Отражение народных представлений об анатомии человека в лечебных заговорах Сибири и Дальнего Востока середины XX – начала XXI века




Поцелуйко Яна Олеговна

Студентка Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия

Тело человека, подобно мировому древу, является одним из образов модели мира в славянских мифологических представлениях. В связи с этим исследование принципов изображения тела в заговорах важно для понимания архаичных воззрений на самого человека и окружающий его мир. В лечебных заговорах человек – центральный объект, в тексте ему уделяется значительное внимание. Поэтому нашей целью стало выявление особенностей изображения анатомии людей в лечебных заговорах Сибири и Дальнего Востока середины XX – начала XXI века.

Материал для исследования взят из сборников дальневосточного фольклора «У ключика, у гремучего» и «Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока», фольклорного архива кафедры русского языка и литературы Дальневосточного федерального университета и личного архива. Проанализировано 199 текстов.

Для большой части лечебных заговоров характерно подробное перечисление органов и частей тела человека, из которых изгоняется болезнь: «…с тонкого волоса, с буйной головы; с черепков и мозгов, с румяного лица, с ясных очей» [Болонев: 395], «…из ног из рук из буйной головы из ретивого сердца из белова тела из синих жил из красной крови» [Личн. арх.: 9–10].

Порядок упоминания частей тела не имеет особой семантики, они представлены неупорядоченно: «…с рук и с ног, с буйной головы, с белого лица, с ретивого сердца, с легки и печенки» [Болонев: 386], «…в голову не стучать в уши не стрелять очи не темнить зубы не ломить» [Личн. арх.: 10]. Предполагаем, что для заговаривающего не столько важно соблюсти порядок перечисления, сколько сделать это перечисление наиболее полным, чтобы устранить болезнь из всего организма. По этой причине список упоминаемых частей тела и органов довольно широк и варьируется от заговора к заговору: голова, уши, зубы, губы, руки, ноги, сердце, печень, лёгкие, мозг, кости, жилы, очи, лицо и т.д. Распространены обобщающие номинации «тело» и «стан», употребление которых позволяет заговаривающему обозначить весь организм сразу, чтобы не дать болезни остаться в его неупомянутых частях.

Кажется, что сердце должно называться наиболее часто, т.к. это главный орган, по представлениям как древнего, так и современного человека. Несмотря на это, в исследуемых текстах наиболее частотно упоминание крови и костей (упоминание крови встречается 53 раза, костей – 46, сердца – 40). Это объясняется наличием особых групп заговоров от кровотечения и лихорадки, кроме того, кровь и кости «растянуты» по всему телу и их упоминание позволяет охватить практически весь организм.

В целом, тело человека в лечебных заговорах представлено универсально, без маркированности по гендеру или возрасту. Исключение составляет образование названий частей тела с помощью аффиксов субъективной оценки -очк- / -ечк-, -чик- / -щик- («…из каждой жилочки, из семидесяти семи суставчиков» [Фольклорный архив кафедры]) в заговорах, направленных на исцеление детей. В основном же принцип описания тела в текстах, используемых для исцеления детей, такой же, как в других группах лечебных заговоров. Универсальность обусловлена, вероятно, прагматикой заговора (отсутствие необходимости менять текст в зависимости от гендерных, возрастных и прочих особенностей объекта ритуала) и создаётся за счет использования постоянных эпитетов, характерных для восточнославянского фольклора: «горячая» кровь, «буйная» голова, «ретивое сердце» и т.д.

Ещё одна особенность изображения тела человека в исследуемых текстах заключается в том, что оно, поражённое недугом, представляется неизменно здоровым, красивым («белое лицо», «черные брови») и подчёркнуто живым («буйная голова», «ретивое сердце»). По мнению исследователя Т.А. Агапкиной, это связано с тем, что болезнь не органически присуща человеку, а является внешней силой, вошедшей в его идеальное тело, но не навредившей ему, и значит, её можно бесследно устранить [Агапкина: 643–644].

Рассматривая тело человека в более широком контексте, нужно упомянуть о его связи с природой и миром. В анализируемых нами заговорах эта связь проявляется в аналогиях, устанавливаемых между человеком и элементами природы: «Как небо и земля не боятся, не повреждаются, так бы ты <…> не боялся, не повреждался» [Болонев: 411]. Так, можем утверждать, что, приводя человека в исходное, здоровое состояние, знахарь возвращает миру равновесие. К схожему с нашим выводу приходит и Г.С. Поповкина: в своем исследовании мировоззрения современных целителей она указывает, что знахарь налаживает энергетическое взаимодействие между человеком и природой, тем самым оздоравливает отношения микрокосма (человека) и макрокосма (природы) [Поповкина: 131].

Таким образом, в лечебных заговорах Сибири и Дальнего Востока середины XX – начала XXI века тело человека изображается универсально, оно подчёркнуто здорово, красиво и полно жизненных сил, в текстах преобладают упоминания крови и костей, отсутствует семантически обусловленный порядок перечисления частей тела и органов, описание их взаимодействия. Предполагаем, что эти факты свидетельствуют о сохранении (хотя и ослабленной) связи мировоззрения современного носителя традиции с архаичным представлением о мироустройстве, в центре которого был человек, тождественный мировому древу и являющийся органичной частью природы.

Литература

1. Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. М., 2010.

2. Болонев Ф.Ф. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997.

3. Личн. арх. Поцелуйко Я.О.

4. Поповкина Г.С. Знахари и знахарство у восточных славян юга Дальнего Востока России. Владивосток, 2008.

5. Фольклорный архив кафедры русского языка и литературы ДВФУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: