Раздел I. Повышение качества подготовки детей к школьному обучению – актуальная проблема дошкольного образования




Тема 1. Развитие взглядов на сущность подготовки детей к школе в теории и практике отечественного образования

Введение: цель и задачи курса, содержание деятельности студентов, формы контроля и отчетности.

Актуальность проблемы подготовки детей к школе. Теоретические подходы к проблеме подготовки детей к школе в работах Н.К. Крупской. Практическая реализация идей подготовки к школе в 20-30 –е годы XX в. Усиление интереса к проблеме подготовки детей к школе в 30-40-х годах XX в. Конкретизация содержания знаний, умений и навыков будущего школьника в программных документах для детского сада («Руководство для воспитателя детского сада» 1945. 1954гг.). Роль теоретических исследований А.П. Усовой по проблеме обучения и формирования предпосылок учебной деятельности в вопросах подготовки детей к школе. Усиление исследований по проблеме психологической готовности детей к школе в 50-70 -е годы XX века. Изучение вопросов интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста и возможности более раннего начала школьного обучения в 70-80 годы 20 века. Проблема определения «школьной зрелости».

Тема 2. Проблема подготовки детей к школе в условиях вариативного дошкольного образования

Современное состояние системы дошкольного образования в России. Повышение общедоступности и качества дошкольного образования как актуальная задача модернизации российского образования. Проблемы подготовки детей к школе в условиях вариативности форм получения дошкольного образования. Концепции образования детей старшего дошкольного возраста. Перспективы развития начального общего образования в контексте современных подходов к образованию и требования к подготовке детей к школьному обучению.

Тема 3. Подготовка детей к школе за рубежом

Состояние доначального образования в странах Западной Европы, Америки, Японии и Китая. Содержание программ доначального образования. Специфика организации образовательного процесса с детьми 5-7 лет. Формы подготовки детей к школе. Проблема подготовки учителя для ступени доначального образования за рубежом.

Раздел II. Психологические основы подготовки детей к школьному обучению

Тема 4. Психологические основы готовности к деятельности

Анализ основных подходов к определению и интерпретации понятия «психологическая готовность к деятельности». Психологическая готовность к различным видам деятельности, ее сущность и структура. Психологическая готовность как психическое состояние и как устойчивая характеристика личности. Готовность и подготовленность. Формирование психологической готовности. Критерии психологической готовности к деятельности и ее роль в жизни человека. Тема 5. Сущность и структура психологической готовности ребенка к школьному обучению

Определение понятия «психологическая готовность к обучению в школе». Различные подходы к структуре психологической готовности. Операциональная, интеллектуальная и личностная подструктуры психологической готовности. Роль психологической готовности в деятельности и общении первоклассников. Готовность и адаптация в условиях начальной школы. Нормативная модель выпускника детского сада в аспекте его психологической готовности к обучению в школе. Критерии психологической готовности к обучению в школе. Особенности готовности шестилетних и семилетних детей к обучению в школе (школьная зрелость и психологическая готовность). Индивидуальная готовность к школе.

Психолого-педагогическая диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе. Тема 6. Психологический анализ требований начальной школы и трудностей, испытываемых первоклассниками на этапе адаптации к школе Начало обучения в школе. Требования учителей начальных классов психическому и личностному развитию детей, к знаниям, умениям и навыкам выпускников ДОУ. Психологическая характеристика трудностей начала школьного обучения и их систематизация. Трудности, связанные с перестройкой сложившихся стереотипов и приспособлением к новому образу жизни. Анализ трудностей, связанных с новой учебной деятельностью. Трудности, связанные с новым характером взаимоотношений с учителем и характером межличностных отношений, с особенностями личностного развития личности детей до школы. Понятие о «школьной дезадаптации», причины и особенности ее проявления у первоклассников. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: