Картотека диагностических методик




Возраст Психологические новообразования Диагностические цели Диагностическая методика и ее выходные данные
Дошкольный возраст - усвоение системы сенсорных эталонов и развитие перцептивных действий; - наглядно-образное мышление и воображение; - развитие видов и функций речи (контекстная, внутренняя, объяснительная); - дифференциация самооценки; - обобщенное внеситуативное отношение к себе, осознание себя как социального субъекта; - внутренний план действий; - соподчинение (иерархия) мотивов и произвольное поведение; - внутренняя позиция. Исследование межличностных отношений     - опросник «Каков ребенок во взаимоотношении с окружающими детьми?» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.; - методика «Выбор в действии» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с.; - тест «Два домика» А.Л. Венгера – Венгер А.Л. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога // Дошкольное образование, 2003. №5. – с. 14.; - наблюдение за межличностным взаимодействием дошкольников – Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.; - методика «Капитан корабля» – Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.; - метод «Социометрия» (модификация «Маски») – Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с.
Исследование семейных взаимоотношений   - методика «Рисунок семьи» – Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.; - опросник Басса-Дарки – Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.; - методика измерения родительских установок и реакций (PARI) – Методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А. Карелин – М., 2001, Т.2., С. 130 – 143.
Исследование познавательных психических процессов Восприятие: «Чего не хватает?»; «Узнай кто это»; «Какие предметы спрятаны в рисунках»; «Чем залатать коврик» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с. Внимание: «Найди и вычеркни»; «Поставь значки»; «Запомни и расставь точки» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с. Воображение: «Придумай рассказ»; «Нарисуй что-нибудь»; «Придумай игру» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с. Память: «Узнай фигуры»; «Запомни рисунки»; «Запомни цифры»; «Выучи слова» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с. Мышление: * образно-логическое: «Нелепицы»; «Времена года»; «Что здесь лишнее?»; «Кому чего не достает?»; «Раздели на группы» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с. - «Последовательность событий» А.Н. Бернштейн – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. * наглядно-действенное: «Обведи контур»; «Пройди через лабиринт»; «Воспроизведи рисунки»; «Вырежи фигуры» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с .; - «Доски Сегена» – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. Речь: «Назови слова»; «Расскажи по картинке»; «Выбери нужное лицо»; «Какой я?» – Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с. - называние противоположных по значению (контрастных) слов; называние действий; составление рассказа по картинке – Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1991. – 160с.
Исследование эмоциональной сферы - графическая методика «Кактус» М.А. Панфилова (с 4 лет) – Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. – 1998. – №19. – 18 с.; - тест «Страхи в домиках» модификация М.А. Панфиловой (с 4 лет) – Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. – М.: Издательство «ГНОМиД», 2002.; - диагностика наличия страхов – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (3,5–7 лет) – Теммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. – СПб.: Речь, 2002.; - диагностика тревожности – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте – Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
Исследование волевой сферы - методика А.В. Запорожца (выявление уровня развития целенаправленных волевых действий); - методика А. Карстен (оценка степени волевой активности при достижении результата в неблагоприятных условиях); - методика Я.З. Неверович (влияние цели и мотивов на формирование волевого поведения при выполнении заданий); - методика Н.А. Самарина (оценка зависимости волевого усилия от степени осознанности и мотивации установки). [Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста].
Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности - методика «Несуществующее животное» (с 4,5 лет) – Надеждина В. Практическая психодиагностика. Тесты и методики. – Минск: Харвест, 2011. – 640 с.; - «Детский апперцептивный тест» (САТ) (3–10 лет) – Надеждина В. Практическая психодиагностика. Тесты и методики. – Минск: Харвест, 2011. – 640 с.; - методика «Лесенка» (изучение самооценки) – Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
Исследование уровня готовности к школе - тест «Мотивационная готовность» А.Л. Венгера – Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., Пресс, 1997. - тест «Корректурная проба» – Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. М., Айрис-Пресс, 2005.; - тест зрительно-моторных координаций Л. Бендера – Л.А. Ясюкова Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. – СПб: Иматон. 1999.; - ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека – Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубро-виной. – М., ТЦ «Сфера», 2000.; - опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста; - методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина – Бугрименко Е.А., Венгер А.Л.. Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов./под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992. 1. Исследование развития восприятия: - методика «Разрезные картинки» – Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. – М., Айрис-Пресс, 2005.; - методика «Коробочка форм» – Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой. – М., Просвещение, 2007. - методика «Эталоны» Л.А. Венгера – Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. – М., 2002. 2. Исследование развития памяти: - методика «10 слов» – Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. М., Айрис-Пресс, 2005.; - тест «Пиктограмма» – Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., Пресс, 1997.; 3. Исследование развития мышления: - «4-й лишний» – Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. М., Айрис-Пресс, 2005.; - «Свободная классификация» – Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., Пресс, 1997.; - «Чем похожи» – Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера. – М.,1978.; - «Сравни предметы» – Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера. – М.,1978.; - «Нахождение недостающих деталей» – Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера. – М.,1978.; - «Простые аналогии» – Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. М., Айрис-Пресс, 2005.; - «Парные аналогии» – Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. М., Айрис-Пресс, 2005.; - «Разрезные картинки» – Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. М., Айрис-Пресс, 2005.; - методика «Лабиринт» А.Л. Венгера, Е.А. Бугрименко – Бугрименко Е.А., Венгер А.Л.. Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов./под ред. В.В. Слободчикова. –Томск: Пеленг, 1992.; - методика экспресс-диагностики уровня развития словесно-логического мышления старших дошкольников. Э.Ф. Замбацявичене – Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.; - проективная рисуночная методика «Урок в моем классе» – Андрющенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании: учебно-практическое пособие к курсу «Психологическое консультирование» / Т.Ю. Андрющенко – Изд-во ПЕРЕМЕНА, Волгоград, 2002 г.; - проективная методика «Выбор ролей» – Андрющенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании: учебно-практическое пособие к курсу «Психологическое консультирование» / Т.Ю. Андрющенко – Изд-во ПЕРЕМЕНА, Волгоград, 2002 г.; - тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлак – Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 4-е изд. – Питер: ЗАО Издательский дом «Питер», 2004. – 208 с. - методика «Проверка способности к дифференциации» – Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 4-е изд. – Питер: ЗАО Издательский дом «Питер», 2004. – 208 с.
Младший школьный возраст   - внутренний план деятельности; - произвольность психических процессов; - рефлексия в учебной деятельности; - умение учится. Диагностика школьной успеваемости - проективный тест школьной тревожности А.М. Прихожан; - ПТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям); - многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) (выявление особенностей характера, склонностей и интересов личности).
Диагностика детско-родительских отношений   - ПТО (изучение отношения к значимым людям); - тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; - «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY); - многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) (изучение особенностнй характера, склонностей и интересов личности).  
Диагностика межличностного взаимодействия   - цветовая проективная социометрия (исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими); - проективный тест школьной тревожности А.М. Прихожан; - ПТО (отношение к учителям, к учебным предметам). - многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) (изучение особенностей характера, склонностей и интересов личности).  
Изучение личностных особенностей     - методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка» (изучение желаний младших школьников); - методика «Цветик-семицветик» (выявление направленности интересов младших школьников); - методика «Радости и огорчения» (выявление характера, содержания переживаний младших школьников); - методика «Кем быть?» (выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора); - методика «Мой герой» (определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать); - методика «Выбор» (выявление направленности потребностей); - методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна (диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом); - методика «Неоконченные предложения» (диагностика мотивации учения).  
Изучение учебной мотивации - методика «Что мне нравится в школе?» Н.Г. Лусканова (изучение отношения к школе и учебной деятельности учащихся начальных классов); - методика «Три желания»; - методика «Цветик-семицветик»; - методика «Волшебная палочка» (изучение мотивационных предпочтений).  
Изучение эмоционально-волевой сферы - тест школьной тревожности Т. Филлипса (изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста); - методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина) (измерение тревожность и как личностное свойство, и как состояние); - цветовой тест по определению эмоционального состояния человека М. Люшера (оценка психо-эмоционального состояния); - тест тревожности Р. Тэммла, В. Дорки, В. Амена (выявление психолого-педагогических особенностей тревожности детей младшего школьного возраста).
Изучение познавательных психических процессов Память: - методика «Определение типа памяти»; - методика «Изучение логической и механической памяти» (исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов); - методика «Образная память» (изучение кратковременной памяти); - методика «Заучивание десяти слов» (оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания); - методика определения кратковременной памяти (определение объема кратковременной зрительной памяти). Внимание: - тест «Круги»; - таблицы Шульте; - методика «Счет по Крепелину»; - проба Мюнстерберга. [Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1991. – 160с.] - методика «Изучение переключения внимания»; - методика «Корректурная проба» (оценка устойчивости внимания); - методика Т.Е. Рыбакова (исследование особенностей распределения внимания); - методика «Красно-черная таблица» (оценка переключения внимания); - методика «Таблицы Шульца» (определение устойчивости внимания и динамики работоспособности). Воображение: - методика «Дорисовывание фигур» (изучение оригинальности решения задач на воображение); - методика исследования индивидуальных особенностей воображения (определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности). Мышление: - методика «Последовательность событий»; - методика «Сравнение понятий»; - методика «Копирка». [Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1991. – 160с.] - методика «Простые аналогии» (исследование логичности и гибкости мышления); - методика «Исключение лишнего» (изучение способности к обобщению); - методика «Изучение скорости мышления»; - методика «Изучение саморегуляции» (определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности).
Подростковый возраст     - моральное (практическое) сознание; - личностная рефлексия (осознание собственного мира, качеств и т.п.); - чувство взрослости; - сознательное управление своими мотивами.   Изучение личностных качеств     - личностный опросник Г. Айзенка (определение типа темперамента); - опросник структуры темперамента В.М. Русалова ( диагностика свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента); - методика К. Леонгарда (определение акцентуаций характера); - адаптированный подростковый опросник Шмишека ( определение акцентуации характера у подростков). [Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с: ил.] - методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей ( определение степени удовлетворенности потребностей (материальных, социальных, в безопасности, признании, самовыражении)); - методика определения свойств личности ( определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения, жесткость – чувствительность, прямолинейность – дипломатичность, консерватизм – радикализм, самоконтроль)). [Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. https://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/]
Изучение самосознания   - методика С.А. Будасси «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (выявление количественного выражения уровня самооценки); - методика Дембо-Рубинштейн (изучение индивидуальных особенностей самооценки подростков). [«Психологическая безопасность: учебное пособие» Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В.]
Изучение познавательных психических процессов     Память: - тест М.Г. Бархатовой «20 слов» (оценка развития приемов запоминания); - исследование продуктивности памяти (изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности) [Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В.] Внимание: - методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) (оценка объема и устойчивости внимания); - методика «Красно-черная таблица» (оценка переключения внимания); - методика «Таблицы Шульца» (определение устойчивости внимания и динамики работоспособности); - методика Мюнстенберга (оценка избирательности внимания, диагностика концентрации внимания и помехоустойчивости). [Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В.] Воображение: - методика исследования творческого воображения (оценка особенностей творческого воображения подростков); - методика исследования индивидуальных особенностей воображения (определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности). [Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В.] Мышление: - методика «Простые аналогии» (выявление характера логических связей и отношений между понятиями); - методика «Сложные аналогии» (выявление того, насколько испытуемый понимает сложные логические отношения и выделяет абстрактные связи). [Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В.]  
Изучение интеллекта - тест структуры интеллекта Амтхауэра (оценка уровня и структуры интеллектуальных способностей); - школьный тест умственного развития (ШТУР) (диагностика умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста). [Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с: ил.]
Изучение эмоциональной сферы - методика изучения эмоций (изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния); - методика определения склонности к фрустрации (выявление склонности к фрустрации); - экспресс-диагностика эмпатии; - «Шкала тревожности» (выявление уровня тревожности у подростков). [Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В.]
Изучение поведения - методика диагностики показателей и форм агрессии; - методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению; [Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В.] - опросник Басса-Дарки (диагностика состояния агрессии) – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с: ил.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: