Методика исследования прогностической деятельности




Позволяет выявить качественно-коли­чественные характеристики прогностической деятельности и определить информативные показате­ли для оценки ее особенностей у детей в норме и с трудностями обучения.

В процедуре проведения обследования используется ситуация, в которой испытуемый должен самостоятельно выявить порядок чередования двух событий с учетом правильности или ошибочно­сти своих предсказаний.

Получаемые с помощью методики показатели позволяют количественно охарактеризовать осо­бенности кратковременной и долговременной памяти, мышления, такие свойства внимания, как устойчивость, переключаемость и распределяемость.

Методика представляет собой три набора карточек размером 4 х 4 см с написанными на одной стороне печатными буквами «А» или «Б». Размер букв 2-2,5 см.

• I набор имеет 20 карточек с последовательностью букв «АБАБ...», повторяющихся в 10 циклах;

• II набор — 60 карточек с последовательностью букв «ББАА...», повторяющихся в 15 циклах;

• III набор — 60 карточек с последовательностью букв «АББ...», повторяющихся в 20 циклах.

С оборотной стороны мелкими цифрами отмечен порядковый номер карточки. Нумерация каж­дого набора начинается с единицы.

При обследовании старшеклассников и даже студентов можно использовать три набора после­довательностей букв «А» и «Б». Первый набор такой же, как и для младших детей, с чередованием 10 блоков из букв «А» и «Б» — (АБАБ)....).

Второй набор включает 15 блоков тех же букв, чередующихся, как ААБААБ... (45 букв), а тре­тий набор включает 12 блоков по 5 букв (ББАБАББАБА... всего 60 букв). Возможность выявления стратегии предсказаний элементов в регулярных последовательностях позволяет обнаружить у старшеклассников творческие наклонности, неординарность выбора способа решения прогности­ческих (апперцептивных) задач. Анализ избираемых стратегий дает материал для рекомендаций по профессиональной направленности, которые могут быть полезны школьникам подросткового возра­ста.

Возможно, особенно при повторных обследованиях одних и тех же детей, использование и других символов, например цифр 1 и 2.

Перед предъявлением I набора экспериментатор показывает ребенку две карточки с написанны­ми на них буквами «А» или «Б». Эти карточки дополнительные и не входят в состав основных наборов. Ребенку сообщается, что буквы «А» и «Б» в наборе, который держит в руке экспериментатор, чередуются в определенном порядке. Нужно догадаться, в каком порядке чередуются буквы. Затем ребенку предлагают угадать, какая буква написана на верхней карточке (на стороне, невидимой ре­бенку) I набора. После того как ребенок назовет букву, которая по его предположению написана на верхней карточке, экспериментатор переворачивает ее и показывает ребенку, чтобы он увидел, пра­вильна ли была догадка. Отработанные карточки складываются в стопку изображением букв вниз.

По окончании предъявления карточек I набора, одобрив действия ребенка, экспериментатор добавляет, что порядок чередования букв (символов) во II наборе будет иным, чем в I наборе. Затем ребенок предсказывает элементы II набора. Отработанные карточки II набора также складываются в стопку изображением символов вниз отдельно от первой (ниже). По окончании предсказаний

11 набора, без предупреждения об изменении порядка чередования букв, но акцентировав внимание ребенка на необходимости допускать как можно меньше ошибок, аналогичным образом предъявля­ется III набор. Отработанные карточки складываются в третью стопку.

Ошибки, допускаемые ребенком, фиксируются в протоколе (раздельно для трех наборов запи­сываются номера карточек, в предсказании символа которых допущена ошибка).

После предъявления всех трех наборов испытуемый опрашивается о порядке чередования букв (символов) в каждом из трех наборов (рекомендуется указывать на стопку карточек соответствую­щего набора). Может использоваться три попытки. Правильность или ошибочность воспроизведе­ния позволяет судить об особенностях его непреднамеренного запоминания и произвольного воспро­изведения.

Обычно дети в норме, в случаях успешного прогнозирования последовательностей трех наборов, правильно воспроизводят порядок чередования элементов в них с 1-3 раз.

Материалом для анализа служат записанные в протоколе номера ошибочно предсказанных карточек II и III наборов.

Результаты прогнозирования последовательности букв I набора не анализируются: при его предъявлении происходит ознакомление с процедурой обследования и оценивается мера доступно­сти задания, а также формируется готовность (преднастройка) к восприятию порядков элементов последующих наборов. Порядок чередования считается выявленным, если три блока подряд пред­сказано безошибочно. Ошибки, появляющиеся после этого, рассматриваются как ошибки «отвлече­ния».

Учитываются следующие количественные и качественные показатели:

1) количество ошибочных предсказаний (Показатель I);

2) количество ошибок «отвлечения» (Показатель II);

3) правильность воспроизведения порядков чередования элементов в трех наборах (Показатель III);

4) стратегия прогнозирования (Показатель IV).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: