Освящение престола в храме Спаса-на-Яру




 

23 декабря 2017 года произошло важное историческое событие в жизни Спасо-Преображенского храма у Рязанского Кремля (чаще называемого «храм Спаса-на-Яру») – освящение великим архиерейским чином нового престола. Обычно этот чин совершается во вновь построенных или восстановленных храмах. В данном случае устройство и освящение нового престола вызвано тем, что прежний престол, освященный в 1994 году, обветшал и уже не соответствовал своему высокому назначению.

Престол для храма – самое святое место. На нем совершается главное Таинство Церкви – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Поэтому так необыкновенно торжественен и глубок по своему содержанию чин освящения престола.

К этому событию в храме готовились заранее. Утром в алтаре уже находились все необходимые принадлежности: камни, гвозди, губки, специальные «одежды» и веревка («вервь») для престола, воскомастих, вода – розовая, святая и нагретая обычная, фартуки и нарукавники для духовенства.

Праздничную службу возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Ему сослужили протоиерей Георгий Булеков, настоятель Скорбященского храма г. Рязани и старший священник Христорождественского кафедрального собора, протоиерей Георгий Боровой, благочинный Центрального городского благочиния Рязани и настоятель Николо-Дворянского храма, протоиерей Владимир Игнатов, ключарь Христорождественского собора, настоятель храма Спаса-на-Яру иерей Евгений Аленин, директор Воскресной школы. Также участвовали протодиакон Анатолий Ковшиков и диакон Геннадий Опарин.

В этот день в церкви собралось много прихожан не только Спасо-Преображенского храма, но и других храмов города. Ведь редко кому из мирян приходится присутствовать на подобных службах. А между тем, главные действия совершаются в алтаре при закрытых Царских вратах, и пришедшим христианам не видно, что там происходит. Поэтому стоит рассказать об этом хотя бы кратко всем интересующимся.

Войдя через Царские врата в алтарь, Владыка и священники приступили к устройству престола, предварительно надев поверх своего облачения белые фартуки («запоны») и нарукавники. Благословив своих сослужителей, Владыка Марк окропляет святой водой четыре столпа, поставленные в основание престола (соответствующие четырем сторонам света). Далее он вливает крестообразно в отверстия в углах престола воскомастих (состав из воска, мастики, нескольких сортов ладана и других ароматических веществ) для крепления верхней доски к углам престола. Этот благовонный воскомастих является символом того драгоценного благовонного масла, которым было помазано Пречистое Тело Спасителя при снятии с Креста.

После краткой молитвы священнослужители кладут верхнюю доску на престольные столпы. Предварительно Владыка окропляет и ее с обеих сторон святой водой. Хор в это время поет псалом 144 «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое во век и в век века», восхваляя величие Царя Небесного, Которому устраивается престол.

Приближается момент, когда всем присутствующим в храме напоминают о страшном событии, происшедшем на Голгофе. В наступившей тишине в алтаре раздаются тяжелые удары. Это священнослужители четырьмя камнями прибивают освященными гвоздями доску к столпам престола, что знаменует пригвождение Господа Иисуса Христа ко Кресту. Но есть и другой духовный победный смысл данного действия – вселение Господа и Пастыря среди молящихся в храме.

Далее престол подлежит омовению теплой святой водой, отиранию платами. После очистки и подготовки престола к принятию Голгофской жертвы на него крестообразно возливается Владыкой розовая вода – вино, смешанное с водой и благовониями, что символизирует истекание Крови из ребра Богочеловека. Омовение престола силою и действием Святого Духа приобретает значение благодатного освящения. Владыка помазывает престол святым миром.

И вот открываются Царские врата. Выходит Владыка Марк, преклоняет колени вместе со всеми верующими и молится о том, чтобы будущие Бескровные Жертвы, совершаемые на престоле, приносили бы нам благодать свыше по неизреченной милости Божией. Служится великая ектинья с молитвами о храме. Поющие на клиросе символизируют собою ангельский хор, воспевающий вознесение Господа.

Затем действие вновь переносится в алтарь, скрытый от взоров молящихся. Под престол закладывают святые мощи в ковчежце (мощевике) – в нашем случае это тот мощевик, который был положен еще под предыдущим престолом приснопамятным митрополитом Симоном (Новиковым) в 1994 году. Далее, как после крещения человек облекается в белые одежды, так облачают престол после его омовения и миропомазания. На престол возлагается нижняя рубашка – по-славянски «срачица» –– символизирующая собой плащаницу, которой было обвито Тело погребенного Спасителя. Владыка Марк окропляет ее святой водой, и все вместе священнослужители «надевают» ее на престол. В это время поются те же тропари, как и при рукоположении священника. Теперь престол опоясывается «вервью», знаменующей узы, в которых Господь был отведен к первосвященникам Анне и Каиафе. Это достаточно сложное священнодействие, так как нужно обвязать престол таким образом, чтобы на каждой его стороне образовался крест и чтобы не было веревочных узлов. Крест есть орудие, которым был возведен Спаситель во гроб, и вместе с тем – лествица, что возвела Его на высоту небесной славы.

Поверх нижней одежды возлагают на престол верхнее одеяние – индитию, изображающую своим блеском сияние славы Божьей. Поется 92-ой псалом: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», и на престол возлагают после окропления святой водою антиминс, Евангелие, крест, дарохранительницу. В дальнейшем между службами все это будут покрывать пеленою в знак того, что совершаемые на престоле действия сокрыты от глаз человека и непостижимы для его ума.

Следует заметить, что священные песнопения в исполнения замечательного трио (Александр Горбенко, Олег Якушин и Александр Марасанов) сопровождали все этапы освящения престола и наполняли пространство старинного храма молитвенной благодатью.

После завершения всех действий, связанных с освящением престола и подготовкой его для совершения Литургии, Владыка и священники снимают с себя белые запоны и выходят в центр храма. Торжественный возглас протодиакона Анатолия Ковшикова «Благослови, Владыко!» возвещает о начале Божественной литургии.

Большой храмовый праздник завершился поздравлениями и добрыми напутствиями Владыки Марка, проповедью о выборе тесного пути, которым надлежит идти христианам для своего спасения. В память этого знаменательного для храма события его настоятель отец Евгений преподнес Владыке от лица всех прихожан написанный XIX веке образ святителя Николая Чудотворца.

Спасо-Преображенский храм, которому в этом году исполнилось 322 года, имел перерыв в богослужениях с 1935 по 1994 год по известным всем причинам. Пожелаем же его настоятелю, сегодняшним и будущим прихожанам больше не знать тяжелых испытаний, и пусть милостивый Господь приведет под своды этого прекрасного храма новых молитвенников, жаждущих истины, веры и любви. Аминь.

Галина Чикваркина

Фото: Анна Улитина, Анна Александрова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: