Текст№2. Что такое семейный бюджет




Карточка №1. Текст

Задание. Расшифровать выделенные фрагменты текста.

1. «Людмила Иванова вынуждена была уволиться с работы, ее муж работает водителем, его зарплата составляет 35 тысяч рублей. У них есть двое детей, 7 и 15 лет. Сегодня им пришлось обсудить свой мыйсеней тюдбеж (семейный бюджет), так как ыходод есимь (доходы семьи) сократились, а рыходса (расходы) остались на прежнем уровне. К тому же необходимо платить ритедк (кредит) за дачный участок».

Составление плана решения проблемы.

Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Почему? (ответы детей) Да, для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. В древности это приравнивалось к искусству.

Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика –экономика семьи.

Ребята вы можете назвать тему нашего сегодняшнего урока?! Вы совершено правы. Экономика семьи!

Теперь нам известна тема урока нам нужно поставить цель нашей деятельности. Для этого вернитесь к таблице «Маршрутного листа» и запишите цель урока, каждый для себя. Если есть желающие нам эту цель озвучит, зафиксируйте ее на большом листе, который есть у каждого на столе и закрепите ее на нашей доске в «Банк целей». (Учащиеся самостоятельно записывают цель в таблицу во второй столбик.)

Учащиеся фиксируют цели. Желающие озвучить свою цель выходят к доске представляют ее и крепят на доске лист с целью при помощи магнита.

Спасибо, ребята, наш банк целей заполнен. А вот какие цели ставлю я. На занятии мы будем:

• Повторять и объяснять понятия домашнее хозяйство, доходы, расходы, семейный бюджет, ресурсы семьи;

• давать характеристику семьи как экономической единицы, выяснять из чего состоит семейный бюджет, определять, с какой целью он составляется, выяснять его роль в домашнем хозяйстве;

• продолжим учиться рассуждать, составлять схемы, делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения;

• постараемся выразить свое отношение к миру – семейного бюджета, выработать черты рационализма и экономии при формировании семейного бюджета.

Предлагаю работу по следующему плану:

1. Ресурсы семьи

2. Семейный бюджет

3. Расходы семьи

Записывают в тетради тему урока и план.

Итак, приступим. У каждой семьи есть своё домашнее хозяйство. Оно состоит из разных элементов. Причем эти элементы не статичны, они меняются, пополняются, обновляются. Для того чтобы рационально вести домашнее хозяйство нужно правильно оценивать ресурсы семьи. А что же такое ресурсы семьи и какие они бывают?

Для того чтобы ответить на этот вопрос вам предстоит прочитать не большой текст№1 и выполнить задание к нему. Вам предстоит в парах составить кластер «Ресурсы семьи».

Текст№1. Ресурсы семьи

Из чего же складывается экономика семьи? Семья располагает материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми ресурсами. Рассмотрим их.

Материальные ресурсы – квартира (дом и приусадебное хозяйство), дача или садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи.

Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию и выполнения необходимой домашней работы.

Энергетические ресурсы – это средства освещения и обогрева (например, электричество, газ, дрова) дома, где живёт семья, количество и качество подачи этой энергии. Из средств массовой информации вы знаете, что в России есть районы, где зимой происходят серьёзные сбои в подаче тепла в дома людей. Население этих регионов вынуждено искать дополнительные возможности для обогрева своих жилищ.

Информационные ресурсы составляют знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ и возможности пополнения этих знаний. Например, чтобы готовить еду, необходимо помнить рецепты или иметь под рукой поваренную книгу (или консультанта).

Финансовые ресурсы – это доходы и сбережения семьи. Доход семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов, сверка по слайду.

Исходя из полученной информации о ресурсах семьи нам предстоит составить схему «Бюджет семьи». Для этого вы прочитаете текст№2 с использованием метода активного чтения с маркировкой прочитанного значками +, -,?, которые вы указываете на полях (прием “инсерт”).

Текст№2. Что такое семейный бюджет

В выпусках телевизионных новостей, заголовках газет вы наверняка встречали слово «бюджет» (от английского budget, буквально означающего «денежная сумка, кошелёк»). Бюджетом в старой Англии называли сумку, в которой министр финансов страны носил деньги и свои отчёты. Со временем слово стало означать отчёт министра финансов перед парламентом за определённый период времени. Рассмотрим современное значение этого слова.

Семейный бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи на некоторый период времени. Бюджет необходим, когда требуется тщательно оценить желательные расходы в соответствии с предполагаемыми доходами. Он используется для оценки состояния финансовых дел семьи.

Бюджетом называют также сумму доходов и расходы за какое-то время, обычно месяц, квартал (3 месяца) или год, т. е. бюджет – это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени.

Например, ваш бюджет составляют карманные деньги, выдаваемые родителями на неделю или месяц. Вы можете истратить их все в первый же день, а потом горько сожалеть, что не удалось сходить с друзьями в кино, купить красивую ручку, заколку или компьютерную игру. В решении этой проблемы может помочь становление личного бюджета, т. е. соотнесение предполагаемых доходов и расходов.

Учащиеся самостоятельно составляют схему, затем учитель предлагает им провести взаимопроверку друг у друга. После чего они сверяют свои схемы со слайдом.

А, теперь давайте пофантазируем, что будет, если семья не задумывается о своём бюджете. (ответы учащихся)

Давайте вспомним, какие виды бюджета вы знаете. Перед нами схематичное изображение видов бюджетов. Нам предстоит указать правильно название. (учащиеся устно выполняют задание)

Вижу устали уже сидеть, давайте разомнемся с пользой. Попрошу всех встать у своих мест и выполнить задание. Я вам буду назвать социальные явления, а вам нужно будет подняться как можно выше на цыпочки, если оно увеличивает доходы семьи и присесть, если они уменьшают их.

· Отсутствие хорошего образования;

· высокооплачиваемая работа;

· пьянство и другие вредные привычки;

· хорошее здоровье;

· поиск различных источников дохода, слабое здоровье;

· старательность в работе;

· престижное образование.

Всем спасибо, присаживаемся на свои места.

Размялись, теперь продолжим работать. Переходим к 3 пункту нашего плана - На что семьи тратят деньги.

Все расходы семьи можно условно поделить на две группы: обязательные и произвольные. Подумайте, почему их так называют. (ответы учащихся)

Давайте проверим наши догадки. Внимание на слайд. Перед вами записаны расходы семьи нам нужно их разгруппировать в два столбика. В-первый обязательные, а во-второй произвольные. (учащиеся устно выполняют задание)

Правильно. К обязательным относятся расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг (электричества или газа, отопления, водоснабжения), транспорт, лекарства.

А произвольные расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного, а также с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и своими домашними животными, с организацией досуга и отдыха, коллекционированием, покупкой предметов роскоши.

Вопросы есть по изученному материалу? Тогда приступаем к выполнению заданий. Возьмите карточку с заданием №1 и выполните его самостоятельно. После выполнения сделайте взаимопроверку. Не забывайте ставить себе плюсики за правильное выполнение заданий.

Задание 1. Познакомьтесь с результатами социологического опроса

1) перечислите основные источники семейных доходов;

2) определите, какой из перечисленных источников преобладает;

3) какой из источников минимальный

4) как вы думаете, что такое «другие источники», как они влияют на доходы семьи?

Результаты социологического опроса жителей города N

Основные источники семейных доходов:

Заработная плата – 80%

Свое дело – 12 %

Хозяйство – 8 %

% от вкладов – 3 %

Собственность – 5 %

Другие источники – 38 %

Задание 2. Догадайтесь по определениям, о каких понятиях идет речь.

ЖЮТБЕД – есть и у семьи и у государства, регулирует круговорот денежных средств.

ОДХЫСАР – по закону Эгеля их доля на насущные потребности снижается.

ЯФИЛЦИНЯ – процесс повышения общего уровня цен в стране.

ЫДОХДО – средства, используемые для оплаты расходов.

ИЦИТФЕД – состояние бюджета, при котором расходы превышают доходы.

Итак, проверяем все вместе. (ответы учащихся) И не забывайте оценивать себя.

Задание 3. Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

После выполнения задания учащиеся сверяются с эталоном. Примерный ответ:

• Квартира, домик в деревне — материальные ресурсы

• Родители и старший сын — трудовые ресурсы

• Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов — информационные

• Зарплата родителей и сына — финансовые ресурсы

• Проценты — доход от сбережений в банке

• Рента за земельный участок — собственность.

Вот и подходит к концу наш урок. Нам осталось подвести итоги и оценить сегодняшнюю нашу работу. Для этого вернемся к целям нашего урока. Сейчас ребята, которые сдавали свои цели в «банк» могут их забрать и сделать вывод достигли они ее или нет. (Ученики по очереди подходят, снимают свою цель и резюмируют работу по ее достижению). А, теперь предлагают оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки.

Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________

Таблица самооценки.

Активный участник, дающий правильные и полные ответы. Активный участник, однако, допускающий неточности при выполнении задания. Участник, показавший не достаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности.
«5» «4» «3»

Молодцы. Открываем дневники и фиксируем домашнее задание. Первое задание для всех - Повторить термины по экономике

И еще одно на ваш выбор:

· составить совместно с родителями бюджет семьи

· проанализировать совместно с родителями способы экономии семейного бюджета

· написать эссе на тему «Копейка рубль бережет»

Мне сегодня понравилась ваша работа на уроке. И напоследок я хочу вам дать напутствие: учитесь, вести домашнее хозяйство экономно иначе может быть такое...

Источник:

1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова Обществознание: человек, право, экономика: учебник 7класс - М.: «Просвещение», 2012.

2. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова Обществознание: человек, право, экономика 7 класс: методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 2015.

Задания№1-2: infourok.ru/material.html?mid=8025

Тексты№1-3: я-школярик.рф

Картинки:

Винн-пух: https://www.incred.ru/slovar/byudzhet/43416/

Кот в шапке: https://www.liveinternet.ru/users/5416033/post344062668/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: