Забытые уголки Орловской земли




Проза иеромонаха Доната (Дмитрия Владимировича Мисюкова)

Полюби своё Отечество

Последняя чреда трагических событий в нашей стране: дерзкое убийство Российского посла в Турции, массовое отравление в Иркутской области и гибель пассажиров российского самолёта 25 декабря, по-разному воспринимается гражданами России и нашими соседями.

Мы живём в такое время, когда каждый может говорить, писать и выражать свои взгляды на происходящее, в зависимости от своего таланта, интеллектуального и нравственного развития, от духовной наполненности или скудости всего перечисленного.

Пишут наши граждане и гражданки, судари и сударыни о многом. Согласен, что у всех есть право на выражение своих взглядов и мыслей. Это можно понять. Одного не могу понять и душа моя не приемлет, ум не вмещает, сердце сжимается, когда приходится читать или слушать всевозможные гнусности.

Не хочется рекламировать автора на Прозе.ру и его статьи, но прочтение ряда «произведений» этого писателя вынудило меня на написание данной статьи.

Я не знаю, какое первое слово произнёс будучи младенцем, но знаю точно, что сказал его на родном мне, русском языке.

Не помню, какие первые самостоятельные шаги сделал, будучи малышом, но знаю точно, что мои слабые ножки бежали по родной, русской земле.

Не могу сказать точно, когда я самостоятельно поднёс к своему рту кусочек хлеба, знаю одно, что этот хлеб был выращен, собран и испечён руками наших российских тружеников села.

Не могу сказать с уверенностью, в каком возрасте подняв голову и посмотрев на ночное небо, и я поразился его красоте и мерцанию множества созвездий и осознал через эту красоту Божественную мощь, но точно знаю, что это было российское небо.

Россия – это моя Родина. Я родился и вырос в этой стране. Мои дедушки погибли на фронте защищая свою родную землю от фашистских захватчиков. Я ел хлеб, бегал по лесным тропинкам, любовался закатами вечернего неба, слушал пение птиц и сам пел незамысловатые песни, дышал воздухом, радовался, впервые осознав, что я не один, а рядом есть родственные души – всё это мне дала моя Родина.

Россия – это моя мать, как и многим миллионам моих сограждан. Как у любой матери, взрастившей своих сыновей и дочерей, бывают моменты болезни, слабости, так и моя Родина находится сейчас, быть может не в самом лучшем состоянии. Есть определенные проблемы. Но неужели истинно любящий сын или дочь будет пинать, оскорблять и бить свою больную мать? Это каким извергом надо быть?!

Так почему же, мы позволяем себе оскорблять свою Родину, нашу Россию? Или кому-то хочется загнать свою старушку мать в могилу. Кому то ласка материнская стала противна, хочется испытать на себе «любовь» мачехи?
В эти дни испытаний, сынам и дочерям надо бы объединиться и помочь своей матери, за доброту её оплатить добром и любовью.

Так исторически сложилось, что Россия всегда была Православной. Нравится это кому то или нет, но именно с Православием связано всё самое лучшее, яркое, славное и по настоящему великое в нашей стране. Это Православие не подавляющее, в стране прекрасно живут и развиваются граждане иных вероисповеданий. У нас, слава Богу, никогда не было гражданской войны по религиозному признаку.

Кому то не нравится Православие? Желаем оказаться под игом реакционеров исламистов современного покроя? Так первые взвоют у нас эти же «писательницы». Ислам быстро научит своей культуре: правильно одеваться, уметь ждать, любить и ценить своего мужа и многому другому. Голыми животами нашим женщинам крутить не придётся.

Хорошие слова есть в Священном Писание, сказанные некогда великим пророком Иеремией заплутавшему народу израильскому: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим» (Иер.6,16).

Нам не помешало бы обратится назад и посмотреть на славные страницы нашей страны, с чем они были связаны, и на страницы скорбные, что приводило нас к скорби и утратам. Но в любом случае мы должны любить свою страну, свою Родину.

Склоняю голову перед всеми, кто защищал наше Отечество на протяжении всей истории России. Пусть Господь упакоет их души.

Дорога к храму

С юных лет мне полюбился храм. Старинный храм, где идёт неспешно богослужение, без выкрутасов в пении, без высокомерия служителей, храм, где всё чинно, просто и дружелюбно. Именно с таким храмом мне повезло с молодых лет, к такому храму тянулось сердце и душа.

Так получилось, что в храм пришлось ходить тайком от родителей. Время было советское, а они, милые мои родители и родственники, не приветствовали увлечения делами церковными.

Мне нравилось всегда не ехать, а именно идти к храму, идти пешком. И я шёл к нему. Шёл и по зимней стуже в Сибири, и по солнцепёку в Средней Азии и на Кавказе, шёл в слякоть в средней полосе России.

Всегда нравилось идти к храму в полном одиночестве; без шумных, любопытных и разговорчивых попутчиков. Возможно, что поэтому я не понимаю коллективные паломнические поездки, где всё всегда наскоком.

Наскоком в храм, наскоком на исповедь, коллективно свечи ставить и к иконам и святыням прикладываться, наскоком в источниках купаться.

Вполне возможно, что это у нас пережиток остался от советской эпохи – коллективные походы, комсомольский задор в крови, культпросветы. Да и не понять мне современных паломников, иконку повесят на груди, дорогостоящая видеокамера в руках, а выражение глаз какое-то злое, как у коршунов. Простите, но это не моё!

Иной раз идёшь тихонько, не спеша и о многом подумать успеешь. Когда кругом или поля – российские просторы, или горы – краса Средней Азии и Кавказа, то мысли особо не рассеиваются. А если даже мимо жилых домов и поселений идёшь, то мысли наоборот собираешь во едино, чтобы не дойти в своих благих размышлениях до осуждения людей, не спешащих в храм и не дойти до самовозношения.

Дорога к храму у каждого своя и в своё время. Хорошо, если с юных лет и осознанно пошёл. В юности нам всё кажется прекрасным и мы полны надежд. Хорошо, когда в годах зрелых или преклонных, но уже с покаянием за дела совершённые без милости и без любви. Дорога к храму должна быть дорогой покаяния.

Главное, чтобы дорога была к храму, чтобы она не зарастала в наших душах. Чтобы наше сердце жаждало встречи с чем то чистым, добрым, светлым в храмах, к которым мы спешим. Будь то встреча с иконой, тихо и скромно стоящей в неприметном углу храма, не зацелованной и мало приметной; будь то со священником, не напускающем на себя многозначительности, а улыбчивым, приветливым, со светлым взглядом и ждущем именно тебя, со всеми твоими грехами. Или встреча с могилами у храма, давно забытыми и покинутыми родственниками и родными, потому что их давно уж нет в живых.

Всё это умиляет и душа плавится и очищается.

Главное, чтобы без суеты, без спешки, без лицемерия. Чтобы наша дорога была покаянной и умиротворённой, а встреча с храмом – спасительной.

 

Одинокий монах

(Автобиографический этюд)

Глубокий летний вечер. Давно смолк дневной шум. Я сидел в кресле и смотрел в открытое окно. Звенящая тишина, только под окном тихонько шелестит трава. Это ёжик шевелит её, я вижу его каждый вечер под окном.
Она лежала на моих коленях, и я чувствовал её тепло.

Большая, круглая Луна смотрела на нас. Думать ни о чём не хотелось. В келии было светло от лунного света, и я посмотрел на свою спящую красавицу.
Интересно, она просто отдыхает или спит? Если отдыхает, или притворяется спящей, то о чем- то думает? Наверное, нет. А если спит, что снится ей? Наверное, что-нибудь приятное из её мира. Это единственное живое существо, поселившееся у меня в келии, которое греет меня и утешает мою душу. Мне не хотелось её будить, и я тихонько положил свою руку на её голову. Она замурлыкала, потянулась всем телом и зашевелила усами.

Глядя на неё, я невольно улыбнулся, вытянул свои ноги и прикрыл глаза. Пусть нам приснится что-нибудь хорошее, пока мы будем дремать. Что-нибудь из нашего мира.

А Луна продолжала глядеть на нас в открытое окно, разливая свой мягкий свет по келии.


Заброшенные имения

Тихими летними вечерами люблю ходить по руинам некогда цветущего имения Кологривовых. Ходишь, прикасаешься рукой к старинным стенам и размышляешь о суетности человеческой жизни и превратности времен.

Имение Кологривовых как и их род известен на Орловщине с незапамятной старины. На средства Феодоры Васильевны Воронцовой, жены подпоручика Кологривова, в конце ХVIII века была построена каменная церковь. Этот храм входил в комплекс имения и являлся домовым храмом.

В начале 2000 годов здание храма восстановили стараниями потомков, а господский дом и другие хозяйственные постройки так и стоят за ненадобностью в разрушенном и заброшенном виде.

Как в настоящее время, так и в те далёкие времена по разному складывалась жизнь сельского люда. Были годы тихие, благополучные; были времена и тяжёлые. Но народ русский живя на исконно родной земле вся тяготы сносил терпеливо. Часто думаю, нам бы теперь такое иметь терпение.

Стоит в низине небольшой двухпрестольный храм. В этом храме крестили народившихся малышей, в нём же и венчались молодые пары, здесь же молились об урожайности года. В храме благословляли крестьян на войну с французами в 1812 году, на защиту Отечества и на другие войны. В стенах этого же храма и отпевали. Искали и находили люди в храме утешение в бедах, скорбях, несчастьях.

Рядом с храмом заросшая тропинка по которой когда-то бегали малыши, ходили старики и по этой же дороге шли мужики на войну. Теперь давно всё заросло.

Рядом с храмом старинное кладбище. Давно порушенное и многократно разграбленное за прошедшие столетия. Давно нет ни надгробных памятников, ни крестов. Но не могут оставить в покое прах умерших в древних могилах современные кладоискатели. Жажда лёгкой наживы не даёт покоя этим людям. Приезжают иной раз любители святотатственной добычи, пытаются «прощупать» кладбищенскую землю металлоискателями. Приходится вразумлять, увещевать этих людей, объяснять, что не стоит искать «металл» на старинных могилах.

Ещё можно было бы понять, если бы искали иноверцы-захватчики, у которых нет ничего святого к нашим предкам, но горько за то, что делают это свои же, бьющие себя в грудь, что они русские и православные.

И думаешь после этого, как же всё меняется в жизни не только одного человека, но в истории целых поколений и народов. Что некогда было свято, то со спокойной совесть подвергается поруганию, что было крепко, то рушится руками своих же безродных и без племенных потомков.

Так и в жизни человеческой, что-то зарастает мхом, а что-то ломается, разрушается, меняется.

Но хотелось бы, чтобы возродилась душа русского народа, и чтобы для русской души центром жизни внутренней, семейной и общественной оставался Храм. Чтобы наши сёла русские не зарастали травой и не разрушались бы стены храмов и домов. Чтобы крепла земля российская и народ вместе с ней. И чтобы наша Россия была благословенной страной!

 

Забытые уголки Орловской земли

Много славных людей дала России Орловская земля. Эти имена хорошо знает каждый: Апухтин А.Н., Басов А.Ф., Брусилов А.А., Бунин И.А., Фет А.А., Тургенев И.С. и многие другие. Среди них писатели, поэты, художники, военоначальники, политики, священники.

Орловская земля богата не только замечательными и самобытными людьми, но и достопримечательностями. Наша область богата красивыми зданиями, живописными полотнами замечательных художников, изделиями народных мастеров, старыми, народными песнями. К достопримечательностям нашего края мы смело можем отнести памятники великим людям, мемориалы советским воинам-защитникам и освободителям. И, конечно же, достопримечательностями являются фундаментальные сооружения церковного зодчества – храмы и монастыри, часовни и поклонные кресты.

Много стоит красивых храмов в забытых уголках Орловской земли. На границе Орловской и Липецкой области есть маленькое, затерявшееся на просторах Орловщины сельцо – Кологривово., Новодеревеньковского района.

Если смотреть на это село со стороны Липецкой области, то открывается удивительная панорама, по-своему красивая в любое время года.
Село Кологривово небольшое, в стороне от всех центральных дорог. В этом селе есть старинный храм с двумя пределами. Главный предел в честь Казанской иконы Божией Матери, малый предел в честь святителя Николая Чудотворца. Храм был построен в 1794 году тщанием подпоручицы Феодосии Васильевны Кологривовой.

Село и храм имеют древнюю историю. Здание храма каменное, теплое. Над храмом возвышается колокольня со звонницей.

 

В тридцатые годы двадцатого столетия храм был закрыт. Здание использовал колхоз для своих нужд.

С сентября 2000 года стараниями жительницы г.Москвы – Песковой Валерией Николаевной началось восстановление храма. Много сил и любви было вложено семьей Песковой В. Н. в воссоздание этого храма. В храме два резных иконостаса с иконами красивого, старинного письма. 14 октября 2005 года двери храма распахнулись для прихожан. Во все праздничные и воскресные дни по земле с.Кологривова и за ее пределы, вплоть до Липецкой области разносится колокольный звон, как в добрые старые времена, о которых так хорошо написано нашими земляками – Тургеневым И. С. и Лесковым Н. С.

В забытом уголке Орловщины, в старинном сельском храме возносят свои искренние молитвы жители села и твердо верят в лучшую долю.

Приглашаем жителей Орловской области и гостей совершить паломническую поездку к старинному Казанскому храму Божией Матери, где возносятся тихие молитвы к Богу. Поездка к нашему храму расширит кругозор знаний об Орловской области и духовно обогатит душу. Такие поездки особо полезны школьникам и студентам. Стены этого храма как бы дышат молитвой, храм действительно намоленный.

 


На старом кладбище

Иной раз, в городе живущий человек, попросит своих детей или внуков, чтоб похоронили его в родном селе, на старом кладбище. Видимо, душа под старости лет тянется к родному, на ту землю, где прошли юные годы. К просёлочным тропинкам, по которым бегала в детские годы, да к родным могилам, где покоится прах её предков.

Стоит в нескольких километрах от нас село старинное и совершенно заброшенное. Народ весь вымер. Бывает, приглашают меня иной раз на отпевания и всегда просят: «Батюшка, до кладбища, пожалуйста, чтоб как положено». Как людям отказать, да и имею ли я такое право? Добираемся до этого села, отпеваем под сводами старинного заброшенного храма. Дует со всех сторон, давно уж ни окон, ни дверей, так, одни стены. Да голуби летают под каменными сводами, воркуют. Может быть, говорят они между собой о душе преставшейся…

После отпевания несут гроб на руках на кладбище, к вырытой могиле. Зияет своей чернотой чернозёмной, сыростью обдаёт, готовая сокрыть на века.
Пока не спеша несут гроб, успеваешь оглядеться вокруг. Всё по старому. Древние надгробные камни со стёртыми от дождей и ветров надписями, да поросшие сухим мхом. Это старая часть кладбища. На новом участке стоят кресты деревянные, есть подкосившиеся от старости.

После молитвы и чина прощания с последним целованием усопшего, пока засыпают могилу, хожу по старым окрестностям кладбища. Мне никто незнаком, кроме тех немногих, кого пришлось отпевать. Хожу и читаю даты рождения, смерти и имена. Молишься об упокоении этих душ. Как человек прожил – Бог весть. Не нам судить, свою жизнь прожить бы достойно.

И многое передумаешь у этих могил и по иному оцениваешь все прожитые годы. Понимаешь, как много мы совершаем пустого, ничего не стоящего. Как мало произносим добрых слов. Как мало любви и доброты проявляем к другим людям нас окружающих. И просишь у Бога прощение. Бывает, что стоя у чужой и неизвестной мне могилы слёзы нахлынут.

Возвращаясь домой, к прежним обязанностям, хочется подольше сохранить в душе это умиротворённое и покаянное состояние. Столь ценное просветление души от общения с Богом у могил.

А вечером после молитвы, ложась спать, благодарю Бога, что дал мне возможность помолиться у могил на старом кладбище, заброшенного села.

Листая странные журналы

Тут мне на днях прихожанин принёс для чтения подшивку старых журналов «Нива» за 1913 год. Зная моё увлечение чтением, и помогая скоротать длинные, зимние вечера, решил он, что мне это занятие будет интересным. И он не ошибся.

Чего в этих журналах только нет?!

Читаю: «Игра исторического фатума», это вроде политического обозрения. Новости (не беда, что через 103 года) президентских выборов во Франции. Новости конкурсной выставки в Императорской Академии Художеств. И очень много чего ещё другого и не менее интересного. На страницах этих газет наткнулся я на публикации повести «Враги» С. Гусева - Оренбургского.

Несколько лет тому назад попалась мне не большая книга совершенно не известного для меня в то время автора: С. Гусева - Оренбургского с повестью «Глухой приход». Прочитал быстро, с интересом. Повесть о жизни священнослужителей глухих сельских приходов России 19 века. И вот теперь в подшивке журналов «Нива» встретил главы этой самой повести. И вновь с интересом перечитал.

Конечно, на эту тему: жизнь и быт священников русского села 19 века есть у многих русских авторов. Мамин- Сибиряк, Лесков Н.С., Чехов А.П. и другие. Много интересного и поучительного, когда мы можем сравнить времена той эпохи со днями сегодняшними.

Жизнь сельского священника за эти годы изменилась. Нет постоянной заботы чем накормить и во что одеть своих детей, если священник женатый. Не надо переживать за урожай на полях и ходить крестными ходами с иконами по полям и лугам, с молитвенными и слёзными прошениями о безведрии или о напасти чумы какой-нибудь. Гидрометцентр сообщит об одном, а вовремя поставленные прививки спасут от другого. Не надо запрягать лошадёнку и думать, чем прокормить её зимой, коль трава не уродилась, и сена нет. Изменился быт священника в лучшую сторону.

Изменились и матушки у батюшек. Раньше звали жену священника или диакона – попадья, а теперь попробуй, назови её так, оскорбится. Теперь всё культурно - «матушка». Это значит, есть батюшка и у него власть данная свыше, учить и наставлять народ честной, а есть матушка, она теперь тоже в храме не молчит, любит наставлять не хуже батюшки своего. Это тоже новшества нашего времени.
Раньше матушка занята была: детей обшивала, обед готовила, мужа батюшку ждала; а теперь другие заботы-хлопоты. Часами сидит в соц. сетях. Пока все сплетни (простите: новости церковные) не соберёт, не успокоится. Это матушки те, что попроще, а что по круче, так те фонды разные создают…

Тоже вроде изменения, правда, трудно определить в какую сторону.

Многое изменилось, но разница между священником сельским и городским осталась. Трудности у каждого свои, городским батюшкам тоже достаётся хлопот разных, но всё же в городском храме и штат работников имеется и с финансами по лучше. Сельскому, тем более в маленьком сельце, как ни крути труднее приходится. Хор церковный не соберёшь – народа нет. Найти мужчину алтарником, чтоб трезвый по жизни был, тоже проблематично. Если на службе душ 15-20 было, так это сразу 50-70% от всего прихода. А такого пока нет. По официальным данным лишь 1-3% населения посещают храмы.

Литургию отслужить, да ещё еженедельно, так это уже совсем хорошо.
Раньше на селе как священник мог оказаться? Вроде бы как по наследству от отца к сыну приход переходил, в редком случае как ссылка. Жил и терпел батюшка со своим семейством, матушка-жена в город к родителям своим от трудностей сельской жизни не убегала. На Бога не роптали. Служил священник как мог и народ Божий наставлял. Сегодня редко какой отец сам попросится на маленький сельский приход. Всё норовят в городские храмы получше устроиться. Не многие понимают, какая благодать на сельском приходе, при всех трудностях сельской жизни. Народ весь тебя знает, на службах суеты нет, пастырскую работу проводи, сколько хочешь и не только в храме. Главное, чтоб самому примером быть добрым. Бывают искушения, конечно, не без этого; народ поймёт, простит, если в любви жить с народом то…

Почитал я, полистал и подумал, в любое время хорошо жить. Главное, чтобы жить с интересом, с пользой. А с трудностями можно побороться. И духом не падать. Жить интереснее, когда живёшь для других, живёшь заботами своего прихода и своих прихожан.

Так что листайте и читайте старые журналы, много интересно там можно найти.

 

Источник

Иеромонах Иеромонах Донат Мисюков // Проза.ру [Электронный ресурс]. – [Сайт]. – Режим доступа: https://www.proza.ru.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: