Особености детской речи беби




Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.
Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4-5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.
Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить.
Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.
Еще Я. А. Коменский порицал родителей за потакание неправильностям детской речи. К. Д. Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых. Ошибочно думать, что фразами «пойдем тпруа» или «Лелечка бобо, она бах-бах» мы вступаем в более интимные отношения с ребенком, развиваем его ум. У маленьких детей это достигается «музыкой», интонацией слова, а не звуковым составом его.
Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи, видно из такого примера. Мать разговаривала со своей дочерью Аней исключительно ее языком, ее звуками, в результате чего неправильное произношение у Ани удерживалось до пятилетнего возраста. Воспитатель младшей группы с трудом научила Аню произносить звуки к, л, с, ш, которые по-прежнему не применялись ею в речи. Возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и даже расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.
Из изложенного видно, что своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка - фонетическую, словарную и грамматическую.
Хотя речь у подавляющего большинства дошкольников к 5-7 годам в отношении внятности достигает языковой нормы, однако в силу индивидуальных, социальных и педагогических особенностей развития своеобразие произношения в той или иной мере у некоторых детей иногда задерживается до 7-10 лет.
При определении вида речевых недочетов (своеобразий или патологии) следует учитывать средние возможности для возрастных ступеней дошкольников. Так, отсутствие или неправильное произношение до 5-6 лет звук р без наличия патологии является возрастной особенностью. Но если такая картавость сохраняется и в школьном возрасте, то перед нами стойкий дефект - косноязычие как последствие педагогической запущенности. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения).

Этап охватывает 1-й год жизни детей, он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

Ситуативно-личностное общение. На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:

- общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;

- содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

- основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.

Ситуативно-деловое общение. В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;

2) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;

4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.

7. звуковые замены

Успешность обучения ребёнка грамоте во многом опре­деляется тем, насколько хорошо он владеет звуковой сторо­ной речи, поскольку при помощи букв (или письменных знаков) обозначается не что иное, как звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также и приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступив­ший в школу ребёнок не владеет названными умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте или в лучшем случае он будет писать с многочисленными специфически­ми ошибками, которые не могут быть преодолены без спе­циальной логопедической помощи.ВСЕ ЛИ ЗВУКИ РЕЧИ ПРОИЗНОСЯТСЯ ПРАВИЛЬНО

До начала обучения грамоте ребёнок обязательно дол­жен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Особенно недопустимо наличие в его речи пол­ных звуковых замен (типа СЫПЛЁНОК вместо ЦЫП­ЛЁНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА), поскольку такого рода дефекты в произношений звуков обычно от­ражаются на письме.

Следует иметь в виду, что при нормальном рече­вом развитии все возрастные особенности в произноше­нии звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к 5-6 годам.

Поскольку в основе звуковых замен чаще всего ле­жит неразличение этих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у ребёнка слуховой дифференциации звуков. Приёмы такой работы мы рассмотрим позже. Во многих случаях дети, научивши­еся различать звуки на слух, в дальнейшем на основе подражания самостоятельно овладевают и их правиль­ным произношением. Если же этого не происходит, то нужно обратиться за логопедической помощью.

Необходимость чёткого различения всех звуков речи на слух связана с тем, что запись любого слова предпо­лагает умение определить («опознать») каждый входя­щий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку оди­наковыми, то во время письма он неизбежно будет испы­тывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв. Например, при неразличении на слух зву­ков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК и т. п.

Исследование слуховой дифференциации звуков прово­дится по специально подобранным картинкам, названия ко­торых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова КОЗА и КОСА (относящиеся к назва­ниям картинок и воспринимаемые ребёнком на слух) он мо­жет различить только при условии чёткой дифференциации звуков З и С, поскольку все остальные звуки в этих сло­вах одинаковы.

Для правильной оценки результатов проверки нужно внимательно наблюдать за поведением ребёнка в процессе показывания им картинок. При отсутствии затруднений в слуховой дифференциации звуков он будет показывать картинки спокойно и уверенно, даже если одна из ни называется несколько раз подряд. При неразличении или неустойчивом различении звуков ребёнок будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

Следует иметь в виду, что при нормальном ходе рече­вого развития различение всех этих звуков, а, следова­тельно, и правильный показ понятных по смысловому со­держанию картинок доступны детям начиная с двухлет­него возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем — и на письме. Так что возможные трудно­сти слуховой дифференциации звуков обязательно долж­ны быть выявлены и преодолены до начала обучения ребёнка грамоте.

Развить у ребёнка способность к различению звуков речив большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно показать ему разницу в звучании тех звуков, кото­рые кажутся ему одинаковыми. При этом различие в зву­чании несколько утрируется, специально подчёркивается, чтобы для ребёнка оно стало более заметным. Приведём для примера некоторые используемые в логопедической практике способы.

При неразличении на слух звуков 3 и Ж можно на­чать «издалека», идя от отождествления этих звуков со звуками окружающей природы. Скажите ребёнку, что звук Ж похож на жужжание жука (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж), а звук 3 — на писк комара (3-3-3-3-3) и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Допол­нительно объясните, что комариный писк очень высокий и «тонкий», а жужжание жука более низкое, «густое» и чуть приглушённое. Обратите внимание ребёнка и на раз­личное положение губ при этих звуках (при 3 — улыб­ка, при Ж — губы округлены и выпячены вперёд). Дай­те ребёнку возможность ещё раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого вы в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз задаёте ребёнку один и тот же вопрос: «Жук или комар?» Сначала ребёнок при раз­личении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а за­тем ему придётся перейти к чисто слуховой дифференци­ации звуков — для этого прикрывайте от ребёнка свой рот листочком бумаги.

После того как будет достигнуто различение нерече­вых звучаний, свяжите писк комара со звуком 3, а жуж­жание жука — со звуком Ж, сразу познакомив ребёнка и с соответствующими буквами. Обратите его внимание на то, что буква Ж даже по своему внешнему виду похожа на жука — так будет легче установить связь хотя бы од­ного из неразличаемых звуков с вполне определённой буквой. После этого нужно будет лишь окончательно за­крепить возможность слуховой дифференциации звуков в процессе специальных упражнений, о которых расскажу позже.

В случае неразличения звуков Ж и Ш звук Ж связы­ваем всё с тем же жужжанием жука, а звук Ш (Ш-Ш-Ш-Ш-Ш) — с шумом леса. Звук С можно отождествить со звуком вытекающей из крана воды или со свистом, звук К — с карканьем вороны и т. п. При воспитании слуховой дифференциации звуков С и Ц обратите внимание ребёнка на то, что С можно дол­го «тянуть» (С-С-С-С-С), тогда как Ц звучит кратко.

При работе над различением всех шести пар звонких и глухих согласных (Б-П, Д-Т и др.) очень важно при­влечь внимание ребёнка к тому, что все звонкие соглас­ные произносятся с голосом, тогда как глухие — без го­лоса, шёпотом. Для лучшего понимания этой особеннос­ти звучания глухих и звонких согласных звуков можно приложить руку ребёнка к вашей гортани (то есть к пе­редней части шеи) и попеременно произносить то П, то Б (или то Т, то Д и т. д.). При произнесении звонких согласных рука при этом ощущает вибрацию, а при про­изнесении глухих — этого ощущения нет. В целях об­легчения слуховой дифференциации мягких и твёрдых согласных обратите внимание ребёнка на то, что тон звучания мягких звуков несколько выше, чем соответ­ствующих твёрдых (сравните, например, ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ и 3-3-3-3-3).

Любая «отрабатываемая» пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребёнок не научится улав­ливать различие в их звучании.

После достижения необходимого результата (устойчи­вого различения на слух нужной пары звуков в их изоли­рованном звучании) оба звука, как уже было отмечено, сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребёнок показывает соответствующую букву (обе буквы должны обязательно лежать перед ним). Далее нужно поупражнять ребёнка в различении этих же самых звуков в словах, для чего могут быть предложены следующие задания:

Хлопнуть в ладоши (или показать соответствующую букву), если в слове будет слышен звук Ж. При этом сна­чала в предлагаемых ребёнку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук Ж надо произносить несколько подчёркнуто. Для слуховоговосприятия предлагаются, например, такие слова: жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок и т.д.

Вспомнить и назвать несколько слов сначала со зву­ком 3, а затем со звуком Ж. Показать соответствующие буквы.

Разложить картинки, в названиях которых содержатся звуки 3 или Ж, под соответствующими буквами. (Перед ребёнком кладутся буквы 3 и Ж и кучка картинок, кото­рые он должен разложить под каждой из букв).

Услышав в слове звук З или Ж, показать нужную букву.

Правильно показать картинки, названия которых различаются одним «трудным» звуком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: