Дидактические игры на уроках математики, как средство развития познавательной деятельности младших школьников




Проблема. Использование дидактических игр на уроках математики для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.

Цели. Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством дидактических игр на уроках математики. Определение наиболее эффективные методов использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах.

Результат.

1. Концентрация внимания;

2. Интерес к уроку;

3. Высокая степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность;

4. Расширение кругозора, закрепление знаний, в том числе по многим школьным предметам, развитие находчивости, смекалки

 

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к математике наряду с другими методами является дидактическая игра. Один из основных видов деятельности дошкольника – игра. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые годы обучения ребенка в школе.

Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Формирование интереса к учению – важное условие повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

Внесение в урок дидактической игры, удовлетворяющей целям обучения на данном уроке и носящей обучающий характер, сближает учебную деятельность с привычной; произвольное внимание детей постоянно переключается на учебные занятия, на решение учебной задачи. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальной школе можно добиться более прочных и осознанных знаний, учений и навыков. В игре обучающиеся, незаметно для себя в занимательной игровой форме выполняют большое число математических действий, упражнений, сравнивают числа, решают задачи и т.д., легче преодолевая трудности математического характера. Возникающие в игре положительные эмоции активизируют познавательную деятельность ребенка, направленную на развитие произвольного внимания, памяти, формирование способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Дидактическая игра помогает учителю разнообразить работу обучающихся на уроке, снять напряжение от учебной нагрузки, переключить внимание детей.

Одним из средств формирования познавательного деятельности является занимательность. С.И. Ожегов толкует слово "занимательный” как "способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания стал более продуктивным. Работая учителем, я пришла к выводу, что в процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Дидактическая игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д. Я включаю сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы. Наиболее интересно проходят уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков, Праздник числа и т.д.). Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

Различают три уровня познавательной активности:

1 уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника. Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний, проявляющаяся в отсутствии вопросов типа «Почему?».

2 уровень – интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерным показателем второго уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3 уровень – творческая активность. Характеризуется интересов и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности школьники проявляют стремление применить знание в новой ситуации, то есть произвести перенос знаний и способов деятельности в условия, которые до сих пор школьнику не были известны. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Каждый последующий уровень включает в себя черты предшествующего и имеет ещё черты особенные, отличающие его от предшествующего.

На всех уровнях активности процесс учения протекает на основе аналитико-синтетической деятельности, однако, доза помощи учителя в её совершении от максимальной на первом уровне до минимальной на третьем.

«Игра – творчество, игра – труд» - писал В.Г. Коваленко. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к занятиям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированны. В.Г. Коваленко считает, что дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических и игровых методов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.

Рекомендуется на уроках математики в начальных классах чаще использовать следующие виды игр:

· развивающие, так как они направлены на развитие личности учащегося;

· коллективные, так как они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;

· индивидуальные, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;

· подвижные, так как учащиеся начальных классов подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;

· тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;

· «скоростные», так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: