Раздел 6 Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

 

Заведующий кафедрой

________________ _ Н.И. Басина

"___"__________________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине" Управление в социальной работе"

ОПОП "Социальный менеджмент"

Направление (специальность) 39.03.02 Социальная работа

Кафедра Социальной работы

Форма освоения ОПОП: очная, заочная

 

 

Общая трудоемкость – 4 з.е.

Всего учебных часов – 144 час.

Курсовая работа _ 7 __ сем.

 

ФОРМЫКОНТРОЛЯ СЕМЕСТР
очная заочная
Экзамен    
Зачет    

 

 

Адреса электронной версии программы__________

 

 

Ростов-на-Дону

2016 г.

Лист согласования

 

Рабочая программа по учебной дисциплине "Управление в социальной работе" составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы, сформированной на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности):

39.03.02 Социальная работа

ОПОП Социальный менеджмент

Вид программы: академическая

 

Рабочая программа составлена доцентом С.Б. Смирновой

 

 

рассмотрена и одобрена на заседании кафедры "Социальная работа"

Протокол № 1 от "29" августа 2016 г

 

 

Одобрена Научно-методическим советом по укрупненной группе направления

(специальности) 39.00.00 Социология и социальная работа

 

 

Председатель совета _________________ Н.И. Басина

 

"29" августа 2016 г.

 

 

Структура и содержание рабочей программы

 

Раздел 1 Общие положения

1.1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

 

Целью освоения дисциплины Управление в социальной работе является овладение научными теориями управления и практическими навыками разработки и реализации управленческих решений на локальном уровне социальной работы, предусмотренных ФГОС ВО для данного направления.

 

В ходе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи еѐ освоения:

 

1. освоение методов программно-целевого управления;

2. проведения организационных мероприятий;

3. построения организации, управление мотивацией труда;

4. контроля и оценки результатов труда;

5. владение спецификой администрирования в социальной работе.

 

 

1.2 Связь с предшествующими и последующими дисциплинами (модулями, практиками, научно-исследовательской работой (НИР) в соответствии с ОПОП)

 

Дисциплина "Управление в социальной работе" базируется на знаниях полученных в результате изучения дисциплин: "Теория социальной работы", "Психология", "Экономические основы социальной работы", "Конфликтология социальной работы" и в последствии развивается в: "Прогнозирование и проектирование в социальном управлении", Производственной практике, НИР, ГАК.

 

Раздел 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины и планируемые результаты обучения

 

Студенты, завершившие изучение дисциплины "Управление в социальной работе", должны обладать следующими компетенциями:

 

Профессиональные компетенции ПК-8 способностью к организационно-управленческой работе в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан

 

В результате студент должен знать, понимать и уметь продемонстрировать:

знать:

- способы и средства самостоятельного получения, анализа и обобщения информации в системе организационно-управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны.

уметь:

-самостоятельно получать знания в области законов развития организационно-управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны;

- находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность; использовать в своей деятельности нормативные правовые документы;

- сотрудничать с коллегами, в коллективе;

- работать с конспектами, учебной, учебно-методической, справочной литературой, воспринимать, осмысливать, анализировать и обобщать информацию, применять полученные знания для решения творческих задач, в том числе в профессиональной деятельности; - ставить цели, разбивать их на задачи и выбирать пути их решения.

владеть:

- законами организационно-управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны, управленческой культурой мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения, анализа и обобщения информации в данной предметной области;

- способами организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность;

- нормативно-правовыми основами организационно-управленческой деятельности.

Раздел 3. Структура и содержание дисциплины

3.1 Тематический план дисциплины

№ п/п Раздел (название) Название темы, литература Содержание
1. Становление и развитие научного менеджмента 1.1Подходы на основе развития управленческих школ [6.1.1-6.1.5]   Школа научного управления. Классическая или административная школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Наука управления или количественный подход.
1.2. Различные подходы к управлению [6.1.1-6.1.5]. Процессный подход к управлению. Системный подход к управлению Ситуационный подход к управлению.
  Организация в социальной работе 2.1 Организация как социальная система [6.1.1-6.1.5]. Понятие и значение организации. Характеристики организаций. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации.
2.2. Коммуникационный процесс и управленческие решения [6.1.1-6.1.5]. Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса. Межличностные и организационные коммуникации. Коммуникации в социальной работе. Понятие и классификация управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Подходы к принятию решений.
  Управление в социальной работе 3.1. Понятие управления в социальной работе [6.1.1-6.1.5]. Управление и уровни управления Понятия управления, объекта, субъекта в управлении социальной работой. Министерство здравоохранения и социального развития. Управление социальной защиты населения администрации Ростовской области. Деятельность отдела социальной защиты населения.
3.2. Планирование как функция управления [6.1.1-6.1.5]. Сущность функции планирования. Этапы стратегического планирования. Программно-целевое управление
3.3. Организация как функция управления [6.1.1-6.1.5]. Понятие организационной деятельности. Нормы управляемости. Взаимоотношения полномочий. Построение организации.
3.4. Мотивация как функция управления [6.1.1-6.1.5]. Основные понятия. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Формы признания и оценки результатов труда.
3.5. Контроль как функция управления [6.1.1-6.1.5]. Понятие и виды управленческого контроля. Этапы процесса контроля. Контроль в социальной работе.
    3.6. Лидерство, власть, влияние [6.1.1-6.1.5]. Группы и значение неформальных организаций Формы власти и влияния
3.7. Личность и авторитет руководителя [6.1.1-6.1.5]. Направления изучения образа руководителя. Поведенческое направление. Ситуационное направление.
  Администрирование в социальной работе 4.1. Управление персоналом [6.1.1-6.1.5]. Формирование трудовых ресурсов. Развитие трудовых ресурсов.
4.2. Методы управления [6.1.1-6.1.5]. Административные методы. Экономические методы. Социально-психологические методы.
4.3. Делопроизводство в учреждениях социальной защиты [6.1.1-6.1.5]. Подготовка и оформление управленческих документов. Распорядительные документы. Организационные документы. Информационно-справочные документы. Организация работы с документами.

 

3.2 Распределение бюджета времени по видам занятий

 

№ темы Виды аудиторной работы Самостоятельная работа
лекции практические лабораторные
очная заочная очная заочная очная заочная очная заочная
1.1   0,5            
1.2   0,5            
2.1   0, 5            
2.2   0, 25   0,5        
3.1   0,25   0,5        
3.2   0,25   0,5        
3.3   0,25   0,5        
3.4   0,25   0,5        
3.5   0,25   0,5        
3.7   0,25   0,5        
4.1   0,25   0,5        
4.2   0,25   0,5        
4.3   0,25   0,5        
Итого                

 

3.3 Распределение баллов за текущую работу

 

Вид текущей учебной работы Количество баллов
1 рубежный рейтинг  
Тестовый контроль  
Работа на практических занятиях  
Итого за 1 рубежный рейтинг  
2 рубежный рейтинг  
Тестовый контроль  
Написание рефератов  
Работа на практических занятиях  
Итого за 2 рубежный рейтинг  
Итого за семестр  

 

Раздел 4. Образовательные технологии

 

Реализация программы предусматривает использование образовательных технологий, направленных на формирование элементов компетенций, в обеспечении которых участвует дисциплина "Управление в социальной работе". В процессе обучения реализуется лекционно-семинарско-зачетная система и используются следующие образовательные технологии:

4.1 Предметно-ориентированные технологии обучения:

4.1.1 Технология постановки цели

4.1.2 Технология полного усвоения

4.1.3 Технология педагогического процесса

4.1.4 Технология концентрированного обучения

4.1.5 Технология разноуровневого обучения

4.1.6 Технология инклюзивного обучения

4.2 Личностно-ориентированные технологии обучения:

4.2.1 Технологии педагогики сотрудничества

4.2.2 Технология коллективной мыследеятельности

4.2.3 Технология здоровьесбережения

4.3 Информационно-коммуникационные технологии

4.3.1 Сопровождение лекций видеоматериалами в электронной форме - 75 %

4.3.2 Проведение интерактивных занятий - 25 %

 

 

Раздел 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины.

 

Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного контроля, экзаменов. Фонд включает:

- задания для текущего контроля, в том числе в тестовой форме;

- задания для контрольных работ,

- вопросы к экзамену;

- критерии оценки достижения результатов освоения дисциплины.

 

Комплект тестовых заданий

 

1. С чем было связано возникновение практики управления?

а) с появлением общения

б) с возникновением письменности

в) с разделением и кооперацией труда

г) с возникновением производства

д) с возникновением первобытнообщинного строя.

 

2. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?

а) в XIX в.

б) в XVIII в.

в) на рубеже XIX и XX вв.

г) в середине XX в.

д) в средние века

 

3. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

а) А. Файоля

б) Ф. Тейлора

в) М. Фоллетт

г) Д. Гетти

 

4. Какое государство является родиной менеджмента?

а) Франция

б) США

в) Россия

г) Англия

д) Германия

 

5. Представители какой научной школы в качестве основного объекта исследования имели

эффективное использование человеческих ресурсов?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

в) школы науки управления или количественный подход

г) школы поведенческих наук

д) школы человеческих отношений

 

6. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления — единоначалие?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

в) школы науки управления или количественный подход

г) школы поведенческих наук

д) школы человеческих отношений

 

7. Где преимущественно следует использовать понятие "менеджмент"?

а) в естественных системах

б) в предпринимательских, корпоративных структурах

в) в социально-экономических системах

г) в иерархических структурах

д) во всех управленческих структурах

 

8. Кто стоял у истоков школы научного управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М: Фоллетт

г) Ф. Тейлор

д) Э. Мейо

 

9. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы

управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М Фоллетт

г) Ф. Тейлор

д) Э. Мейо

 

10. Что такое менеджмент?

а) теория и практика управления

б) главный принцип управления

в) исключительно теория управления

г) исключительно практика управления

 

11. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей о

подчиненных?

а) школы поведенческих наук

б) школы человеческих отношений

в) школы научного управления

г) административной школы

д) школы науки управления или количественный подход

 

12. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

а) школы человеческих отношений

б) школы научного управления

в) школы науки управления и количественный подход

г) классической или административной школы

д) школы поведенческих наук

 

13. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

а) четыре

б) три

в) пять

г) шесть

д) Два

 

14. Каково соотношение понятий "управление" и "менеджмент"?

а) понятие "менеджмент" шире

б) понятие "управление" шире

в) понятие "менеджмент" значительно шире

г) эти понятия — синонимы

 

15. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

а) формальную и неформальную

б) административную и производственную

в) нормативную и маркетинговую

г) структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития

 

16. На чем основываются экономические методы управления?

а) на материальных интересах объектов управления

б) на воздействии на социальные условия работающих

в) на законодательных и нормативных актах

г) на хозяйственном расчете

 

17. Что такое принципы управления?

а) основные методы управления

б) закономерности управления

в) основные правила управления

г) основные функции управления

 

18. Что такое управление?

а) специфическое взаимодействие субъекта и объекта управления

б) воздействие субъекта на объект управления

в) подчинение объекта субъекту управления

 

19. Каковы общие методы управления?

а) административные, экономические и социально-психологические

б) воспроизводственные и маркетинговые

в) сетевые и балансовые

г) законодательные и нормативные

 

20. Что включает в себя система управления в элементарном виде?

а) принципы, методы и функции управления

б) совокупность органов управления

в) субъект, объект управления и связи

г) совокупность объектов управления

 

21. Что такое субъект управления?

а) орган, осуществляющий управленческие воздействия

б) любой орган в системе управления

в) орган, воспринимающий управленческие воздействия человека

 

22. На чем основываются социально-психологические методы управления?

а) на материальном интересе работников

б) на законодательных и нормативных актах

в) на морально-психологическом климате

г) на воздействии на сознание и социальные условия

 

23. Что такое методы управления?

а) закономерности управления

б) основные правила управления

в) управленческие законы

г) способы воздействия субъекта на объект

д) методы работы менеджеров

 

24. На чем основываются административные методы управления?

а) на законодательных и нормативных актах

б) на экономических интересах объектов управления

в) на воздействии на социально-бытовые условия работающих

г) на штрафных санкциях

 

25. Кто впервые ввел понятие "принципы менеджмента"?

а) А. Файоль

б) Ф. Тейлор

в) М. Фоллетт

г) А. Маслоу

д) П. Гетти

26. Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?

а) административные

б) экономические

в) социально-психологические

г) балансовые

д) сетевые

 

27. Что такое процесс управления?

а) последовательная деятельность менеджера

б) совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций

в) совокупность принципов и методов управления

 

28. Что такое функция управления?

а) управленческая деятельность

б) обособленный вид управленческой деятельности

в) должностная обязанность менеджера

 

29. Каковы основные содержательные теории мотивации?

а) А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

в) постановки целей, партисипативного управления

 

30. Какова роль координации в процессе управления?

а) формировать структуру организации

б) распределять полномочия между органами

в) обеспечивать взаимодействие и согласованность звеньев

г) обеспечивать связь между подразделениями

 

31. Какую информацию называют невербальной?

а) письменную

б) словесную

в) бессловесную

г) управленческую

д) устную

 

32. Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?

а) определение критериев решения проблемы

б) формулирование проблемы

в) признание проблемы

г) оценка альтернатив

д) разработка альтернатив

 

33. Назовите первую функцию процесса управления?

а) мотивация

б) организация

в) планирование

г) контроль

д) координация

 

34. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

а) Д. Мак Клелланда

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

в) А. Маслоу, Ф. Герцберга

 

35. Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?__

 

Вопросы, выносимые на экзамен:

 

  1. Школа научного управления.
  2. Классическая или административная школа.
  3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
  4. Наука управления или количественный подход.
  5. Общая характеристика менеджмента.
  6. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления.
  7. Характеристика процессного подхода к управлению. Управление как процесс.
  8. Характеристика системного подхода к управлению.
  9. Ситуационный подход к управлени.
  10. Понятие и значение организации. Миссия и цели организации.
  11. Взаимодействие человека и организации.
  12. Характеристика организаций. Типы организаций.
  13. Внутренняя среда организации.
  14. Внещняя среда организации.
  15. Организационная культура.
  16. Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса.
  17. Межличностные и организационные коммуникации.
  18. Коммуникации в социальной работе.
  19. Понятие и классификация управленческих решений.
  20. Требования к управленческим решениям.
  21. Подходы к принятию решений.
  22. Управление и уровни управления.
  23. Понятия управления, объекта, субъекта в управлении социальной работой.
  24. Министерство здравоохранения и социального развития.
  25. Управление социальной защиты населения администрации Ростовской области.
  26. Деятельность отдела социальной защиты населения.
  27. Сущность функции планирования.
  28. Этапы стратегического планирования.
  29. Программно-целевое управление.
  30. Общая характеристика функций управления. Их взаимосвязь.
  31. Понятие организационной деятельности.
  32. Нормы управляемости.
  33. Взаимоотношения полномочий.
  34. Построение организации.
  35. Общая характеристика мотивации.
  36. Содержательные теории мотивации (Теория иерархии А. Маслоу, Теория ERG Альдефера, Теория преобретенных потребностей МакКлелланда, Теория двух факторов Герцберга).
  37. Процессуальные теории мотивации (Теория ожидания, Теория постановки целей, Теория равентства).
  38. Формы признания и оценки результатов труда.
  39. Понятие и виды управленческого контроля.
  40. Формы контроля.
  41. Принципы контроля.
  42. Этапы процесса контроля.
  43. Контроль в социальной работе.
  44. Природа и определение понятия лидерства. Лидер и менеджер.
  45. Традициционные концепции лидерства (по выбору студента).
  46. Концепции ситуационного лидерства.
  47. Новое в теориях лидерства.
  48. Группы и значение неформальных организаций.
  49. Формы власти и влияния.
  50. Направления изучения образа руководителя. Личностные качества руководителя.
  51. Поведенческое направление.
  52. Ситуационное направление.
  53. Гендерный подход к проблеме руководства.
  54. Стили руководства.
  55. Кадровая политика предприятия.
  56. Персонал как объект управления.
  57. Формирование трудовых ресурсов.
  58. Развитие трудовых ресурсов.
  59. Деловая оценка работника.
  60. Эффективность управления персоналом: пути повышения.
  61. Административные методы.
  62. Экономические методы.
  63. Социально-психологические методы.
  64. Подготовка и оформление управленческих документов.
  65. Распорядительные документы.
  66. Организационные документы.
  67. Информационно-справочные документы.
  68. Организация работы с документами.

 

 

5.1. Уровни и критерии итоговой оценки результатов освоения

дисциплины "Управление в социальной работе"

 

Уровни Критерии выполнения заданий ОС Итоговый семестровый балл Итоговая оценка
Недостаточный Имеет представление о содержании дисциплины, но не знает основные положения (темы, раздела), к которому относится задание; не может дать определения базовых понятий философии Менее 41 Неудовлетворительно
Базовый Знает и воспроизводит основные положения дисциплины в соответствии с заданием, владеет основными понятиями, но не отвечает на дополнительные вопросы. 41 -60 Удовлетворительно
Повышенный ПУ 1 Знает и понимает основные положения дисциплины, содержание философских направлений; применяет знания в выполнении задания, но отвечает не на все дополнительные вопросы. 61 -80 Хорошо
ПУ 2 (продвинутый) Знает и понимает основные положения дисциплины, применяет их для выполнения задания, отвечает на все дополнительные вопросы; проводит сравнительный анализ научных школ. 81 – 100 Отлично

 

Раздел 6 Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение

по дисциплине "Управление в социальной работе"

 

№   Автор Название Издательство Вид издания Год издания Кол-во в библиотеке Адрес электронного ресурса Вид доступа
                 
6.1 Основная литература
6.1.1 Зайцев, Д.В.
  Организация, управлениеи администрирова- ние в социальной работе

 

М.: Дашков и К`   Учебное пособие          
6.1.2 Ильенкова, С.Д. и др. Социальныйменеджмент Москва: Евразийский открытый институт   Учебник       https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93212 С любой точки доступа для авторизированных читателей
6.1.3 Кайсарова, Ж.Е. Теориясоциальной работы Казань: Издательство КНИТУ   Учебное пособие       https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258828 С любой точки доступа для авторизированных читателей
6.1.4. Фирсов, М.В. и др. Теориясоциальной работы М.: Юрайт Учебник        
6.1.5.
  Юдина, А.И.
Социальныйменеджмент Кемерово: КемГУКИ   Учебное пособие     https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227989 С любой точки доступа для авторизированных читателей
6.2. Дополнительная литература
6.2.1. Н.Ф. Басов
      Социальная работа
Москва: Дашков и Ко     Учебное пособие     https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961 С любой точки доступа для авторизированных читателей
6.2.2. Вересов, Н.Н. Психология управления Воронеж: МОДЭК Учебное пособие        
6.2.3. Дармилова, Ж.Д. Инновационный менеджмент Москва: Дашков и Ко Учебное пособие     https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135039 С любой точки доступа для авторизированных читателей
6.2.4. Под ред. Короткова, Э.М. Антикризисное управление М.: Инфра-М Учебное пособие        
6.2.5. Орехов, С.А. и др.
      Корпоративный менеджмент
Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»     Учебное пособие     https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452584 С любой точки доступа для авторизированных читателей
  6.3. Периодическая литература
6.3.1                
6.4. Программно-информационное обеспечение, Интернет-ресурсы
6.4.1   Библиотека студента         http//www.studd.ru/lib/ свободный доступ
6.4.2   Библиотека свободных ресурсов ДГТУ         http//skif.donstu.ru/ свободный доступ
6.4.3   Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия         www.wikipedia.org.ru свободный доступ
6.4.4   Библиотека Академии Наук         https://www.neva.ru/ свободный доступ
6.4.5   Российская Государственная Библиотека         https://www.rsl.ru/ свободный доступ
                     

Раздел 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

(приборы, установки, стенды и т.д.)

 

7.1. Мультимедийный класс:

- интерактивная доска;

- мультимедиа проектор.

7.2. Компьютерный класс.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: