Каковы формы государственного регулирования ценообразования на продукты сельского хозяйства (продукцию фермерских хозяйств) в США?




 

Самой регулируемой отраслью производства в Соединенных Штатах было и остается сельское хозяйство. На протяжении ХХ века государственное регулирование сельского хозяйства и агробизнеса США отличали две характерные черты: 1) государство своим вмешательством «не подавляет» активность фермеров и агропромышленных фирм, но – создает равно конкурентные возможности для всех предприятий агробизнеса; 2) эволюционный характер преобразований.

В сельском хозяйстве США государством регулируется от 5 до 10% цен.

Цены поддерживаются в отраслях, которые сильно подвержены дестабилизирующему влиянию мирового рынка и занимают важное место в структуре фермерских доходов. К их числу относятся производство пшеницы, риса, фуражных зерновых (кукурузы, сорго, овса, ячменя), хлопка, сои, табака, арахиса. Своеобразные формы и методы регулирования сложились в производстве молока, фруктов, овощей, говядины и мяса птицы. В целом система поддержания цен охватывает примерно 50% производимой сельскохозяйственной продукции, в том числе 33% сборов пшеницы, 100% кукурузы, 55–60% риса, 45–50% сбора хлопка.

Основным методом поддержания фермерских доходов в США является система компенсационных платежей. Производители зерна и хлопка получают от правительства специальные выплаты, покрывающие разницу между «целевыми» и рыночными ценами. Размеры «целевых» цен устанавливаются конгрессом расчетным путем. Они должны гарантировать минимальный уровень доходов фермерам.

Например, до 2000 г. «целевая» цена на пшеницу определена в 4 долл. за бушель или 147 долл. за метрическую тонну. Рыночная цена – это средняя цена, которую производители получают в течение года. Если рыночная цена на пшеницу составляет 3,2 долл. за бушель, то производители получают выплаты в размере 0,8 долл. за бушель для поддержания установленного уровня производства и дохода. Таким образом, с помощью компенсационных платежей обеспечивается защита фермеров от колебания цен: если рыночная цена понижается, то размеры выплат увеличиваются. В период высоких цен на сельскохозяйственную продукцию в 1973, 1974, 1981 гг. этот механизм не действовал. В итоге фермеры получают доходы из двух источников: от продажи продукции на рынке и в виде прямых выплат.

Применительно к кукурузе, сорго и ячменю практикуется также прямая плата за сокращение посевных площадей. Доплату к рыночной цене получают, кроме того, фермеры, выводящие из оборота в залежь.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности.

Государственное регулирование молочного комплекса США охватывает: ценообразование на молоко и молочные продукты, установление стандартов, контроль над условиями производства и хранения продукции, контроль над импортом молочных продуктов. Регулирование цен на молоко в США осуществляется как федеральным правительством, так и правительствами штатов и распространяется более чем на 80 процентов всего реализуемого в стране молока. [1]

Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то государство скупает продукты и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.

Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 году, внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены налоговые ставки, определяющие объем представляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составляет в настоящее время 75–85% среднерыночной цены за последние пять лет, при этом министру сельского хозяйства предоставлено право снижать их уровень ещё на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.

При этом государство стремится поддерживать соотношения между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. [7]

В современный период ведущую роль в сельскохозяйственном производстве США играют крупные коммерческие фермы. Примерно 6% американских ферм обрабатывают 28% всех сельскохозяйственных земель, 2% ферм осуществляют 40% продаж, а 6% американских ферм создают примерно 60% стоимости сельскохозяйственной продукции США. Именно крупные фермы получают большую часть чистого дохода от сельскохозяйственного производства, и захватывают больший объём прямых государственных платежей в расчёте на одну ферму.

Изменение фермерской структуры влияет как на изменение организации производства внутри фермы, так и на взаимосвязь с рынком. Фермер всё больше сосредотачивается на функциях управления и контроля, чем на непосредственном производстве. Кроме того, фермер стремится принять больше решений о ценах и возможных покупателях перед началом производства, чем надеяться на рыночные условия после окончания производства. Такое замещение рыночной координации координацией экономики с помощью фирмы позволяет крупным фермам обеспечивать прибыльность производства и создавать возможности для последующего развития. Крупные коммерческие фермы по мере своего развития теряют черты схожести с «семейной фермой» и превращаются в обычную фирму.

Для государственного регулирования сельского хозяйства и агробизнеса США 1990-х годов характерно завершение переноса центра тяжести регулирующей деятельности Министерства сельского хозяйства с производства сельскохозяйственной продукции на распределение продовольственных товаров.

Второй важной особенностью современного этапа государственного регулирования агробизнеса стало неразрывное сочетание экономического и социального регулирования. Социальное регулирование, начавшееся ещё в 1930-е годы, помогло не только снять социальную остроту, значительно сократить размеры безработицы в сельских районах, но и способствовало превращению ферм в специализированные хозяйства, оздоровив вокруг них «бизнес – окружение». Оно позволило избежать в сельских районах, насколько это возможно, альтернативы: или фермер, или безработный, смягчив последствия конкуренции. [2]

В США дотации фермерам достигают колоссальных размеров. Называемые в США farm bills, т.е. счета за оплату сельскохозяйственного производства, в 1985 году равнялись 52 млрд. долларов, а в 1995 году уже примерно 80 миллиардам, а в настоящее время еще больше, поскольку в начале мая 2002 года американский конгресс принял, а президент Буш подписал новый закон, по которому субсидии сельскохозяйственным производителям США возрастут на 60%, а в абсолютных цифрах возрастут на 180 млрд. долларов начиная с 2002 года. Кроме того, фермерам гарантируются твердые закупочные цены на уровне мировых, а внутренний рынок защищен от иностранных конкурентов высокими тарифами.

Основными целями государственного вмешательства и регулирования сельскохозяйственного производства в США – это держать цены своих отечественных производителей на уровне мировых экспортных цен и дать им возможность успешно конкурировать на мировых рынках, а также стремление затормозить процесс концентрации капитала и производства в сельском хозяйстве и, следовательно, пролетаризации сельского населения.

Но совершенно естественно, что государственная помощь сельскохозяйственным производителям разоряет их конкурентов из развивающихся стран, поскольку в этих странах такая помощь со стороны государства не практикуется, да оно и неспособно оказать ее в силу чрезвычайной бедности государства. Таким образом, получается, что какой-нибудь пищевой продукт, экспортируемый США в бедные страны, оказывается там значительно более дешевым, нежели аналогичный продукт местного производства, а также этот же продукт в метрополии. Иными словами, промышленно развитые страны деньгами своих налогоплательщиков подавляют местное производство в бедных странах и открывают дорогу продуктам своих экспортеров (естественно, крупных).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: