", "Амадо кофе", "Блюз", "Ренессанс", "Интербакалея", "Орими Трэйд", "Продэкс", A-T Trade и другие участники рынка.

Отечественные компании тоже начали осваивать выпуск смесей. По словам Владимира Бойцова, коммерческого директора ЗАО «Экстрапродукт», многие российские производители кофе стали выпускать кофейные смфси, правда, в незначительных объемах. «Экстрапродукт», выпускающее классический вариант «З в I» на протяжении уже 1,5 лет, специализируется именно на производстве кофейных миксов. В качестве сырья используется кофе с плантации Сантос в Бразилии, бельгийские сливки, специально разработанные по заказу компании. Они не сворачиваются в жесткой воде, что важно для многих российских регионов. В 1999 г. «Экстрапродукт» запустило в производство два новых вида смесей кофе «Амаретго» и «Поирландски». В апреле стартовала широкая рекламная кампания этих сортов на ТВ. Общий объем продаж ароматизированных сортов «Экстрапродукт», по данным его представителей, составляет 1015% от объема продаж классики. В мае запущен в производство кофе капуччино.

В конце марта этого года российская компания "Группа Продэкс" начала продажи кофе с сахаром и сливками под маркой Premier. Но этот вид продукта не является для нее основным, а лишь дополняет выпускаемый ассортимент,Компания «Группа Продэкс» тоже начинает продажи капуччино.

Игроков кофейного рынка России можно классифицировать по следующим критериям:

1. По владельцам контрольных пакетов акций компаний-производителей:

· российские («Орими Трэйд», «Московская кофейня на паяхъ», ООО «Чайно-кофейная компания «Гранд»);

· иностранные (Nestle Russia, Mondelez, Tchibo, Paulig).

2. По специализации производства:

· исключительно кофейная продукция (Tchibo, Paulig, «Московская кофейня на паяхъ», Strauss Group);

· широкий спектр продукции (Nestle Russia, Mondelez, «Орими-Трэйд»).

3. По типу производимого продукта:

· зерновой кофе (Paulig);

· зерновой и растворимый (Nestle Russia, Tchibo, Strauss Group, «Орими-Трэйд», «Московская кофейня на паяхъ»);

· растворимый (Mondelez).

4. По объемам производства:

· менее 3000 тонн в год (Nestle Russia, Mondelez, Tchibo, Paulig, «Орими-Трэйд», Strauss Group);

· 500-3000 тонн в год («Московская кофейня на паяхъ», «Русский продукт»);

· более 500 тонн в год («Монтана Кофе», «Сафари кофе» и пр.).

55% рынка растворимого кофе в России сосредоточены у трех главных компаний: Nescafe Russia, Mondelez и Tchibo. Лидером гранулированного кофе является Nescafe Classic (более 50%), вслед за ним идут Maxwell House и Pele. Среди премиального сублимированного кофе фаворитами являются Nescafe Gold, Jacobs Monarch, Carte Noire.

65% рынка зернового кофе находятся в руках отечественных компаний: «Орими Трейд», «Московская кофейня на паяхъ», ООО «Чайно-кофейная компания «Гранд». На четвертом месте финская компания Paulig Group.

Таким образом, крупнейшими компаниями на рынке кофе России являются две транснациональные компании (Nestle Russia, Mondelez), одна международная (Tchibo) и одна русская («Московская кофейня на паяхъ»). Приведем краткую характеристику этих компаний.

Nestle Russia: первое представительство открыто в Москве в 1995 году. Основной стратегией компании является усиление влияния, т.к. компания уже хорошо представлена в масштабах России. Производство происходит по полному циклу. Компания занимает лидирующее положение как на российском рынке кофе в целом, так и в сегменте растворимого кофе.

Ассортимент кофейной продукции представлен такими видами: кофе-капсулы Nespresso, гранулированный Nescafe Classic, сублимированный (Nescafe Gold, Espresso и пр.), кофейные смеси Nescafe 3 in 1.

Mondelez (до 2013 года – Kraft Foods Russia): первое представительство открыто в 1994 году. Заводы полного цикла по производству и упаковке сублимированного кофе находятся в Ленинградской области. Приоритетной задачей компании является увеличение объемов производства, в частности для экспорта в СНГ и страны дальнего зарубежья.

Ассортимент: сублимированный кофе Carte Noire, гранулированный Maxwell House, кофейные смеси Maxwell House 3 in 1. Jacobs представлен в различных видах: сублимированный, молотый, в зернах.

Tchibo: компания появилась на российском рынке кофе одной из первых – в 1993 году. Основная цель компании – наращивание присутствия, активная реклама.

Ассортимент: в зернах и молотый – Tchibo Espresso Sicilia/Milano Style, сублимированные Tchibo Exclusive, Mild, Gold Selection.

«Московская кофейня на паяхъ» была основана в 1997 году. В 2004 году запустили первый в Восточной Европе завод полного цикла для производства растворимого кофе всех видов. Продукция представлена во всех сегментах рынка кофе.

Ассортимент: кофе в зернах/молотый (Арабика, Коломбо, Мокко), растворимый (Арабика, Коломбо, Царь Петръ, Espresso).


2.2 Основные показатели концентрации рынка

Рыночная концентрация – это степень преобладания одного или нескольких независимых хозяйствующих субъектов в системе реализации взаимозаменяемых товаров на одном отраслевом рынке.

Расчет степени концентрации рынка и доли фирм необходим:

- для определения доминирующего положения;

- для включения в Реестр хозяйствующих субъектов с долей рынка более 35%;

- с целью выявления согласованных действий фирм, ограничивающих конкуренцию;

- с целью выявления злоупотреблений доминирующим положением фирм, которые преследуются законом;

- для разработки политики демонополизации на отраслевом рынке и поддержке малого предпринимательства;

- для государственного контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений;

- для государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

Показатели концентрации характеризуют степень неравномерности распределения объемов производства или продаж товара между фирмами, а также возможность воздействия каждого из них на общие условия обращения товаров на отраслевом рынке. Уровень концентрации тем выше, чем меньше число фирм, функционирующих на данном рынке.

Индекс Герфиндаля – Гиршмана HHI (Херфиндаля - Хиршмана) (Herffindal – Hirshman Index) - суммарный показатель.

Учитывает как число фирм на рынке, так и неравенство их положения. Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

;

Индекс принимает значение от 0, в идеальном случае совершенной конкуренции, когда много фирм, контролирующих ничтожную долю рынка, до 1, когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска. Следовательно, чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке, тем выше неравенство между предприятиями. При возведении в квадрат долей рынка индекс дает более высокий вес показателей крупных фирм, чем мелких, то есть если данные о долях рынка очень мелких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка будет невелика.

Основное преимущество индекса – чуткое реагирование на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Рост доли крупнейшей фирмы на рынке приводит к гораздо существенному росту индекса, что отражает усиление власти в геометрической прогессии.

Коэффициент энтропии Е – суммарный показатель

Коэффициент энтропии служит для измерения степени неопределенности на рынке и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше величина Е, тем больше экономическая неопределенность и тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке. Предлагается два варианта расчета значения Е Расчеты проводят, как для анализа тенденций, имеющихся на одном и том же товарном рынке за определенный период времени, так и для сопоставительного анализа различных типов рынков.

; .


 

2.3 Государственное регулирование рынка кофе в РФ

 

. Недостаточная поддержка со стороны государства. Правительственного вмешательства требует многое, например, идущая у всех на глазах монополизация российского кофейного рынка, неблагоприятный инвестиционный климат в стране, демпингующие иностранные производители, продающие кофе у нас по ценам ниже декларируемых и т.д.????????????

Применительно к российскому рынку кофе это означает, что в ближайшем будущем его ожидают существенные изменения. И ключевыми трендами, влияющими на его развитие, будут следующие:

- рост инвестиций в кофейную промышленность. Операторы этого рынка все активнее вкладывают средства в строительство новых фабрик и заводов по производству кофе в России. Лидером в этой инвестиционной борьбе является, конечно, швейцарская Nestle, с 1995 и по 2010 годы она вложила в российскую экономику более 1,2 миллиарда долларов. В 2009-2011 годах компания в расширение своего производства на Кубани потратила более 7 млрд. рублей. Теперь "Нестле Кубань" имеет полный цикл производства сублимированного кофе;

- высокое качество. Признаем, россияне стали лучше разбираться в сортах и брендах кофе, все чаще предпочитают пить и есть натуральное, а значит, все больше пьют качественное зерновое кофе. В этом нет ничего нового. Россияне проходят путь, характерный для всего мира – по мере роста уровня жизни переходят от дешевых сортов низкого качества к дорогим и качественным брендам. Особенно, если соблюдается разумное соотношение "цена-качество". Впрочем, хороший кофе точно не та категория, на которой потребитель будет экономить;

- удобство потребления. Медленно, но в стране все же меняется культура потребления: пить не на скорую руку, а не спеша в кафе или ресторане. У нас в последнее время явно усилилась тяга к неформальному общению за чашечкой кофе. В результате в стране растет потребление кофе в сегменте HoReCa (бары, кофейни, рестораны). Так, емкость рынка кофеен в Москве составляет 2 тысячи заведений, а в 2005 году их было всего около 230 (данные маркетингового агентства "Step by Step"). С кофейнями сегодня просто редкий случай – спрос на них превышает предложение. Заметим, инвестиции, вложенные в этот бизнес, окупаются уже через 3-4 года;

- польза потребления кофе. Здесь не будем говорить о таких спорных вещах какспособность регулярного потребления кофе защитить человека от рака печени, болезни Альцгеймера или сахарного диабета.

Помните старый анекдот. - Как? Вы пьете кофе?! - воскликнул молодой врач, увидев своего пациента. - Для вас кофе – это яд! - Но, вероятно, очень медленный, потому что я пью его уже шестьдесят лет. Будем говорить об очевидном, кофе помогает справиться со стрессом и депрессией, побороть апатию, вялость и сонливость, в общем, улучшить настроение. Ведь кофе – это целый ритуал, "глубокое моральное удовлетворение" получаешь уже от самого процесса приготовления, а потом – блаженствуешь. Исследования британских ученых показали, что подавляющее большинство женщин считают лучшим средством для пробуждения по утрам запах кофе. Как говорил американский писатель Ричард Бротиган, порою жизнь – это исключительно вопрос наличия чашечки кофе, а также того уединения, которое она дает. Мужчины, правда, как доказали все те британские исследователи, быстрее просыпаются под ароматы… бекона, яичницы и сосисок. Так уж они устроены.

- PR в интернете.

Как видим из вышеприведенной таблицы, единственная компания, кто достойно пытается себя пиарить в СМИ - это "Nestle", остальные компании пустили эту возможность рекламы на самотек и применяют лишь один способ - рекламу на ТВ, не обуждая людей, а чем собственно говорят:

- "Ambassador" может быть интересней покупателям чем "Нестле";

- или преимущества "Le Cafe, Davidoff и Tchibo.

В общем, совершенно очевидно, что российский рынок кофе в ближайшем будущем будет расти, и что основных игроков этого рынка ожидает обострение конкуренции на марочном уровне. А значит, никак не обойтись без услуг пиарщиков и рекламщиков. Ибо о светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, а о светлом настоящем – пиарщики, объяснили аналитики компании Nord FX (компания входит в высшую лигу ведущего рейтинга брокеров форекс Академии Masterforex-V).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: