Школа как педагогическая система и объект управления




 

Цель изучения: дать характеристику школе как объекту управления в соответствии с современными научными представлениями; рассмотреть внутреннее строение школы как открытой системы.

Основные понятия: организация, социальная организация, школьная организация.

 

План

1. Школа как социальная организация.

2. Системообразующие факторы школы как педагогической системы.

3. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы школы.

4. Социальный заказ, адресуемый современной школе, его обоснование. Возможности изменения социального заказа школе в будущем.

5. Роль в жизни школьного коллектива ценностей школы, ее миссии, организационной культуры.

6. Устройство школы как открытой системы (внутреннее строение школы).

7. Функционирование и развитие школы.

 

Список литературы

[4], [14], [16], [19], [20], [29], [32], [34].

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки

 

1. Почему для управления школой необходимо специальное изучение школы как управляемого объекта?

2. Докажите, что школе присущи все атрибуты, свойственные социальным организациям.

3. Почему при всей важности образовательного процесса управление школой нельзя сводить к управлению этим процессом?

4. Каково воздействие важнейших факторов широкой социальной среды на школу, и как оно может измениться в обозримом будущем?

5. Что следует считать главным выходом школьной системы и почему?

6. Изобразите, как будет выглядеть модель каждой из основных подсистем школы, построенная по схеме: вход – процесс – выход?

7. Разработайте собственную модель устройства школы как открытой образовательной системы. Обоснуйте ее.

 

Тема 3

Система внутришкольного управления

 

Цель изучения: сформировать представление о назначении, задачах и сущности функций управления в школе.

Основные понятия: система управления, функция управления, управленческая задача, процесс управления, методы управления, эффективность управления.

 

План

1. Основные понятия внутришкольного управления.

2. Функция педагогического анализа.

1. Роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом.

2. Виды и содержание педагогического анализа.

3. Основные объекты педагогического анализа.

3. Функции целеполагания и планирования.

1. Планирование целей в школе.

2. Требования к постановке целей.

3. Виды планов работы школы.

4. Функция организации.

1. Назначение организационной деятельности.

2. Структура и образовательная система школы.

5. Функции контроля и регулирования.

1. Назначение контроля.

2. Требования к проведению контроля.

3. Виды и формы и методы контроля.

4. Нововведения в организации контроля в школе.

6. Методы внутришкольного управления.

7. Эффективность процесса управления.

 

Список литературы

[4], [9], [11], [14], [16], [19] - [21], [25], [27], [29], [32], [34].

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки

 

1. Дайте определение функции управления. Как различаются функции управления по видам? Приведите примеры управленческих функций.

2. Что такое управленческая задача? Чем она отличается от функции? Приведите примеры управленческих задач.

3. Дайте определение процесса управления. Что такое управленческий цикл?

4. В чем состоит роль и каково содержание педагогического анализа в управлении школой?

5. В чем заключаются трудности при целеполагании в образовательной деятельности и как их можно преодолеть?

6. Как связан контроль и регулирование с другими функциями внутришкольного управления?

7. Какие требования нужно соблюдать для повышения результативности и эффективности контроля?

8. Чем отличается эффективность управления от продуктивности управляемого процесса?

9. Составьте алгоритм проведения тематического анализа в школе в одной из подсистем по выбору (система уроков по какому-либо предмету, система воспитательной работы класса, система работы с родителями и т.д.).

10. Изобразите схематично наиболее понравившуюся вам организационную структуру управления школой. Обоснуйте свой выбор.

11. Составьте схему проведения одного из видов контроля (по выбору) в школе, пользуясь формой таблицы 3.

Таблица 3

Объект контроля Содержание (вопросы) контроля Методы контроля
1.Работа классного руководителя 2.Учеба учащихся 3.Психологическая атмосфера в классе 4.Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее количество неуспевающих 5. …    

 

 

Тема 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: