Специфические методы социологического познания




Ключевую роль в социологии играет эволюционный подход к социальным явлениям, но при обязательном его дополнении сравнительным, точнее, сравнительно-историческим методом. Суть последнего состоит в изучении частных фактов в целях выведения из них общих положений путем обобщения единичных случаев одной и той же категории

Суть исторического процесса: взаимодействие личности и среды.

В основе логики общего закона реализации прогресса у Кареева лежит триадический принцип Гегеля: прогресс человечества в форме выхода из естественного состояния через приспособление личности к надорганической среде и последующее отрицание власти этой среды на основе средств, полученных из нее же самой (преобразование надорганической среды критической мыслью *Лавров).

Эволюция это двунаправленный процесс, два протекающих параллельно процесса: эволюция среды и эволюция личности, включающий в себя 2 перелома.

Эволюционирующая среда стремится к отрицанию личности, подчинению, но она же дает средства для ее саморазвития, преобразования культуры и организации в интересах развитии личности. По этой же формуле развиваются и отдельные элементы прогресса.

В узком смысле эволюция есть изменение социальной организации и культуры как единой системы.

Эволюционные процессы определяются также условиями их протекания, которые сводятся к трем группам:

· географические (физические),

· антропологические (этнические, биологические),

· собственно исторические (культурные и прагматические).

История вся слагается из эволюции и кризисов, и главная причина последних — нарушение статического закона взаимного соответствия элементов культуры и социальных форм.

Общая эволюция включает множество эволюционных рядов, которые могут вторгаться друг в друга => приводит к кризисам, которые оказываются таким образом интегральными элементами общей эволюции

Историческое развитие неравномерно – строгой последовательности акций и реакций нет, все определяется соотношением борющихся сил

Идея и теория прогресса

Эволюция имеет объективный характер, но человеку важно понять смысл движения => обращение к проблеме прогресса (главной идее философии истории).

Историософическая идея прогресса синтезирует в себе номологический и идиографический подходы к истории. Это поиск благоприятного смысла истории => сфера законного субъективизма.

Идея прогресса имеет двоякий источник:

1) основой для нее служит обобщение реальных фактов улучшения жизни людей;

2) она вытекает из наших идеалов, чаяний, упований.

Требования соответствия теории прогресса критериям научности

· Теория прогресса должна быть результатом обобщения реальных фактов;

· Прогресс следует рассматривать не в образе единого и исключительного закона истории, но только в форме совокупности определенных явлений;

· Прогресс может совершаться и в отдельных народах, и в их группах, а потому не требует представления о внутреннем единстве человечества;

· Прогресс не предполагает планомерности хода истории, не требует ее конструирования, но дает только точку отсчета для ее оценки.

Задача социологии — выявить те свойства социальных явлений, при которых прогресс возможен, и тем самым способствовать такому воздействию на социальную эволюцию, чтобы она двигалась в сторону прогресса. Кареев всегда выступал против излишней детализации формулы прогресса.

Формула прогресса включает в себя три элемента:

· социальный идеал,

· определение пути его осуществления,

· принципы перехода от одних оснований деятельности к другим.

«Цель прогресса — развитая и развивающаяся личность, т.е. наибольшая мера свободы, доступной человеку; прогресс состоит в самоосвобождении личности путем переработки культурных идей и социальных форм в виду указанной цели».

· Общее понятие прогресса мы можем разложить на пять частных понятий прогресса:

умственный воспитание способности к духовным интересам и улучшение миросозерцания
нравственный воспитание способности действовать по убеждению и улучшение принципов этики
политический развитие свободы и улучшение государства
юридический развитие равенства и улучшение права
экономический улучшение солидарности и улучшение способов совместного добывания средств к существованию

 

Пять этапов прогресса

Критерий: роль силы насилия в социальном взаимодействии, борьбе и соответственно уровень свободы, равенства и солидарности

первобытные общества: господство грубой силы, антагонизм, анархия;

централизованные и дифференцированные общества: сохраняется господство грубой силы, антагонизм, но есть соединение деспотизма с анархией;

• общества с существенным ослаблением качеств предыдущего этапа;

• общества, где грубая сила уходит на задний план и ведущую роль выполняет правовое регулирование, гражданское самосознание сочетание свободы и порядка;

идеальные общества: полная солидарность, царство истины и справедливости

 

Библиографический список:

1. Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004.(Глава 15)

2. Е.И. Кукушкина История социологии: Учебник-М.:Высш.шк.,2009. (Глава 1, § 1.2)

3. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века): Учеб. пособие / Под. ред. Е.И. Кукушкиной. – М.: «Высшая школа», 2006. (Глава 3; Глава 8, §8.3.; Глава 10)

4. Г.Я. Миненков. Введение в историю российской социологии / Рец. Ю.Н. Давыдов, В.В. Танчер. – Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000.(Глава 3, 4, 7)

5. Голосенко И.А., Козловский В.В. История социологии ХIХ – ХХ вв. М., 1995. (Глава 2 §3, 3)

6. Галактионов А.А. Русская социология XI-XX веков: учебник. – Спб.: Издательство «Лань», 2002. (Глава 25, 28)

 

 

В социологическом плане значительный интерес представляет анализ Кареевым роли личности в культурной истории. Культурная эволюция требует для своего осуществления деятелей, инициаторов движения, остальная масса лишь подражает им. Проблема заключается в следующем: «производятся ли культурные перемены людьми, которые передают новые формы другим, или они происходят сами собой и притом более или менее одновременно для всех людей»? [4. С.352]. Или, короче: «творчество или саморазвитие?». Отвергая крайности волюнтаризма и органицизма, Н.И. Кареев ищет среднюю линию. Личности не только носители культуры, но и её творцы; организация не только среда для них, но и великое орудие социальных изменений. Если бы человек зависел только от среды, люди никогда не смогли бы выбиться из заколдованного круга раз установившихся привычек и традиций [2. С.214].

2.Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. – М.: Онега, 1995.
4. Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Изд-е второе, с добавлениями. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1914.

Н.И. Кареев понимал социальную эволюцию как изменения социальной организации и культуры в процессе взаимодействия людей. С его точки зрения, социальная эволюция обусловлена тремя группами факторов: географическими, антропологическими и историческими. Общей тенденцией социальной эволюции социолог считал интернационализацию и всемирно-историческую преемственность. Социальная эволюция протекает неравномерно, включая в себя множество эволюционных рядов, и сопровождается кризисами, причина которых в нарушении "статического закона взаимного соответствия элементов культуры и социальных форм". Главным показателем кризисов выступают революции, избежать которые можно с помощью проводимых реформ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: