Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологических факторов выбора брачного партнера




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ

БАКАЛАВРИАТ «ПСИХОЛОГИЯ» 37.03.01.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫВЫБОРА БРАЧНОГО ПАРТНЕРА»

 

Выполнила студентка: Ю.М. Блинова

гр. ОБ-37.03.01-24

Научный руководитель:

ст. преподаватель

кафедры социальной психологии

и конфликтологии

И.Ю.Леонова

 

Дата сдачи:_______________

Дата защиты:_____________

Оценка:__________________

 

 

Ижевск 2017

Содержание

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологических факторов выбора брачного партнера. 3

1.1. Предбрачный период. 3

1.1.1. Теории выбора брачного партнера. 4

1.1.2. Выбор супруга. 4

1.2. Готовность к браку. 5

1.2.1. Психологическая готовность. 5

1.2.2. Представления о браке. 7

1.2.3. Установки. 7

1.2.4. Брак и любовь. 8

1.3. Супружеская совместимость. 9

1.3.1. Проблемы выбора. 9

1.3.2. Неспособность к браку. 10

Заключение. 11

Библиографический список. 13

 

 

Введение

 

Семья всегда была и остается важнейшей формой существования людей. Она выполняет ряд незаменимых функций, суть которых сводится к удовлетворению потребностей всех ее членов. Семья, как социальный институт, оказывает огромное влияние на развитие как отдельного индивида, так и целого общества. По образному выражению Ф. Адлера семья – это «общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» [40, Кочетов]. Поэтому крайне важно сохранять ее стабильность и устойчивость. Но сегодняшняя статистика говорит о том, что половина браков в России распадаются. Эта неутешительная тенденция приводит к необходимости изучения таких вопросов, как функционирование и формирование семьи на всех ее этапах, первым и основным из которых является выбор брачного партнера. Как отмечает Т.В. Андреева «именно на этапе выбора партнеров совершаются ошибки, в дальнейшем ведущие к неустойчивости брака». Это позволяет говорить об актуальности проблемы выбора брачного партнера на сегодняшний день. Целью данной работы является изучение вопросов совместимости партнеров, адекватного восприятия другого человека, ошибок выбора и их причин. Почему сейчас так сложно найти свою «вторую половинку» и почему одним людям это удается, а другим нет? Иными словами, мы хотим знать, где происходит сбой в системе! Для исследования всех заданных вопросов мы поставили перед собой следующие задачи: изучить различные подходы к теориям выбора брачного партнера; исследовать современные эмпирические работы, посвященные заданной теме; сравнить результаты и сделать соответствующие выводы.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологических факторов выбора брачного партнера

 

 

1.1. Психологические механизмы выбора брачного партнера

 

1.1.1. Теории выбора брачного партнера

 

На сегодняшний день существует немалое количество теорий, описывающих процесс выбора брачного партнера. Наибольшей популярностью пользуются так называемые теории гомогамии, которые разрабатывались такими зарубежными психологами и учеными как: А. Найфом, Ф. Беррардо, Р. Уинчем, Р. Сентером, Б. Мерстейном, А. Рейсом и др. [Андреева].

В основе теорий гомогамии лежит принцип заключение брака – в узком смысле – внутри определенной социальной группы. На первый взгляд, может показаться, что такие принципы совсем не актуальны в современном обществе, поскольку мы можем наблюдать тенденцию смещения фокуса внимания с социального статуса индивида на его личностные характеристики вообще и при выборе брачного партнера в частности. Однако, если мы позволим себе заглянуть в глубь такого рода теорий, то есть вероятность, что и в них окажется зерно правды, поскольку, рассматривая теории моногамии в современном контексте, можно предположить, что брачные партнеры сходятся по близости интересов, убеждений, любимому роду деятельности, образованию, воспитанию и даже месту жительства. Все вышеперечисленное находит свое отражение в теориях моногамии. Однако стоит отметить, что личностные характеристики такому принципу не поддаются, о чем свидетельствует теория «дополняющих потребностей» Р. Уинча или, как ее еще называют, теория «комплементарности». Уинч пришел к выводу, что люди предпочитают выбирать в партнеры тех, чьи психологические особенности противоположны их собственным. Так, например, эмоционально-импульсивный человек предпочтет к себе в пару рассудительно-спокойного партнера, а у властного мужчины сложатся успешные отношения с кроткой женщиной. Данная теория приобрела большую популярность как на западе, так и в нашей культуре, о чем свидетельствует широкое распространение выражения «противоположности притягиваются». Идя дальше, следует сказать, что теория Уинча нашла свое подтверждения во многих экспериментальных исследованиях. Так, литовским психологом А. Аугустинавичюте было выявлено, что в стабильных брачных союзах со здоровыми отношениями между супругами большая часть семейных пар состояла из партнеров с противоположными типами темперамента: у холериков наблюдалось взаимопонимание с флегматиками, а у сангвиников, в свою очередь – с меланхоликами. Последователем Р. Уинча стал Р. Сентерс, который разработал инструментальную теорию. Согласно теории, индивид сходится с тем, кто способен максимально удовлетворить его потребности с минимальными на это затратами. Применив логику, можно проследить как одна теория дополняет другую, словно описывая один и тот же куб, но с разных его сторон. Ведь действительно – обратившись к уже приведенным примерам – тот факт, что человек холерического темперамента будет удовлетворять свою потребность в проявлении эмоцийи при этом не вовлекаться к конфликтные ситуации, тогда, и только тогда, когда они не будут встречать сопротивления, то есть будут проявляться беспрепятственно, что как раз-таки возможно в отношениях с уравновешенной флегматической личностью, делает очевидным притягательность обоих партнеров друг к другу. Следующие две теории объясняют не столько факторы, способствующие близости именно этого человека с именно этим человеком, сколько сам процесс сближения. Первая из теорий принадлежит Б. Мерстейну и называется «Стимул – ценность – роль». Автор выделяет в предбрачном поведении три этапа, раскрывающих сущность того или иного феномена, входящего в названии теории. В первой стадии запускается стимул – один партнер привлекает другого или, говоря иначе, производит впечатление, в то же время оба партнера оценивают друг друга. Центром второй становятся ценности – индивиды обнаруживают или наоборот не обнаруживают общность во взглядах, убеждениях, жизненных приоритетах. Третья стадия характеризуется «проверкой» обоих на соответствие реального ролевого поведение в различных ситуациях с ожиданием каждого партнера. Таким образом, партнеры последовательно проходят каждый их этапов, итогом чего выступает их психологическое сближение и, следовательно, переход на последующую стадию или прерывание отношений. Вторая теория носит название «Круговой теории любви» и включает в себя четыре стадии, выделенные автором подхода А. Рейсом. Ученый объединил две начальных стадии теории Б. Мерстейна под общим названием «установление взаимосвязи», так как именно с этого начинается построение взаимоотношений людей. Вторая стадия характеризуется самораскрытием обоих партнеров и установлением доверительных отношений. На третьем этапе, как утверждает автор, происходит формирование взаимной зависимости, проявляющейся в паттернах: «ты мне нужен», «моя жизнь без тебя не имеет смысла» и т.п. Когда первые три этапа успешно преодолеваются, то наступает последний четвертый этап, смысл которого заключается в реализации базовых потребностей в любви, доверии и заботе [Андреева].

Изучив самые популярные теории выбора брачного партнера можно сделать вывод о том, что детерминированность данного процесса заложена либо в особенностях самого индивиде (теории Р. Уинча и Р. Сентерса), либо в специфике протекания межличностных отношений, то есть в социальной среде (теории Б. Мерстейна и А. Рейса). Тем не менее и в том, и в другом случае присутствует принцип гомогамии. Как мы видим данная проблема была хорошо изучена зарубежными учеными. В нашей же среде можно отметить теоретическую модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений М.А. Абалкиной, которая, однако во многом схожа с подходом Б. Мерстейна. Несмотря на бедный теоретический базис отечественных психологов по проблеме мотивов выбора брачного партнера, а также их совместимости, мы все же имеем крепкий западный фундамент, который позволяет нам отталкиваться от чисто теоретических основ для решения практических вопросов 21 века.

 

1.1.2. Выбор супруга

 

До середины 19 века в России действовали обычаи вступления в брак по сватовству, что означает полное отсутствие выбора брачного партнера непосредственно самими новобрачными. Личная договоренность жениха и невесты воспринималась обществом враждебно и безнравственно. Также вступление в брак было невозможно без получения разрешения отца. У народов Якутии были определенные критерии пригодности вступления в брак. Так, невеста должна была обладать рядом хозяйственных навыков, начиная от шитья и заканчивая правильной установкой юрты. У юношей оценивались навыки добывания пищи и управления скотом.

Трансформация предбрачного периода начинается во второй половине 19 века, когда распространяется женитьба по "взаимной склонности". С.И. Голод пишет по этому поводу, что "принудительно не женили, но мнение родителей еще имело большое значение" [63]. Давление родителей на детей было значительно в вопросе выбора брачного партнера в пределах своего социального слоя.

С течением времени потенциальная возможность знакомств расширяется, а брачная избирательность ужесточается. Индивидуализация человека (направление фокуса внимания при выборе партнера в первую очередь на индивидуально-личностные характеристики) приводит к более тщательному отбору брачного партнера [Голод].

До вступления в брак партнеры оценивают себя согласно следующим критериям (в хронологическом порядке):

* привлекательность внешности и манер поведения

* сходство в мировоззрении, увлечениях, интересах

* совместимость ролей, которые каждый из партнеров склонен принимать [520, Малкина-Пых].

Боллас считает, что на восприятие других объектов в качестве значимых влияют первичные трансформационные отношения, которые складывались у ребенка в ранние периоды его жизни [Короленко]. Трансформационным объектом может стать встреча с будущим брачным партнером, «спроецированная» на матрицу ранних отношений. В поведении взрослого человека проявляются следы таких отношений. Если мужчина встречает женщину, которая производит на него сильное впечатление, это может быть объяснено тем, что она напоминает ему какой-то трансформационный объект из детства. Возникает сильная эмоция, на основании которой устанавливается определенная связь. Возвращение к источнику сознания в виде основных переживаний в жизни, позволяет найти в себе силы для дальнейшего личностного роста. Этот возврат делает возможным прорыв к новому уровню интеграции и трансформации, катализируя процесс развития.

 

1.2. Готовность к браку

 

1.2.1. Психологическая готовность

 

Что значит быть готовым к вступлению в брак? Е.А. Гаврилова под готовностью к браку понимает «систему социально-психологических установок личности, которая в целом определяет положительное отношение к семейному образу жизни» [19, Гаврилова]. Готовность к семейной жизни – очень важный аспект в воспитании молодежи, который, однако, не преподается ни в школах, ни в институтах. В.А. Сысенко и М.А. Кривошеина выделяют по меньшей мере шестнадцать основных целей и задач, направленных на подготовку молодежи к браку, среди которых задачи направленные на поднятие уровня психологической готовности: ответственности, способности к сотрудничеству и согласованию взаимных интересов; на расширение области знаний о психогигиене сексуальной жизни; на подготовку к отцовству и материнству; на развитие способности решать семейные конфликты; на разъяснение опасности злоупотребления психотропных препаратов (алкоголя и наркотиков). В связи с этим юноши и девушки бывают не осведомлены о том, к чему их обязуют семейные отношения. Раскрывая данный феномен, С.В. Ковалев, определяет брачно-семейные отношения как «осознанное ограничение» в том плане, что, когда индивид выбирает себе спутника жизни, он одновременно отказывается от остальных «весьма привлекательных людей» [5, Ковалев]. Однако, несмотря на это неизбежное самопожертвование, стоит отметить, что индивид делает этот выбор (шаг) сам и совершенно осознанно, а значит принимает ответственность за свои действия. Хорошо по этому поводу выразился К. Маркс, говоря о том, что «никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак» [4, Ковалев]. Многие авторы (Т.В. Андреева, С.В. Ковалев, В.А. Сысенко, Р. Борман, Э. Фромм) считают, что прежде чем вступать в брак, личность должна достичь определенного уровня зрелости: телесной, психологической и духовной. В подтверждение вышесказанному И.В. Дубровина ставит акцент на формирование нравственности в подрастающей личности, которая в первую очередь выражается в умении любить других людей, понимать их, принимать во внимание чужие интересы. Данные качества, по мнению автора, должны воспитываться в человеке с детства [Коваленко]. Похожие психологические особенности развития личности, которые способствуют здоровым отношениям с другими людьми и в частности с будущим брачным партнером, можно встретить в работах других ученых. Так, В.А. Сысенко вводит понятие «способность к браку», которое расслаивается на три компонента: способность к сочувствию, способность к сотрудничеству и высокая этическая культура. Последнее предполагает под собой умение быть снисходительным и терпеливым по отношению к своему партнеру [Андреева].

 

1.2.2. Представления о браке

 

В дополнение к зрелости личности немаловажную роль в степени готовности к браку играют и представления молодежи как о семейной жизни, так и о партнере, с кем предстоит эту жизнь прожить. Согласно современным исследованиям [Тюкина, Саяпина] было выявлено, что серьезные разногласия между опрошенными девушками и юношами присутствуют в представлениях о распределении семейных обязанностей. Так, анкета "Семейные роли" показала, что, по мнению девушек, большинство обязанностей, включающих организацию досуга, моральную поддержку в семейных отношениях, зарабатывания денег и уход за домашними животными должны выполнять оба партнера, в то время, как юноши придерживались мнения, что почти всем, кроме зарабатывания денег, должны заниматься исключительно девушки.

Сходства наблюдаются во взглядах на приоритетность личностных характеристик при выборе партнера и на возраст будущего супруга или супруги. И девушки, и юноши считают более, чем идеальным вариантом, когда муж старше жены на 1-3 года. Таким образом, видеть в партнере традиционно мужские качества для девушек важнее, чем для юношей [41, Таскаева] По мнению В.А. Сысенко «представления о нормах семейной жизни оказывают значительное воздействие на ход демографических процессов» [75, человек]. Иными словами, автор считает, что правильные адекватные представления молодежи о браке являются одним из основных факторов его устойчивости. Не меньшую важность имеют и представления самого будущего супруга, которые должны накладываться наши реалии. В настоящее время существует проблема завышенных требования молодых людей к своим вторым половинкам. В ходе ряда исследований, проведенных Т.В. Андреевой, было выявлено, что так называемый идеальный муж или идеальная жена, соответствующие запросам, намного превосходят среднестатистических юношей и девушек, что приводит к созданию некой пропасти между ожиданиями и реальностью. В большей степени данная тенденция наблюдается у девушек, которые чрезвычайно требовательны к будущему супругу, что опять-таки снижает вероятность построения успешных отношений. Как подчеркивает Т.В. Андреева для решения данной проблемы стоит уделить внимание воспитанию реалистичности в восприятии других.

 

1.2.3. Установки

 

Существенное влияние на прочность брака оказывают установки молодых людей на функции в различных сферах жизнедеятельности семьи. Так, в ходе психологических исследований, проведенных Г.М. Коростелевым, были получены данные о существенных расхождениях в установках женихов и невест на распределение семейно-бытовых обязанностей, совместное проведение досуга, а также количество детей в семье, что может негативно повлиять на характер отношений между молодыми супругами, а затем и на устойчивость брака. Автор приходит к выводу, что «главную роль в укреплении молодой семьи играет взаимное приспособление супругов» [82, человек 2]. Также стоит отметить установку на развод – для одной трети вступающих в брак возможность распада семьи не представляет особой сложности. Такое отношение к семье снижает ответственность при выборе брачного партнера, а также отрицательно влияет на психологическую готовность к преодолению семейных конфликт.

Еще одна проблема, наблюдаемая у молодежи связана непосредственно с соотношением ценностей любви и брака. В представлениях молодежи о браке, любовь далеко не является его фундаментом, а стоит лишь на четвертом месте после уважения, доверия и взаимопонимание. К аналогичному выводу приходит С.В. Ковалев, замечая «прогрессирующее разделение и противопоставление понятий любви и брака начиная с 15 лет». Такое разделение любви и брака ведет к тому, что брак начинает мыслиться как препятствие для любви, как необходимость жертвовать своими чувствами. Существуют различные точки зрения относительно роли любви в стабильности семейных отношений, так А.И. Кочетов считает, что «любовь – стержень супружества, начало начал семейной жизни». Совершенно иной точки зрения придерживается Х. Шельский, указывая на то, что брак построенный на любви, в результате бытовых семейных функций разрушает «волшебство», что приводит к «поиску любовного партнера вне брака». По нашему мнению, то, о чем говорит Х. Шельский больше похоже на юношескую временную любовь, которая ослепляет, но не имеет ничего общего с любовью настоящей, которая, как писал В. Франкл, позволяет увидеть в человеке его потенциал, то, чего в нем еще нет, но на что он способен – это любовь к человеку, как к духовному существу. Именно такая любовь и может стать основой долгосрочного брачного союза. На это же указывает французский сексолог А. Вилли, разграничивая два понятия "влюбленность" и "любовь". Влюбленность отличается от любви тем, что первая никогда не бывает направлена на саму личность, а лишь на отдельные ее части (стройная фигура, басистый голос) или моменты в жизни (первое свидание, пение серенад). "Такая частичная привлекательность", - как отмечает А. Вилли, -" ведет к "частичной" любви, которая полна противоречий и длиться не долго" [77, Борман]. Это подтверждает и статистика, которая показывает, что среди семейных пар, где любовь была первостепенным мотивом, намного больше стабильных удовлетворенных браков, чем дисфункциональных.

Требуется достаточно времени и сил, чтобы изменить такого рода представления, и донести до молодежи ту мысль, любовь на самом деле выступает в семейной жизни в качестве нравственно-психологической основы долгосрочного союза.

 

1.3. Супружеская совместимость

 

1.3.1. Проблемы выбора

 

Изменение отношения к браку

- Вступление в брак не рассматривается как необходимость

- Уменьшается влияние родителей на выбор брачного партнера

- Увеличились требования, предъявляемые к семейной жизни

- Социальные характеристики уступили место личностным качествам в выборе брачного партнера.

Среди главных факторов, препятствующих правильному (адекватному) выбору партнера: сужение поля выбора и ошибки восприятия. При выборе учитывается внешние данные, интеллект, интересы, ценности, манеры поведения. Это разнообразие характеристик, служащее для совместимости и выступает основной причиной сужения поле выбора. Когда человек выбирает будущего супруга, он соотносит его образ с прошлым опытом, с родителями, авторитетами, литературными персонажами, идеалами. Из-за апперцепции восприятия из виду упускаются реальные качества человека, а нередко и недостатки. Что приводит к ошибке выбора. Среди важных навыков, делающих оценку характеристик партнера более адекватной отмечаются высокий уровень психологической подготовки и большой стаж предбрачного знакомство [Андреева].

К факторам, препятствующим развитию теплых отношений можно отнести * стереотипы, отражающиеся в суждениях о друг друге по профессии, возрасту, типу питания и т.д. * суждения окружающих о каждом из партнеров, * меркантильные мотивы, * традиционалистские нормы (женщина должна зарабатывать меньше мужчины и занимать низший социальный статус), так называемая * любовная "пелена", за которой невидно очевидных недостатков партнера или разногласий во взглядах на воспитание детей, * притворное поведение, которое вытекает из стремление приукрасить себя, показать себя лучше, чем вы есть на самом деле [Малкина-Пых].

 

1.3.2. Неспособность к браку

 

Советский психолог Харчев А.Г. подчеркивает, что на стабильность брака негативное влияние оказывает пониженная ответственность молодежи по отношению к создаваемой семье, а также их нравственно-психологическая неподготовленность к совместной жизни [223, Харчев]. Э.Г. Эйдемиллер выделяет иные причины формирования неустойчивых браков или, как он пишет, «дисфункциональных семей», где значительную роль играют мотивы, которые подвигли людей на создание семьи. Так он отмечает, что среди мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях лидирующие позиции занимают бегство от родителей (50% опрошенных) и вступление в брак из чувства долга (49% опрошенных). В этом списке также можно встретить такие причины как одиночество, следование традиции, поиск материальных благ и месть [42, Эйдемиллер]. По мнению автора, причиной распада таких семей является неспособность удовлетворять потребности друг друга в личностном и духовном росте.

Люди, которые ищут опеки со стороны своих партнеров, часто бывают неспособны сохранять долгие супружеские отношения. В своей книге «Сексуальность в постсовременном мире» Ц.П. Короленко приводит показательный пример: молодая женщина бессознательно ищет партнера, который напоминает ей собственного отца. Она выходит замуж за мужчину, который старше ее, проявляя бессознательную потребность найти в нем родителя, но ее потребность не удовлетворяется, так как этот мужчина имеет аналогичное стремление видеть в ней свою мать. В итоге брак распадается. Ц.П. Короленко называет это механизмом проекционной идентификацией, который заключается в том, что субъект стремится возродить приятные ощущения, полученные в детстве, в результате чего на выбранного партнера проецируются качества, которыми он/она не обладает на самом деле. Данные «интернализованные Self‐объектные отношения с первичными объектами любви, имевшими место в раннем возрасте» могут стать препятствием для адекватного выбора брачного партнера.

 

Заключение

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: