Оценка эстетического качества изделия
курсовая работа по ТКД
Научный руководитель:
заведующий кафедрой СИ КФ МГТУ им.Н.Э.Баумана
Иванов Ю.В.__________________
Калуга
Калужский государственный педагогический университет
им. К.Э. Циолковского
Межвузовский инженерно-педагогический факультет
Кафедра станки и инструменты
«УТВЕРЖДАЮ»
руководитель ___________________
«____»_________________200____г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу студента
Филимонов С.С., группы ИП – 42
Тема работы:
Оценка эстетического качества мягкой мебели
Содержание расчетно-пояснительной записки:
Введение
1 Раздел. Описание изделия и сбор дополнительной информации (с точки зрения эстетического качества).
2 Раздел. Выбор базовых образцов.
3 Раздел. Перечень показателей эстетических свойств.
4 Раздел. Проведение анализа эстетических свойств изделия.
5 Раздел. Вынесение оценки и подготовка экспертного заключения.
Задание принял к исполнению ____________________________
Введение.
О стилях в дизайне.
«Стиль или стилизация» - это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов. Можно говорить о стиле целых эпох, например, эпохе ренессанса. Можно говорить о персональном стиле, например, стиле дизайна конкретного интерьера, объединенного единством художественно – образных принципов, и все эти рассуждения будут о стиле.
Стиль – язык архитектуры, проекта композиции и, как любой другой живой язык, перенимает языки, отдельные слова из других направлений. Отсюда переплетение стилей, их родство.
Подобно тому, как у человека имеется два мозговых полушария – левое и правое, у планеты Земля два своих – восточное и западное, так и направлений в стилях, по большому счету два – восточное и западное, которые, в свою очередь подразделяются на более конкретные. Например, Византия, готика, классицизм и др.
История мягкой мебели в России.
Выпуск мебельной продукции – процесс достаточно сложный, в котором необходимо участие проектировщика непосредственно на стадии изготовления первого, макетного образца.
Массовое производство мягкой мебели в Росси берет свое начало в 50-х годах. В 1956г. были проведены первые конкурсы на лучший проект типовых зданий. В представленных работах наметились основные черты жилых домов с квартирами посемейного заселения. В том же году состоялась Всесоюзная выставка мебели, где были продемонстрированы попытки в формировании новой стилистики изделий. Во многих экспонатах прослеживались тенденции 30-х (массивность, тяжеловесность). По оценкам современников, та мебель была хорошо прорисована и, что немаловажно, изготовлена из экологически чистых материалов. Мягкие элементы изготавливались на столярной раме с установкой отдельных пружин, которые перевязывались пеньковым шнуром. Борта формировались мочалом или льняным очесом и по периметру прошивались вручную. Далее шел настил, в лучшем случае из волоса, а, как правило, из рассыпной ваты. Чуть позднее стали использоваться ватники – два слоя мешковины, набитые той же рассыпной ватой и прошитые насквозь суровой ниткой. Обивка крепилась на гвоздях, чаще всего это был репс, но встречались и гобелены.
II конкурс 1961г. окончательно определил новые формы и конструкции мебели применительно к массовому индустриальному производству.
Мебель стала легче, компактнее, комфортнее, она удобно располагалась в новых квартирах. Диваны и кресла лишились тяжеловесности и солидности, приподнялись на ножках; рамочные или щитовые боковины пришли на смену массивным объемным конструкциям. В формировании мягких элементов применялись пружинные блоки непрерывного плетения, эластичные основания из тканевых и резиновых ремней, настилы из ватников, наконец, появившийся поролон. Ткани использовались преимущественно гладкокрашеные или с мелким рисунком локального цвета. На рынке присутствовали два вида текстильной продукции – жаккардовые (гобелены) и ремизные ткани (репс). Плюш, искусственная и натуральная кожа покупались за рубежом.
В последующие десятилетия облик мягкой мебели снова изменился, формы стали более объемными, пышными. Изготавливалась она преимущественно из древесно-стружечных плит, т.к. массивно древесины не хватало даже на производство шпона. В сидениях применялись пружинные блоки из двухконусных пружин ручной или машиной сборки. Расширилась область использования поролона, появились легкие элементы из гофрированного полиуретана. Широкое распространение получили диван-кровати с продольной схемой трансформации и с емкостью для белья. Боковины стали целиком или частично кутаными, как правило, с локотниковой насадкой (чаще всего из клееной фанеры). В оформлении мебели использовалась искусственная кожа. С тряпичной облицовкой было много проблем. Потребители не хотели покупать «тряпичную» мебель в силу многих обстоятельств, но главное – она быстро пачкается и часто «навсегда». В этот же период произошел отказ от съемной обивки, которая до сих пор популярна на западе.
В 80-е годы заметным шагом вперед стал выпуск диванов, кресел, кроватей комплектами. С трудом, но появлялись новые работы с гнуто - и плоскоклееными деталями, с формированными из пенополиуретана мягкими элементами. Увеличилось количество применяемых схем трансформации.
С началом перестройки на рынок пришла импортная мебель, новые конструкции, формы, к 1996г. ассортимент мягкой мебели значительно обогатился за счет применения новых материалов, например объемных нетканых полотен и синтетической ваты. Мягкая мебель действительно стала мягкой, пышной, круглой.
В настоящее время на выставках на Красной Пресне и в Сокольниках российские производители представляют конкурентоспособные, вызывающие интерес экспонаты. Главное, что отличает современную отечественную продукцию от советской – это не только качество, но и стиль исполнения. Производители стали ощущать потребность в профессиональном дизайне мебели.
Современные тенденции в дизайне мягкой мебели.
Сейчас наблюдается некоторое смешение различных стилей. Вычурные образцы мягкой мебели, сделанной под старину, обретают некоторые свойства индустриальных экспериментов в мягкой мебели XX века. Дизайнеры пытаются совместить несовместимое минимализм – с изяществом рококо, откровенно техногенные формы – с провинциальным уютом минувших веков. В результате появляются диваны с глубокими сиденьями и низкими спинками, кресла с невероятно высокими спинками или резко поднятыми вверх передними углами подлокотниками и т.д. спинка и подлокотники сливаются в единую конструкцию. Иногда её даже отделяют от сиденья. В отношении обивки, на фоне дизайнерских экспериментов с формой, качественный прогресс минимален.
Одним из прародителей этого нового дизайнерского направления в мягкой мебели следует признать итальянку Паолу Навоне. Широкую известность ей принесли кровати, кресла, диваны с каркасом, обтянутым плетенкой из тонких стеблей ротанга, манильской пеньки и особо прочных тропических водорослей. Несмотря на всю эту экзотику, мебель Паолы Навоне весьма функциональна и отличается продуманностью каждой мелочи.
Общие тенденции современной мебели заметны невооруженным глазом – попытка соединить удобство, некоторую экзотику (обычно восточную), с возможностью придать мебели путем небольших усилий, практически любую форму. В результате получаются некие «трансформеры» с изменяемой конфигурацией, подходящие практически для любого дизайна помещения.