Тема 2. Появление оригинальной русской литературы. Становление жанра летописи (на примере «Повести временных лет»).




Задачи оригинальной русской литературы: становление национального и государственного самосознания.

 

Летопись - жанр, выполняющий эти задачи. Формирование жанра как отталкивание от византийских хроник. Источники: записи в пасхальных таблицах, народные исторические предания, византийские хроники, записи современников событий.. Споры о времени соединения источников в одном жанре. Работа Шахматова по обнаружению сводов, предшествующих «Повести временных лет». Гипотезы Шахматова, Лихачева и Рыбакова об этапах становления жанра. Гипотеза Лихачева как наиболее убедительная сегодня. Этапы становления жанра: 30-40-е гг. Х1 века, 70-е гг.Х1 в., 90 – гг. Х1в., 1113г.. Появление жанрообразующих черт на каждом этапе. Основные черты жанра летописи (историзм, погодный принцип записи, разнообразие источников, компилятивность, политическая направленность, соединение разнообразных жанров, специфический образ летописца и пр.)

 

ЛЕКЦИЯ 6-7

Гипермодуль 2

Модуль 1

Тема 3. Формирование жанров жития, проповеди и хождения в русской литературе

Становление жития как движение к византийскому канону. Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси: совмещение житийных и летописных элементов. Отсутствие ряда канонических элементов: нет судьбы, нет подвига, отделенного от смерти и пр. Черты жанра мортирия в Сказании. Сказание о Борисе и Глебе, канонические элементы: развернутое повествование, вступление (хоть и неканоническое), часть чудес и т.д. Отличия от византийского канона. Чтение о Борисе и Глебе Нестора как каноническое житие. Причины его непопулярности. Житие Феодосия Печерского как удачное каноническое житие. Национальное своеобразие русских житий: психологизм, бытовая детализация, политический ракурс.

Проповедь как наиболее свободный жанр средневековой литературы. Отражение личности проповедников в тексте проповеди. «Простота» Луки Жидяты, полемический задор Феодосия, философичность Илариона, эмоциональность Кирила. Художественные средства, используемые проповедниками: риторическая амплификация (Кирил), параллелизм и антитеза (Иларион).

Причины создания жанра хождения игуменом Даниилом. Структура произведения в целом и каждой главы в связи с задачами, стоявшими перед автором. Отличие хожений от европейских жанров (путешествия, паломничества и пр.). Образ автора.

Специфика отражения стиля монументального историзма в каждом из рассмотренных жанров.

 

ЛЕКЦИЯ 8

ГИПЕРМОДУЛЬ 2

МОДУЛЬ 2

Тема: 13 век: от монументального историзма к эмоционально-экспрессивному стилю.

Разрушение представлений о времени и пространстве, свойственных стилю монументального историзма в Слове о погибели Русской земли и в Повести о разорении Рязани Батыем: камерное и враждебное пространство, дискретное время. Восприятие татаро-монгольского нашествия как кары господней. Композиция памятников.

Интерес к человеческой личности в Молении Даниила Заточника. Новые критерии оценки человека. Глубокое понимание «Даниилом» человеческой психологии. Карнавальность произведения, связь с фольклорной, скоморошьей традицией. Моление как подготовка к русскому Предвозрождению.

 

ЛЕКЦИЯ 9

ГИПЕРМОДУЛЬ 2

МОДУЛЬ 3

Тема: Эмоционально-экспрессивный стиль и его отражение в русской житийной литературе Х1У – ХУ вв.

Эмоционально – экспрессивный стиль – русское Предвозрождение? Аргументы за и против. Основа предвозрожденческой культуры – мистический интерес к человеческой душе.

Исихазм как философская основа эмоционально – экспрессивного стиля. Взгляды исихастов (Григорий Синаит, Григорий Палама и др.): цель человеческой жизни – восхождение духа к божеству в состоянии экстаза, достигаемого в результате умной, молчаливой молитвы.

Система художественных приемов, передающих особое состояние человеческой души – состояние экстаза.

ЛЕКЦИЯ 10

Гипермодуль 2

Модуль 4

Тема: Литература 15 – начала 16 вв.: формирование идей, лежащих в основе стиля второго монументализма

Формирование представлений о лидирующей роли Московского княжества в жизни Русского государства (памятники Куликовского цикла).

Подведение итогов самостоятельной работы по Куликовскому циклу.

Возникновение политической теории «Москва – третий Рим». Политические причины, породившие эту теорию. Транскрипция ее в новгородской и московской литературе.Система аргументов, используемых авторами для доказательства особой роли Москвы на международной арене: генеалогическая преемственность, передача священных предметов, символика как отражение божественной воли.

Появление церковно-полемической литературы. Споры с еретиками и споры об отношении к еретикам. Важнейший вопрос полемики нестяжателей и иосифлян – вопрос об отношении церковной и светской власти. Изменение позиций великокняжеской власти по отношению к двум «группировкам» внутри официальной церкви.Возникновение идеи теократического происхождения царской власти. Художественная манера Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Философия Максима Грека, художественное своеобразие его сочинений.

Проблема идеального правителя в переводной литературе: какова должна быть мера жестокости? Идея грозного царя в Повести о Дракуле. Средства выражения авторской позиции.

«Складывание» рассмотренных идей в новую идеологию, лежащую в основе стиля второго монументализма.

 

 

ЛЕКЦИЯ 11- 12

Гипермодуль 2

Модуль 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: