№ | Этап урока | Продолжительность | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Планируемый результат | |||
Предм. | Метапр. | Личностн. | ||||||
Организационно-мотивационный | 2 мин | -Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли у Вас готово к уроку и лежит на парте. Долгожданный дан звонок Начинается урок! Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Кто здесь хочет получать Только лишь оценку «5»? Пожелаю вам удачи – За работу, в добрый час! А теперь, чтобы начать работу, отгадайте загадку: «Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает?» Что это за время года? | Внимательно слушают учителя. Зима. | - | Р:контролируют свою деятельность | - | ||
Актуализация опорных знаний | 5 мин | 1 Подготовка к восприятию. - Сегодня мы с вами продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных русских художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря. - Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину И. Грабаря? -Что изобразил художник на своей картине? - Какие деревья в этом лесу? - Каким словом называют лес, в котором растёт много сосен? - Сосны покрыты иголками- хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то что можем услышать? - Какие ещё деревья нарисовал художник? - Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья. - Зима – удивительное время года она бывает разной: радостной, весёлой, торжественной, холодной, величавой, неуютной и даже злой. - Чем вам нравится зима? А чем не нравится? Какие стихотворения о зиме вы помните? Кто является авторомэтих стихов? | Смотрят на представленные репродукции картин. - Торжественное, и в то же время возникает ощущение холода и мороза. Зимний лес. Сосновый бор, сосняк. Шорох, еле слышный звон. Березы, осины. Пушистые, сказочные, мохнатые. | - | Р:контролируют свою деятельность | Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе | ||
Сообщение темы урока, определение целей урока. | 5 мин | - Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. А. Есенина « Поёт зима – аукает…» и будем учиться читать его выразительно. (Демонстрация портрета С.А. Есенина) - Сергей Александрович Есенин – прекрасный русский поэт. Он родился и вырос в селе Константиново, около города Рязани, на берегу реки Оки. Сергей Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах. - Послушайте стихотворение и постарайтесь представить те картины, которые описывает поэт. | Внимательно слушают учителя, слушают стихотворение. | Знаю биографию поэта. | Р.: умеют контролировать свое поведение | Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе | ||
Составление плана по разрешению затруднения | 5 мин | 2. Первичное восприятие: Учитель читает стихотворение наизусть. Чтение сопровождается музыкой из цикла А.П. Чайковского «Времена года» 3. Проверка первичного восприятия. - Понравилось ли стихотворение? - Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение? -Какие картины представили, слушая произведение? - Прочитайте стихотворение про себя и отметьте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятно. | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя. | Дают оценку прочитанному. | Р: Контролируют свою деятельность на уроке К: Взаимодействуют в группе П: выделяют информацию в предложенном тексте | Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе | ||
Реализация выбранного проекта | 15 мин | 4. Повторное чтение. Словарно – лексическая работа. Учитель сопровождает объяснение чтением толкования слов из словаря Ожегова. Затруднение у учащихся могут вызвать следующие слова: Аукает – кричит. Баюкает- укачивает, напевая. Стозвоном сосняка - сто звонов Озябли – испытали чувство холода, страдают от холода. Пташки – маленькие птички. Стучит по ставням свешенным- Ставня – дощатая или железная створка для прикрытия окна. - Прочитайте первую часть стихотворения. - Как автор описывает зиму? Что она делает? - О ком так можно сказать? Как называется такой приём в литературе? - Какое настроение возникает у вас при чтении строк про облака? - С помощью каких слов Есенину удалось создать такое настроение? - Прочитайте вторую часть стихотворения. - О чём автор пишет в этой части? - Он называет её ласково «метелица». Но как он к ней относится? Из каких слов это видно? - Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в следующей части. -Как он её теперь называет? -Какая она? - Какие слова помогают нам это понять? - О ком Есенин ещё пишет в стихотворении? - Как вы думаете, почему он пишет именно о них? - Какие слова он употребляет, чтобы передать своё отношение к воробышкам? - С кем сравнивает Сергей Александрович птичек? Зачитайте. Почему? Как называется такой приём в литературе? - О чём мечтают воробышки? -Прочитайте, о какой весне они мечтают. -Как называет поэт весну? На кого она похожа? Что это за литературный приём? - Найдите рифмующиеся слова. Какая это рифма? - А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к этому стихотворению. Что изобразил художник? Какими он изобразил птичек? Какие краски он выбрал? - Представьте, что вы художники. Какую иллюстрацию нарисовали бы вы? Какие подберёте краски? Почему? Работа над основными компонентами интонации. Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? С каким чувством? Посмотрите на «Словарь настроений» он вам поможет выбрать нужный ответ. Все ли части стихотворения надо читать с одинаковой интонацией? Почему? - В каком темпе мы будем читать это стихотворение? Почему? - В каком темпе мы будем читать это стихотворение? Почему? - Где можно увеличить темп чтения? Для чего? - Где необходимо делать паузы при чтении? - Возьмите карандаши, давайте составим «партитуру чтения». (отрывок) Поёт зима – аукает, \ Мохнатый лес баюкает \ Стозвоном сосняка. \\ Кругом с тоской глубокою\ Плывут в страну далёкую \ Седые облака. \\ - Какие слова мы будем выделять голосом при чтении? Учитель корректирует по необходимости работу учащихся с помощью наводящих вопросов. - Теперь прочтём стихотворение медленно, соблюдая паузы, логические ударения хором. | Работают со стихотворением. Дети называют слова и выражения с незнакомым для них лексическим значением, объясняют их значение коллективно. Аукает, баюкает лес. О ребенке. Олицетворение. Грустное, печальное. «С тоской глубокою, в страну далёкую, седые облака» О метелице. Любуется, но опасается. «Ковром шелковым стелется, но больно холодна». Вьюга. «Злая», «сердитая». С рёвом бешенным, стучит, злится всё сильней. О воробышках. Они маленькие, беззащитные, очень бедствуют от холода и голода зимой. Голодные, усталые, дремлют у мерзлого окна, жмутся поплотней. Они одиноки также как и дети у которых нет мамы, беззащитны, голодны, их некому пожалеть и утешить. О том, что скоро придёт весна, станет тепло, весело На юную красивую девушку. Олицетворение. О вьюге, зиме - тревожно, о воробышках- с чувством жалости, нежности, сочувствия и о весне - радостно. Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек. Когда мы читаем о вьюге, чтобы показать, как она бушует и злится. В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания. Дети под руководством учителя расставляют паузы. Ученики читают по строчке, расставляя логические ударения и объясняя свою точку зрения. | Дают оценку прочитанному, находят эпитеты, олицетворение, метафору | Р: Контролируют свою деятельность на уроке К: Взаимодействуют в группе П: выделяют информацию в предложенном тексте | Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе | ||
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | 5 мин | 7. Выразительное чтение стихотворения. - Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подготовьтесь читать его выразительно. Далее проводится «Конкурс чтецов». (3-4 человека) Чтение каждого ученика обсуждается коллективно и оценивается. Очень важно, чтобы каждый ребёнок получил удовлетворение от своего прочтения. Замечания учителя и пожелания одноклассников должны быть выражены в предельно корректной форме. | Читают. Готовятся. Выступают. | Самостоятельно читают текст, выбирают интонации. | Р: Контролируют свою деятельность на уроке П: выделяют информацию в предложенном тексте | Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе | ||
Рефлексия | 2 мин | А теперь давайте покажем наши сигнальные карточки. Если вам понравился урок и вы довольны своей работой – поднимите улыбающийся смайлик, а если урок показался вам скучным и неинтересным, что-то вызвало у вас затруднения – грустные смайлики. | Поднимают сигнальные карточки. | - | Р: Контролируют свою деятельность на уроке К: Взаимодействуют в группе | - | ||
Заключительный орг. момент | 1 мин | Запишите ваше домашнее задание: «Выразительное чтение стихотворения «Поет зима – аукает…» наизусть». | Записывают домашнее задание. | - | Р: Контролируют свою деятельность на уроке. | - | ||