Глава 3. Женское рабство




 

Хотя данных о мужчинах рабах немного, все же мы знаем о них больше, чем о женщинах рабынях. Источники дают очень скудный материал относительно женского рабства. И все-таки из него можно сделать достаточное количество выводов. Постараемся рассмотреть женское рабство по тем же аспектам, что и мужское. Начнем с повседневной жизни женщин рабынь.

Для начала рассмотрим, как же женщины становились рабынями. В основном, конечно, типичными для того времени способами, т.е. с помощью естественного прироста рабского населения, обращения военнопленных в рабов, иногда удочерения подкинутого ребенка с последующим превращением в рабыню или продажи родителями своих несовершенно летних детей в рабство. Но был еще один, нетипичный способ обращения в рабство женщин. В нововавилонское время свободным женщинам запрещалось сожительствовать с мужчинами, за это они карались обращением в рабство. Очевидно, в это время в отличие от некоторых более ранних периодов свободные женщины не имели права заниматься проституцией, если она не была связана с культом.[78] К тому же в документах упоминается выражение, переводимое как «клеймо рабыни», с указанием, что этим клеймом будут отмечены девушки, принадлежащие к сословию свободных, если они будут развратничать.[79] Но зато жена должника, в отличие от его детей, не могла попасть в долговое рабство, т.к это не разрешалось.

Большинство рабынь состояло в браке, но брак этот мог заключаться только с разрешения хозяина. Также как и мужчины рабы, они могли выходить замуж как за рабов, так и за свободных. Причем дети от браков от рабов со свободными скорее всего становились свободными, во всяком случае если их усыновили свободные. Но, нет данных считать, что дети от таких браков во всех случаях считались свободными.[80] Как уже говорилось выше, рабовладелец мог продавать членов семьи раба по отдельности или разделять их другим способом.

К тому же в нововавилонское время рабовладелец, естественно, мог жить со своими рабынями. Но, в отличие от предыдущего периода, имел право продать рабыню, которая родила ему детей. Если по старовавилонским законам дети хозяина и рабыни при всех случаях рассматривались как свободные, то по нововавилонским положение изменилось. Дети хозяина, не усыновленные хозяином при его жизни, по всей вероятности, после его смерти становились рабами.[81]

Обратимся теперь к сведениям о пайках отданных в наем рабынь. Месячный рацион такой рабыни составлял 4 сут (20 л) ячменя, т.е. немногим менее 0,7 л в день. Значительной разницы между пайками свободных людей и рабов не было. Между тем, при разводе муж обязался платить жене и детям алименты продуктами. А тем женщины, чьи мужья находились на военной службе, государство также давало пайки, 1,2 л на каждую.[82]

Одежда рабынь (как и мужчин) не отличалась от той, что носили свободные женщины. Единственным отличием была её цена – рабыни носили более дешевую.

Женщины рабыни, также как и мужчины, жили в основном в домах своих хозяев, занимая худшие комнаты. Но помимо этого они могли снимать маленькие комнатки, расположенные чаще всего на крышах жилых домов или складов.[83] Сохранился документ DAR, 163 в котором говориться: «Гузану, сын Гимиллу, сдал на два года «рабское помещение» на крыше в аренду за 5 Ѕ сикля серебра в год Бел-рибе, сыну Калбы, и Анамуххи-таклак, рабыне, принадлежащей Баку. Половину серебра они должны уплатить в начале года, а остальную часть серебра - в середине года».[84] Отсюда к тому же возможен вывод о том, что Бел-риба и Анамуххи-таклак состояли в браке (брак между свободным и рабыней).

Обратимся теперь действиям, которые рабовладелец был в праве совершать по отношению к своей рабыне.

1. Также как и любого раба, женщин рабынь продавали. Доказательством этого служит документ NBK, 175: «Бел-каблия-укин, сын Набу-этиранни, продал добровольно свою рабыню Нана-киширрат за 1/3 мины в сиклях, за согласованную цену, Набу-идти-эду-алику, рабу принадлежащему Набу-балату-эрешу, распорядителю имуществом храма Эбаббарра».[85]

2. «Иддия, сын Син-иддина, Римут, сын Мурану, и Син-зер-ушабши, сын Шамаш-этира, добровольно продали свою рабыню Белтиму, на правой руке которой написано имя Ханнатани и на левой руке которой написано имя Иддия, сына Син-иддина, за 1 мину 18 сиклей очищенного серебра, за полную цену, Иддаху-Набу, рабу Уггия, сыну Икубу, потомка Син-икиши».(UET, ΙV, 29).[86] Из этого документа можно сделать вывод, что клеймили не только свободных женщин, занимавшихся проституцией, но и просто рабынь. Стоит обратить внимание, что у этой рабыни стоит два клейма, одно имя бывшего хозяина (правая рука), другое – настоящего (левая рука). Нередко рабов перепродавали несколько раз в жизни, и каждый раз клеймили дополнительно, например на обоих запястьях рук одного раба. Иногда количество клейм доходило до трех.[87]

3. Рабынь, так же как и рабов мужчин, могли закладывать за долги.

4. Еще одним действием допустимым по отношению к рабам был найм. Если мужчин рабов нанимали в основном частные лица, то рабынь нанимали храмы. В нововавилонское время была распространена храмовая проституция. В VΙΙ - ΙV вв., как и во все периоды древней истории Месопотамии, сожительство допускалось с рабынями, но уменьшать долю имущества законной жены не разрешалось, особенно если она родила детей. Кроме того, нередко рабынь отдавали внаем в публичные дома или отдельным лицам в качестве наложниц. В нововавилонское время публичный дом уже носил название «место, где познают рабынь».[88] Приведем в пример документ Nbd 682: «если Амитию, рабыню Идти-Мардук-балату, сына Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби, увидят с Гузану, сыном Набу-мушетик-урри, потомка Этель-Адада, он (Гузану), должен за время, (пока) он будет с нею, платить Идти-Мардук-балату оброк за нее, (а именно) по 3 сут ячменя в день».[89] Отсюда видно, что рабынь отдавали в наем в качестве наложниц.

5. Рабыни часто входили в приданое, дарились и переходили по наследству. В документе Camb 193 сказано, что Идти-Мардук-балату, сын Бел-аххе-иддина отдал в приданое за своей дочерью 10 мин серебра, четырех рабынь и домашнюю утварь.[90]

Чем же занимались рабыни? Рабыни не могли использоваться в качестве ремесленников, т.к. это была мужская работа. Как правило, даже многие мужчины рабы не владели ремеслами. Хотя, в документе CT ΧΧΙΙ сказано в отношении одной из рабынь, что она ткачиха. По-видимому, это случайность, потому что ткачихи были среди свободных.[91]

Очевидно, рабыни использовались только для домашних услуг. Это в еще большей степени верно в отношении рабынь, которые по преимуществу были заняты домашними работами, особенно когда семья владела только одной - двумя рабынями, что и было характерно для большинства состоятельных людей.[92]

Обратимся к документу CYR, 287 «Забаба-шум-уцур, сын Набу-мукин-зера, потомка начальника строителей, отдал своего сына Набу-буллитсу в распоряжение Шеббаты, рабыни, принадлежащей Шуле, за наемную плату в 4 сикля серебра в год. В этом году в месяцы аяру и ташриту Набу-буллитсу [должен выполнять] работу у Забаба-шум-уцура».[93] Из этого документа следует, что женщина рабыня могла нанимать работников для работы на участке. Отсюда возникает вопрос – неужели женщина в Вавилонии VΙΙ - ΙV вв. до н.э. стояла на одной ступеньке с мужчинами? Так же могла владеть землей, распоряжаться имуществом? Скорее всего, нет. Вернее было бы предположить, что указанная выше Шеббата нанимала работника не для себя, а для своего хозяина.

Рабыни в это время могли быть агентами и контрагентами. Нередко рабыни занимались регулированием денежных расчетов своих хозяев с их контрагентами.[94] Также рабыни являлись свидетелями при заключении сделок.

Делая вывод из всего выше сказанного, отметим яркие черты женского рабства:

· Женщины попадали в рабство традиционными путями, но было одно исключение – если женщина занималась проституцией вне храмового культа.

· Женщины рабыни могли выходить замуж, как за рабов, так и за свободных, могли сожительствовать со своим хозяином. Дети от браков свободного и рабыни становились свободными, если при жизни отец их усыновлял.

· Отданные в наем, женщины получали пайку ячменя равную пайке свободных. Если рабыня была в разводе, то бывший муж должен был обеспечивать её и её детей. Также государство выдавало продукты рабыням, чьи мужья находились на военной службе.

· Рабыни обычно жили или в доме у хозяина, или снимали «рабские помещения» на чердаках домов и складов.

· Рабынь довольно часто клеймили, ставя на запястье имя владельца. Клеймили также свободных женщин, занимавшихся проституцией и ставших рабынями.

· Рабовладельцы имели право рабынь продать, сдать внаем, заложить, подарить, оставить в наследство, отдать в приданое.

· Чаще всего рабынь нанимали в публичные дома для занятия проституцией в рамках культа.

· Рабыни использовались в качестве домашней челяди, т.к. никаким ремеслом они владели.

· Не платили налоги и не несли общественные повинности.

Рабыни могли быть агентами, контрагентами, свидетелями при сделках, могли заниматься денежными делами своих хозяев.


Заключение

Исходя из изложенного выше материала, можно сделать вывод, что данная тема действительно актуальна. В ней отражен непредвзятый взгляд на рабство в Вавилонии VΙΙ-ΙV вв. до н.э. В курсовой работе раскрывается повседневная жизнь рабов, их обязанности, место в жизни общества.

Итак, низший класс вавилонского общества составляли рабы - "вардум". В науке до сих пор остается открытой проблема рабства на Востоке. В курсовой работе были изложены мнения некоторых исследователей по вопросу определения рабства. В основном мнения всех ученых разделились на три группы. Для первых раб в Вавилонии считался личностью, для вторых – вещью, а третьи говорят о легком переходе из рабского состояния в свободное, поэтому не прощупывают разницы между рабом и свободным. Эта последняя точка зрения устарела.

Также в курсовой работе рассмотрен вопрос обозначения рабства. Количество терминов, обозначающих рабов, достигает десятка, поэтому нельзя говорить о наличии четкой социальной терминологии в нововавилонское время. К тому же некоторые термины обозначают как рабов, так и юридически свободных людей. Понять, о ком идет речь, практически всегда можно из контекста.

Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале, неравноправное положение членов семьи, находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления, усыновление подкинутого ребенка с последующим превращением его в раба, наконец, естественное воспроизводство рабов. В изучаемый период совершенно исчезла практика самозаклада и само продажи. Кредитор мог арестовать неплатежеспособного должника и заключить его в долговую тюрьму, но не имел возможности продать его в рабство третьему лицу. Муж не мог отдать в залог жену, однако имел право отдать своих детей, хотя такая практика была довольно редкой. Продажа детей родителями, по-видимому, разрешалась законом, но тоже была чрезвычайно редка.

Семья среднего достатка имела от 2 до 5 рабов. Иногда в богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали в наем, дарили, похищали. Они имели ряд отличий: это могли быть таблички на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское состояние, но за это их жестоко наказывали. В то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт.

Так как курсовая работа в целом посвящена рассмотрению мужского и женского рабства, сравним положение мужчины раба и женщины рабыни в Вавилонском обществе VΙΙ-ΙV вв. до н.э. (см. Приложение №1). Делая вывод из данной таблицы, отметим, что больших отличий между положением рабов и рабынь в Вавилонии VΙΙ-ΙV вв. до н.э. не было. Возникающие различия связаны в первую очередь с физиологическими различиями между мужчиной и женщиной, с такими характеристиками как выносливость, физическая сила. В связи с этим женщины не могут быть заняты в ремесле или сельском хозяйстве. Их сфера деятельности - домашнее хозяйство. Следующие различия связаны с естественными взаимоотношениями мужчины и женщины, со способностью женщин рожать детей. Так, только женщины занимались культовой проституцией, т.к. храмам был выгоден естественный прирост рабского контингента. Различия также присутствуют в сфере имущественных отношений. Только мужчины могли иметь пекулий. Зато в сфере гражданских отношений рабы и рабыни были равны. Рабов вообще не считали гражданами, поэтому ни мужчины, ни женщины этого класса не платили налоги и не облагались трудовыми повинностями в пользу государства. К тому же и мужчины, и женщины могли выступать в качестве агентов своих хозяев, могли быть свидетелями при заключении юридических сделок. Рабы, независимо от пола, могли стать вольноотпущенниками.

В конце хочется еще раз вспомнить мысль о том, что рабство в Вавилонии никогда не достигало такой ступени развития, чтобы можно было говорить о господствующей роли труда рабов в экономике. Рабский труд являлся только одним из типов принудительного труда, и притом не всегда самым значительным по своей роли.

Думаю, исследования по данной теме необходимо продолжить, потому что на рабство на Востоке в общем, и в Вавилонии в частности можно смотреть под разными углами зрения. Тема интересна для исследования и содержит в себе ряд вопросов, которые еще не полностью решены в науке. В дальнейшем я планирую продолжить работу над этой темой.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: