Ход урока
I.Мотивация Настрой на урок.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Слушайте, запоминайте.
Ни минуты не теряйте.
Постарайтесь все понять
И внимательно считать!
Учитель. Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок математики.
К нам пришли гости - ваши родители.
– Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «От маленьких… – к большим открытиям!»
– А отчего «маленьких», вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочтете слово
15 9 10 3 12 6 18
Е О Б П Л Р М
– Итак, запомните наш девиз: «От маленьких проблем - к большим открытиям!»
II. Актуализация знаний.
– Для того чтобы у нас не возникало больших проблем, а были только лишь большие открытия, необходимо провести математическую разминку.
Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. После выполненного вами задания вы будете получать букву, из которых мы в конце урока составим с вами слово. А какое, узнаем в конце урока. Как вы думаете, справимся мы с вами?
Будьте все внимательны,
А ещё старательны!
II. Актуализация знаний.
Устный счет Сосчитайте от 5 до 10
Сосчитайте от 11 до 16
А теперь сосчитайте от 20 до 9
А сейчас посчитайте от 14 до 20 через 1.
Молодцы! Игра «правильно неправильно»
Если ответ правильный вы поднимаете руку, а если не правильный, то молчите.
8 больше чем 4 (да, плюс)
- 10 это 6 да 4 (да, плюс)
- Сумма чисел 9 и 3 равна 8 (нет, минус)
- К 0 прибавили 4 и получили 5 (нет, минус)
- У Насти было 8 шариков. Ей дали ещё 4. У Насти стало 12 шариков (да, плюс). Прекрасно Вы справились букву. (С)
2.Решите задачи.
- Ребята, Я буду вам читать задачу, а вы должны, показать с помощью какого знака вы решите задачу. Готовы? Слушайте внимательно.
- На склад привезли 8 мешков картофеля, а моркови на 4 мешка больше. Сколько мешков моркови привезли на склад?(+)
- Осенью на новой улице посадили 17 лип, а рябин – на 10 меньше. Сколько посадили рябин? (-)
- С первого куста сняли 16 помидоров, а со второго -6. На сколько помидоров меньше сняли со второго куста, чем с первого?(-)
- Миша поймал несколько рыбок. Когда мама взяла на уху 6 рыбок, у него осталось 10 рыбок. Сколько всего рыбок поймал Миша? (+)
буква. (П)
Минутка чистописания - Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. Не забывайте что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. Тетради положите правильно спинки прямые.
1 3 5 7 9
11 13 15 17 19
- По какому принципу разделили числа на 2 группы?
Какие числа больше: верхнего ряда или нижнего?
Назовите самое маленькое двузначное число?
Назовите самое маленькое однозначное число?
Как одним словом назвать все эти числа?
Минутка чистописания: запишите самое большое двузначное число.
букву (А)
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей? (6)
Шесть веселых медвежат)
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?(5)
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?(3)
Шесть весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (4)
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки (3 и 3)
- Вы все внимательно слушали и думали над задачами?Состав какого числа встретился в текстах задач?
- Задачи эти не простые. они помогут нам справиться со следующим этапом работы на уроке.
III. Самоопределение к деятельности
-Прочитайте выражения, употребляя названия компонентов и результатов сложения и вычитания.
7+2 11-1
7+3 11-2
7+4 11-3
7+5 11-4
- Какие числа нужно прибавить к 7, чтобы значение суммы было однозначным числом? Назовите все возможные варианты.
- в каких выражениях получатся двузначные числа?
- Какие числа нужно вычесть из 11, чтобы получилось однозначное число?
- Сравните выражения каждого столбика. Что вы заметили?
- Как изменяются значения выражений? Почему?
-Продолжите первый столбик ещё на одно выражение.
- Какой пример у вас получился?
- Найдите значение.
Как к 7 прибавить число 6?
Хорошо! Определите тему урока.Какие задачи мы поставим перед собой Чему вы должны научиться?
Откройте учебник на стр.69.Посмотрите на поля учебника. С чем сегодня на уроке мы с вами познакомимся?
- правильно сегодня на уроке мы рассматриваем случаи сложения 9+6, 8+6, 7+6, 6+6
IV. Работа по теме урока.
- практическая работа.
Давайте запишем пример 9+6
- Посчитайте сколько синих квадратов?(9)
Нарисуйте в своих тетрадях столько же синих кругов.
- Сколько надо прибавить к ним красных квадратов? (6)
- Как мы с вами будем прибавлять число 6? (по частям)
- Сколько надо сначала прибавить? (1)
-Почему? (потому что в верхнем ряду до 10 не хватает 1 квадрата.)
- Нарисуйте в верхнем ряду 1 красный квадрат.
-А сколько квадратов вы нарисуете в нижнем ряду? (5)
- Значит, на какие части разложим число 6? (на 1 и 5)
- Почему? (потому что 6 это 1 и 5.)
-Итак, Сколько прибавим сначала? (1)
- Сколько получилось? (10)
- Сколько прибавим потом? (ещё 5)
Сколько получилось? (15)
- Итак, продолжите мою фразу чтобы прибавить к числу 6 надо…
- Итак, продолжите мою фразу, чтобы прибавить к числу 6 другое число надо прибавлять по частям (дополнить его до 10).
Вот мы вывели правило, которое поможет при решении данных примеров.
2. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр. 69. Объясните, как к 9 прибавить 6 (будем прибавлять к 9 синим квадратам 6 красных квадратов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим ещё 5, так, как 6 это 1 и 5. 9+1=10, 10+5=15. Значит
9 +6= 15.)
Выполним № 1 на стр. 69
9+5=14 8+5=12 9+4=13 6+4-10=0
6+5=11 7+5=12 8+3=11 17-7-10=0 Ребята, когда мы устали, что надо сделать?
V.Физкультминутка