ДЕРЕВНЯ ПОГОСТ. ОШЕВЕНСК




Люба ДРУЖИНИНА, 12 лет, внучка Александры Марковны Дружининой, от которой в 1958 г. были записаны былины и сказки. Хорошо помнит сказки, которые рассказывала бабушка, но передает их по-своему, ближе к книжному варианту. Рассказала, что в колхозе у них был такой случай. Одну коровницу, Анну Владимировну, сняли с работы заведующей, а на ее место поставили молодую девушку. Старшие скотницы обиделись, а Анна Владимировна сделала так, чтобы коровы не шли в загон. Ничего не могли сделать, коровы в загон не шли, сам председатель удивлялся. Пришлось опять Анну Владимировну поставить заведующей. Заговоры Люба знает от бабушки и матери.

 

№ 93. От порчи

Враг-сатана, отстань от меня, у меня есть три листа исписанные, напечатанные, в первом
листе сам Иисус Христос, во втором листе - матушка Богородица, в третьем листе – Никита Архипич со спасской рукой, со пречистым замком. Господи, благослови. Аминь.

 

№ 94. От нарыва

Как у этого пальца имени нет, так у этой притци пути нет. Три раза аминь.

(Безымянным пальцем тыкают в больное место и говорят. Три раза плюют.)

 

№ 95. От болезней

Выйду я, раб божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот
в ворота, выйду в чистое поле, в чистом поле черное море, в черном море синий камень, под этим камнем черная змея.

 

№ 96. От боли

Пусть у теленка болит, у коровы болит, у кошки болит, у собаки болит, а уЛюбушки не болит. (Три раза поплевать, и все проходит. Девочка рассказала, что бабушка всегда так успокаивала боль.)

 

ДЕРЕВНЯ ПАВЛОВО.

ЛЯДИНЫ-ОШЕВЕНСК

Авдотья Спиридоновна ПОЛОВНИКОВА, 68 лет, грамотная. Слыхала былины в детстве. В деревне Берег была мельница, она ходила туда с дедом. Былины рассказывали приезжавшие на мельницу старики, один пел былины. Авдотья Спиридоновна любит читать сказки, но рассказывала (по ее словам) лишь те, которые слыхали от стариков и на вечерухах. Былинные сборники не читала. Рассказывает охотно, но выбор делает сама.

№ 97. От болезни

За тридевять морей, за тридевять земель, из-за синего моря прилетел петушок, склевывает
тому рабу божьему (имярек) всякие призорища, оговорища, всякие бесинские, материнские думы. До веку и по веку. Аминь.

(Сказать три раза).

 

№ 98. От болезней (от трясовиц)

Под боком, под налистником есть у меня три святителя: Кузьма, Демьян и отец Симеон.
Отправляются они в путь-дороженьку дальнюю. Попадав им 12 дев. Все они косматые, волосатые, все беспоясные. Спрашивают святые святители Кузьма, Демьян и отец Симеон:

- Цьи вы будете дочери?

- Мы доцери Ироды.

- А куда вы пошли?

- Мы пошли в мир людей губить, костей ломить и в сыру землю сгонить.

Вынимали святые святители сабли острые и хотят им головы сказнить. Они взмолились им;

- Не казните вы нас. Кто эту молитву процитает, мы в тот дом не зайдем и не заглянем. Отныне до веку и во веки веков. Аминь.

 

№ 99. От ячменя

Три зернышка жита на пецку кладу. Как эти желтинки треснут, так и мои песий сосок пропадет.

 

 

ДЕРЕВНИ УГЛЫ, НОВИНЫ, КОНЕВО.
ПРИОЗЕРНЫЙ РАЙОН

Татьяна Ивановна ЛУКИНА, 73 года, грамотная. Заговоры знала ее мать, а та в свою очередь переняла их от своего отца. Заговоры Татьяны Ивановна шептала тайком от своих домашних, не хотела, чтобы кто-нибудь из соседей видел, кто к ней ходит, но внуку своему Сереже (ученику 5 класса) разрешала присутствовать во время записей. Таким образом, он как бы участвовал в совершающемся таинстве. Татьяна Ивановна говорила скороговоркой, пристально глядя в глаза, сначала не разрешала записывать. Первый заговор, который она считает необходимым для каждой женщины, — против грыжи.

 

№ 100. От грыжи

Мать тебя носила, да мать приносила, мать исконула, да мать и болела, а я заедаю, да я и
загрызаю, да я и закусываю, раба божия Татьяна, у раба божия младеня (имярек) красну грыжу,
белу грыжу, черну грыжу и лобовую грыжу, и личну грыжу, и подъяичную грыжу, и подколенную грыжу, ясную грьшу, и слышную грыжу, тянучну грыжу, ревучу грыжу, родимичную грыжу, из грыжи в грыжу единую грыжу 70 жил и 70 суставов. Все я заем, да все я и заговорю у раба божьего (имярек), младеня (имярек). Снова здоровьем наделю, чтобы у него не была никакая грыжа ни на новце месяце, ни на ветке месяце, и ни на перекрое месяце, ни в какой час, ни в каку минуту, ни на утренней заре, и ни на вечерней, ни в полночь, и ни в полудён. Раб божий младенец (имярек), будь покоен и угомонен. Век по веку. Спи и лежи, и расти отныне до веку.

(Три раза проговорить, а потом — закрепа. На пупок, на мошоночку плюй. Закрепа: Заберите мои слова раба божия Татьяна. Остра, остра ножа. Остра булатна копья. На мои слова ключ в зубы а словам аминь.)

 

№ 101. От паралича

Татьяна Ивановна говорит: "Когда родимец (т.е. паралич), почитаешь воскресную молитву, да он
и успокоится. "Да воскреснет Бог" (искаженно).

 

 

№ 102. Присушка

Как встану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, выйду в чистое поле, в чистом
поле океян-море. Как мать сыра земля не может жить без дождя, сохнет и щелится, так и раб
божий Иван не мог жить без рабы божьей Татьяны. Как младень не може жить без материнской груди, плаче и скучае, так раб божий Иван не може быть без рабы божьей Татьяны.

(Это чтоб молодых ладить. Потом — закрепа. — Т.Д.)

№ 103. Зубы заговаривать

Встану я, раб божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот
в ворота. Выйду в чисто поле. В чистом поле стоит Божий храм. У Божьем храме зарыт
младой покойник. "Не болят ли у тя зубы, не щемит ли косья, не пушит ли щек?" "Нет, никогда у меня не болят зубы, никогды не щемит косья, никогда не пушит щек"

 

№ 104. Останавливать кровь

Встану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в избу, из ворот в ворота. Выйду я в чисто поле. В чистом поле океян-море, в этом море стоит сушина, на этой сушине
сидит черный ворон, булатной иголкой и шелковой ниткой кость с костью складывает, мясо с мясом, кожу с кожей зашивает и затягивает, щипоту, ломоту уговариват. Как из
крова божья дерева не подается копа руды, так у раба божия Ивана не подается копа крови. Так и у раба божия Ивана век по веку, и отныне до веку. Аминь.
(Три раза проговорить, потом закрепа.)

 

ДЕРЕВНЯ ФЕДОВО

Александра Ивановна ПИГИНА, 65 лет, грамотная. Известна в округе как хорошая "песельника". Песни слышала от деда, отца. В семье знали иного песен, по вечерам собирались и пели хором. Либит петь и сейчас, не только старые, во и новые песни вместе с молодежью. Из старых песен, помимо народных, поет жестокие романсы и песни книжного происхождения. Сказками не интересовалась, былин не слышала.

№ 105. На рождение ребенка

Сама дитя носила, сама дитя родила, сама и загрызаю железными зубами и голым ртом.
(Произносится три раза.)

 

№ 106. Чтобы ребенок не плакал

Сама дитя носила, сама дитя родила, сама и уста прикрываю, чтобы не слышно было ни писку, ни
вереску.

(По словам исполнительницы к пятке своей ноги мать прикладывает рот ребенка и приговаривает.)

 

Анна Ивановна КУХТИНА, 68 лет, грамотная, родом с Кены.

 

№ 107. На кровь

Старуха шла, собаку вела, собака рвалась, кровь унялась.

(Да плюну через левое плечо три раза. - А. К.)

№ 108. На кровь

Встану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в
ворота. Выйду в чистое поле, в чистом поле - океан-море.В океан-море серый камень, на том
камне сидит девица. Нитка шелкова, иголка булатна. Рану зашиваё, замываё, рану у раба божия (имярек), чтобы не болело, не тоснуло, не скобнуло, кровь не текла у раба божия
(имярек) во веки вечные. Аминь.

 

ДЕРЕВНЯ ВАЛОВО.

ПРИОЗЕРНЫЙ РАЙОН

Настасья Ивановна БЕЛКИНА, 80 лет, из деревни Валово на Онеге.

 

№ 109. От зубной боли

Антип святой, исцелитель зубной, исцели мои зубы, исцели мои тёслы.

(Из третьего бревна спицу взять, на нее кровь из того зуба, что болит. Спицу в печь замуровать. Когда засохнет кровь, уймется зуб, навек утихнет. — Н.Б.)

 

№ 110. На кровь ("кровь становить")

Встану благословясь, пойду перекрестясь, к синему морю, к окияну-реке. В синем море
синий камень. На синим камне сидит девица, моется, умывается, шелковым полотенцем утирается. У ей в руках булатняя иголка, шелковая нитка. Кожу с кожей, жилу с жилой сшивает, кровь из рабы божьей Настасьи постановляет. Аминь.

(Где рана, на то место и говори. —Н.Б.)

 

 

Марфа Васильевна ИСАКОВА, 70 лет.

№ 111. От болезни ("на ветер")

Стану я, раба божия Наташа, благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот
воротами. Выйду я в чистое поле. В чистом поле край пути-дороги лежит бел Латырь-камень.
Близ бела Латыря-камня выросло три трестины. Ну и срежу я, раба божия Наташа, три трестины, ударю по белу Латырь-камню. Как в этом белом Латыре-камне нет ни руды, ни воды, ни грыжи, ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли ни в костях, ни в мозгах, ни в жилах, ни в суставах, ни в красном мясе, ни в белом мясе. Во имя отца и сына и святого духа.

(На деревянно масло наговаривать и пуп помазать. И бабить можно тем. — М.И.)

№ 112. На призор

Стану я, раба божия Наташа, благословясь, пойду перекрестясь, из дверей дверьми, из
ворот воротами. Выйду в чисто поле. В чистом поле край пути-дороги стоит столб. У этого
столба три лестницы. В перву лестницу идет сам Иисус Христос, в другу лестницу идет Пресвята Богородица, а третью лестницу - Марк и Лука. Натягивает тугой лук, направляет
калинову стрелу и отстреливает от рабы божьей Наташи улохи, урохи, витряные переломы, людские оговоры, баенну нечисть. От клеветника, от клеветницы, от еретика, от еретицы, от девки-пустоволоски, от бабы-косматки, от мужика, от мертвеца и от своей лихой думы. Во имя отца и сына и святого духа.

ДЕРЕВНЯ КОРЯКИНО.

ПРИОЗЕРНЫЙ РАЙОН

Александра Ивановна ЗАБОРСКАЯ, 43 года, грамотная.

 

 

№ 113. Присушка

Стану я, раба божия Александра, благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот
в ворота. Выйду в чисто поле. В чистом поле стоит баенка. В этой баенке есть грядоцка. В
этой грядоцьке есть два вьюношка, черненькие головушки, тоненькие. Они вьются, завиваются, друг по дружке с тоски помираются. Так бы этот раб божий (имярек) так бы вился,
завивался, с тоски помирался. Не нужны бы ему ни мать, ни отец, ни сестра, ни сон, ни скот, ни живот. Все бы вился, завивался, с тоски помирался по рабе божьей (имярек). В день
по солнцу жалел, в ночь по месяцу жалел, по утренней заре жалел, по вечерней заре жалел. Все бы думал, жалел и тосковал навеки до гробной доски, отныне век и по веку. Ключ и замок словам моим. Что забываю, то ключом замыкаю.

 

 

№ 114. Отсушка ("остуду кидать")

Стану я, отрочиха Александра, не благословясь, пойду не перекрестясь, не из избы в двери, не
из сеней в ворота. Пойду я из двора в двери и подвальным бревном, мышьей тропой и лисьей
норой. Выйду я в чисто поле, стану на железну межу, посмотрю, погляжу на западную сторону. На этой западной стороне есть Окиян-море. В этом Окияне-море есть Окиян-остров. Там
сидит черт с чертовкою. Они дерутся, щипаются, своей кровью обливаются, к друг другу навстречу не встречаются. Так бы (имена), как собаки дерутся, цепаются, собачьими клыками
задираются, век своей друг к другу навстречу не встречаются. Так бы (имена), как кошки дрались и цепались, кошачьими клыками загрызались, так бы (имена) дрались, цепались, век своей друг другу навстречу не встречались этот отрок и отрочиха.

 

№ 115. Присушка

Небо- отец мой, земля- мать и водица. Как я в эту беседу пришла беседовать. Как раб божий (имярек) не может жить без неба, без лесу, без земли- матери, так бы и без меня, рабы божией Александры, не мог ни пить, ни есть, ни думы думать. Этим часом 24 часа. Ключ и замок остался от меня.

 

№ 116. От болезни ("на жар")

Стану я, раба божия Александра, благословясь, пойду перекрестясь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду я в чисто поле. Погляжу посмотрю под восточную сторону. Там есть Кузьма-Демьян, поучитель Христов. Пристань, помоги к словам моим, и заговори у рабы божьей (имярек) все жары, все пары, все болести, досады, чтобы не болели и не щемили у рабы божьей Александры ни в ручных суставах, ни в ножных суставах, ни в буйной голове, ни в ясных очах от калинки, от малинки, от лешняка и печного кирпича, от баенного вирисняка. Не болело, не щемило у рабы божьей Александры отныне век и по веку.

 

№ 117. На призор

Стану я, раба божья Александра, благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду я в чисто поле. В этом чистом поле стоит золотой град. В этом золотом граде стоит золотой стул. На этом золотом стуле сидит царь Перфиля. У него три кнута золотые: Спасу кнут, Пречистой кнут, Николы кнут. Не бейте этим кнутом ни по земле сырой, ни по воде, ни по небесной теплоте. Бейте этим кнутом по рабе божьей Александре, отбивайте от нее ветры, порчи, водяные призоры. Что пришло от старичка, от старушки, от игумена, от игуменьи, от девки шумоволоски, от бабы пустоволоски, от попа-попадьи. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь.

 

 

№ 118. От родимца ("на родимку")

Стану я, раба божия Александра, благословясь, пойду перекрестясь, выйду в чисто поле. Пойду по пути, по дороге. На этой на дороге три жены, три Марьи несут три блюда золотые. На первом блюде свята вода, на втором блюде Пресвятой Богородицы, на третьем блюде Демьян-ладан. Помолюсь, покорюся святой воде. Обмойте рабу божию Александру от щипоты, от ломоты,

от грыжи, от злого родимца.

 

№ 119. От болезни ("на ветер")

Стану я, раба божия Александра, благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду я в чисто поле. В чистом поле лежит бел Латырь-камень. У этого камня выросли три трестины. Срежу я три трестины, ударю по белу Латырю-камню. Как в этом белом Латыре-камне нету ни грыжи, ни щипоты, ни ломоти, ни опухоли ни в костях, ни в мозгах, так и у рабы божьей (имярек) не было ни в жилах, ни в суставах, ни в белом теле, ни в красном мясе. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь.

(Все приведенные выше заговоры переписаны с листков, которые Александра Ивановна бережно хранит. После того, как заговоры были переписаны, она сделала к ним кое-какие пояснения: «Как скотину заговаривать, то на хлеб, на пойло, на соль заговорить, чтоб труба в доме закрыта была и ни с кем не разговаривать, когда говоришь слова. А если на человека слова сказать надо, на платок наговорить, а потом утрешься. А зори такие бывают: вечерняя заря — женская, утренняя заря – мужская». Кроме вышеприведенных заговоров, Александра Ивановна еще несколько наговорила устно.)

 

№ 120. От чирея

Как этому суку не было ходу, так бы этому вереду не было ходу. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь.

(Сук найдут, обведут, зачертят. -)

 

№ 121. На призор

Онега, река быстрая, бежишь быстро по пенью, по коренью, по белому каменью. Омываешь пенья, коренья и белые каменья. Омой рабу божьему (имярек) думы и призоры, людские оговоры, материну думу, отцову думу, от девки шумоволоски, от бабы пустоволоски, от всех встрецьных и поперецьных. Аминь.

(Зачерпнугь из Онеги воды. Сколько ни зацерпнешь воды — дак не прибавлять и не убавлять. Слова на эту воду сказать и водой той умыться. — А. 3.)

 

№ 122. На рождение ребенка ("бабленские слова")

Сама мать носила, сама приносила, сама и поциниваю, все грыжи унимаю, загрызаю, заговариваю: пуповую, лобовую, становую, подпятную, подживотную, зубную, оцьную - во весь стан целовицеский. Тело - древо, цьрево - железо. Как младень родилсы, так остепенилсы. Аминь.

(Над ребенком, как родился, сказать как пуп перевязывать. Когда родят хорошо, так сама мать и должна баить. — А. 3.)

 

№ 123. На рыкушу

Пойду я к синю морю, к Окияну-реке. Кит морской, царь водяной, дай водушки! Не ради хитрости, не ради мудрости, ради раба божьего младеня (имярек) на сон, на спокой, на добры дни. Аминь моим словам.

(Берут воду на утренней или вечерней заре, говорят на нее слова и той водой младеня умыть надо. — А.З.)

 

№ 124. Присушка

Стану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в цистое поле, стану к востоку лицом, к западу хребтом. Из темного леса летит змея огненна. Я ей спрошу: "Куда летишь, куда путь держишь?" Она отвечает: "Лечу в сырой бор, сырого бору жгать, сырого лесу подсушать". А я ей скажу: "Не лети ты в сырой бор, не подсушай ты сырого лесу. Залети к рабу божьему (имярек) в ретивое серьце, в горяцюю пецень, разожги и распали его к рабе божией (имярек). Чтоб он не мог без ей ни жить, ни быть, ни дней дневать, ни ноци спать. Днем по красну солнышку, ноцью по ясному месяцу. Чтобы казалась раба божья (имярек) рабу божьему (имярек) краснее солнышка, светлее месяца светлого, роднее роду матери."

(Не надо аминь этим словам. Говорить хоть на что — только не на соленое. На свежую рыбу, только не на соленую. Чтобы на руке у того человека, которого присущею, не боло колечка, чтоб не клал ногу на ногу, руку на руку. - А. 3.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: