Краткая аннотация конкурсной работы




В муниципальной системе образования города Ялуторовска «Центр туризма и детского творчества» (далее ЦТДТ) - это единственное учреждение дополнительного образования, осуществляющее работу объединений технической направленности. На базе учреждения реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности для детей и подростков, в возрасте 7 - 17 лет, проводятся городские массовые мероприятия, изготавливаются модели, отвечающие современным технико-технологическим требованиям, с целью участия в соревнованиях разного уровня для достижения высоких результатов и самореализации.

Вашему вниманию предлагается опыт работы по внедрению инновационной деятельности в педагогический процесс ЦТДТ, основанный на необходимости подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 

 

Необходимость перевода России на инновационный путь развития и широкого использования научных достижений, требует от образовательных учреждений активизировать научно-техническую и инновационную деятельность. Именно образовательные учреждения предоставляют возможность детям и подросткам активно включиться в процессы научно-технического творчества, обеспечивают максимальный охват молодежной аудитории и отбор потенциально способной ее части к успешной деятельности в этой области.

Если основное образование даёт основы знаний и общую установку на выбор ребенком своего места в мире профессий и в общественных отношениях, то дополнительное образование его, фактически, дополняет и завершает, позволяя обучающимся расширить те знания, которые представляются им самыми важными для своего будущего, и освоить их как инструмент для практической деятельности. В этом смысле, «дополнительное образование» можно называть «завершающим» или «окончательным». Оно, опираясь на материал основного образования как, действительно, на «основу», обеспечивает выбор учащемуся важных для него сфер интересов и сфер деятельности, и в их рамках «достраивает» его

знания и представления о мире, в соответствии с его индивидуальными

возможностями и запросами.

Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, одной из приоритетных сфер инновационного развития России в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития новых привлекательных возможностей досуга. Дети, в отличие от периода 30-летней давности, обладают широкими возможностями выбора развлечений и других форм интересного времяпрепровождения, не требующих серьезных усилий.

Например, они с удовольствием могут весь день играть в компьютерные игры или смотреть боевики по телевизору. Система дополнительного образования рискует не выдержать эту конкурентную борьбу и потерять своих традиционных клиентов.

Традиционный формат дополнительного образования, предполагающий, что ребенок добровольно и регулярно приходит на занятия, перестает срабатывать. Поэтому оно должно стать мотивированным, позволяющим обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Проблема мотивированного образования имеет не только технический, технологический или финансово-экономический характер, но, скорее, характер сущностный, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации дополнительного образования.

Среди проблем воспитания и обучения не последнее место занимает задача создания условий для максимальной реализации способностей детей. Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Задача педагога - обнаружить (как можно раньше) незаурядные способности в обучающихся и создать условия для обучения, соответствующие высоким возможностям. Только при таких условиях можно надеяться на то, что в будущем, эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Создание стратегии развития ЦТДТ - насущная потребность времени. Развитие - обязательный элемент деятельности образовательного учреждения, призванного, с одной стороны, реагировать на изменения социокультурной и экономической жизни общества, с другой, решать вопросы создания привлекательного имиджа учреждения, эффективно действующего на рынке образовательных услуг города Ялуторовска.

Для эффективной модернизации системы дополнительного образования города Ялуторовска необходимо сформулировать цель и задачи.

Цель: повышение доступности и конкурентоспособности учреждения дополнительного образования для улучшения качества жизни, посредством анализа, проектирования своей деятельности и выбора оптимальных, эффективных средств в организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

1. укрепление материально-технической базы, применение инновационных форм и технологий при организации образовательного процесса

2. развитие кадрового потенциала; совершенствование профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования

3. увеличение числа детских объединений

4. обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, построенных на модульном принципе, с учетом социального заказа

5. реализация мер по информатизации населения;

6. поиск современных подходов к системе организации летнего отдыха детей.

В современном мире все острее ощущается общественная потребность в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Важно использовать познавательный интерес к техническому творчеству, стимулируя становление активной жизненной позиции личности и поддерживая естественное стремление детей, создавать что-либо своими руками.

Научно-техническое творчество в городе Ялуторовске находится в системе молодежной политики, в направлении дополнительного образования. Данное объединение сохранено после реорганизации «Станции юных техников» в 2010 году и успешно развивается в настоящее время. На протяжении многих лет работают объединения «Авто и Авиамоделирование». Образовательная деятельность осуществляется по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам технической направленности «Форсаж» и «Авиатор» на базе ЦТДТ, школ и детских садов города. Ежегодно в объединениях занимается 120-160 школьников, в возрасте от 7 до 17 лет. Данные объединения являются наиболее приоритетными и востребованными в мальчишеской среде города.

Взаимодействие с учебными учреждениями осуществляется на основании договора о сотрудничестве, договора безвозмездного пользования нежилым помещением, плана совместной работы.

Посещая занятия в объединениях центра, ребята изучают элементарные теоретические основы по аэродинамике и историю развития автомобилестроения, познают основы черчения, получают простейшие навыки работы с различными инструментами и материалами, приобретают практические умения и навыки конструирования разнообразных моделей.

У детей и подростков воспитывается патриотическое сознание на основе изучения истории развития техники и технологии. Ребята постигают основы инженерии, вырабатывают в себе чувства взаимопомощи, коллективизма, командного единения. На занятиях в объединениях происходит связь между учебными предметами, что способствует более гармоничному развитию подростков. Также у учащихся расширяются представления о профессиях научно-технического профиля, а увлеченность обучающихся различной практической деятельностью часто переходит в профессиональную целеустремленность, помогающую овладевать различными высотами профессионального мастерства.

Значительная работа проводится ЦТДТ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников, по формированию у них здорового образа жизни.

Занятия организуются рационально, чрезмерное функциональное напряжение и утомление не допускается: строго соблюдается режим занятий, учитываются индивидуальные особенности темпа развития и темпа деятельности; меняются виды деятельности (чередование труда и отдыха);

проводятся гимнастика для глаз и физкультминутки.

Два раза в год, осенью и весной «юные техники», вместе с членами своих семей участвуют в Днях здоровья, проводимых учреждением. Дни здоровья включают психологические тренинги, спортивные состязания, познавательно-развлекательные программы: «Формула здоровья», «Путешествие на поезде «Здравница»», «Собачьи бега» и др.

В течение всего учебного года, в объединениях технической направленности педагогами проводятся беседы о здоровом образе жизни: «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки»; на стендах размещается информация по актуальным вопросам сохранения здоровья: «Внимание, грипп», «Клещевые инфекции» и др.

Под руководством педагогов обучающиеся объединений технической направленности ежегодно изготавливают в период зимних каникул кормушки для подкормки птиц и развешивают их в парках и скверах. Учащиеся проявляют свои умения и мастерство, полученные на занятиях; выполняют работу не только по предложенному проекту, но и по своим задумкам.

Обучающиеся объединений 2 – 3 раза в год принимают участие в городских мероприятиях. Одаренные и талантливые ребята имеют возможность закрепить свои успехи на областных и Всероссийских мероприятиях, где представляют, соответствующие техническим требованиям модели, изготовленные своими руками, демонстрируя их в действии, получая грамоты, медали, кубки.

Также, юные авто и авиамоделисты принимают участие в городских и областных выставках научно–технического творчества, где традиционно занимают призовые места.

У обучающихся объединения «Авиамоделирование» имеется опыт в написании историко-исследовательских работ и участия в международной олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания.

Для ведения образовательной деятельности в этом направлении в

учреждении имеются: мастерские, учебные классы, оснащенные необходимым станочным оборудованием. В наличии имеются: ленточная пила, сверлильный, три деревообрабатывающих, круглопильный, настольный универсальный, рейсмусовый, токарный и фрезерный станки. Своевременно пополняются запасы материалов для изготовления моделей. Приобретено мультимедийное и интерактивное оборудование, обладающее множеством возможностей: компьютеры с выходом в сеть Интернет (каждому педагогу), проекционный экран, мультимедийный проектор, лазерный принтер, фото- и видео-аппаратура, позволяющее внедрять в образовательный процесс новые формы и средства обучения.

Обновление и пополнение материально-технической базы учреждения финансируется из нескольких источников: бюджетные средства, внебюджетные средства, поступления от иной приносящей доход деятельности.

С 2012 года материально-техническая база объединений технической направленности стала укрепляться наиболее активно.

Правительство Тюменской области регулярно предоставляет субвенции из областного бюджета на проведение мероприятий, приобретение оборудования, расходного материала технической направленности.

ЦТДТ занимает активную позицию в вопросах расширения рамок деятельности учреждения, создавая и реализовывая новые социальные проекты. Для развития объединений, приобретение необходимых материалов для изготовления моделей, отвечающих современным техническим требованиям, с целью участия в соревнованиях разного уровня для достижения высоких результатов и самореализации учащихся Центр принимает участие в конкурсах, где имеется возможность грантовой поддержки. Так в 2014 и 2016 годах проекты «Первые ласточки» и «За ними будущее», созданные сотрудниками ЦТДТ стали победителями конкурса социальных проектов «Наш регион». Проекты направлены на популяризацию, дальнейшее развитие и совершенствование работы объединений технической направленности ЦТДТ. В рамках их реализации улучшаются условия, способствующие выйти из рамок образовательной программы и перейти от примитивного конструирования моделей по образцу к свободному творчеству детей, к созданию необычных инновационных моделей, отвечающих современным технико-технологическим требованиям, с целью участия в соревнованиях разного уровня для достижения высоких результатов и самореализации детей. Проекты по традиции реализуются в летний период.

Педагоги, осуществляющие образовательную деятельность, имеют высшее профильное образование, высшую и первую квалификационные категории, постоянно занимаются самообразованием. У всех педагогов стаж педагогической деятельности составляет более 20 лет, они имеют множество благодарственных писем, почетных грамот, звания и награды; участвуют и побеждают в городских, областных и Всероссийских конкурсах, выставках, соревнованиях, олимпиадах, повышая свое мастерство. Так, в 2012 году педагог дополнительного образования технической направленности Морозов Михаил Александрович удостоен первого места в Чемпионате России по автомодельному спорту в городе Таганроге; в 2013 году стал лауреатом областного конкурса «Спортивная элита» в номинации «Лучший спортсмен по спортивно – техническим видам спорта». Его имя занесено на страницу летописи «Спортивная элита Тюменской области - 2012». Информация о Михаиле Александровиче – мастере своего дела, в котором сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал, - опубликована в 9 выпуске ежегодной всероссийской энциклопедии «Одаренные дети – будущее России». Михаил Александрович - почетный работник общего образования РФ (2009г.). Педагог неоднократно награждался за добросовестный труд Почетными грамотами главы города, Комитета по молодежной политике города; отмечен Благодарностью Губернатора Тюменской области (2007г.). Педагог дополнительного образования технической направленности Казаков Валерий Иванович за многолетний труд удостоен Почетной грамоты Департамента образования и науки Тюменской области (2009г.), Почетной грамоты Департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области (2011г.), Почетной грамоты Министерства образования и науки РФ (2013г.).

Осознавая необходимость двигаться дальше, развиваться, учитывая изменяющиеся требования государства к образовательной системе, наше учреждение постоянно совершенствует методическую работу в учреждении, активизируя человеческий фактор в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов. Методические советы при учреждении («Инновации в реализации программ дополнительногообразования», «Электронно-информационные технологии в работе педагога дополнительного образования» и др.), курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, инновационные форумы, мастер-классы способствуют повышению не только профессионального мастерства педагогов, но и их личностного роста, раскрытию творческих возможностей. Благодаря грамотно выстроенной методической работе, обновляется содержание и повышается качество дополнительного образования, растет профессиональная и методическая компетентность педагогов, повышается уровень их готовности к инновационной деятельности.

Педагоги учреждения владеют информационно-коммуникационными

технологиями, ведущее положение среди которых занимает компьютер. Созданы странички в социальной сети «ВКонтакте», на которых содержится информация о деятельности объединений технического творчества, регулярно обновляющаяся.

ЦТДТ проводит культурно-массовые мероприятия технической направленности на базе учреждения и организует творческие площадки на городских мероприятиях, таких как: День города, День защиты детей, Ярмарки, с целью популяризации и привлечения внимания жителей города к своей деятельности. В числе мероприятий: мастер – классы «От идеи до модели», праздники «Воздушные бои», познавательные программы с запуском ракет «Дорога в космос» и др.

Знаменательные и памятные даты в области авиации, космоса, изобретательства также не остаются без внимания. В эти дни в объединениях также проходят тематические мероприятия: устные журналы и познавательно – развлекательные программы. В процессе участия в подобных мероприятиях, у ребят формируются ключевые компетенции в предметной области, в области информационных технологий; воспитывается патриотизм и чувство гордости за достижения человеческого разума, за достижения отечественной науки.

В феврале 2015г. у педагогов и учащихся технических объединений центра состоялся первый опыт «общения» с роботами, и он оказался удачным – участники инновационного процесса неплохо справились со всеми задачами, которые были поставлены перед ними. Они изучили основы робототехники,познакомились с программным обеспечением и конструктором, собрали несколько программируемых роботов, один из которых (Робот танк) стал победителем областной выставки научно- технического творчества и робототехники в возрастной категории 6-9 лет,

состоявшейся в г. Тюмени в апреле 2015г.

В соответствии с запросами современного общества, и требованиями, предъявляемыми к дополнительному образованию сегодня, ЦТДТ начал текущий 2015 – 2016 учебный год по обновленным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программамнового поколения, основанных на модульном принципе, тем самым расширяя их рамки. Также, в этом учебном году внедрены две новые программы: «Ракетомоделирование» и «Первые шаги в робототехнику», позволяющие создать уникальную образовательную среду, которая поспособствует популяризации технического творчества в городе и поможет воспитать будущих высококлассных инженеров, изобретателей и инновационных предпринимателей.

Учебный год в ЦТДТ продолжается с октября по май. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени учащихся, и далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильный организованный отдых. Учитывая особенности провинциального города, ограниченное количество учреждений, предоставляющих услуги по организации досуга маленьких ялуторовчан, мы обновляем и совершенствуем программно-методическое обеспечение летнего отдыха и оздоровления детей.

В 2016 году разработана новая модульная программа летнего лагеря с дневным пребыванием «Город новых возможностей», один из модулей которой - технической направленности «Юные инженеры». Для детей, уже увлеченных техническим творчеством, есть возможность продолжить заниматься любимым делом в свободное от основной учебной деятельности время; для новичков – окунуться в мир удивительных открытий и изобретений.

Модуль направлен на приобщение детей к авто, авиа и ракетомодельному спорту, в условиях лагеря. Технические виды спорта, включающие в себя постройку моделей автомобилей, самолетов, вертолетов и ракет - эффективный путь развития интереса к технике, техническому творчеству, способствующий воспитанию личностных качеств у детей, приобретению ими трудовых и конструкторских навыков.

В современных условиях развития технического прогресса, когда дети вне школы оказываются изолированными от общения со сверстниками, все больше уделяя свободное время компьютерным играм, попадают под влияние агрессивных интернет технологий, тем самым все больше становясь потребителями этого продукта, все дальше уходя от реальности. В данном модуле реализуется потребность детей в развитии созидательной, продуктивной деятельности, посредством занятий техническим творчеством. Приобретаются конструкторско-технологические навыки, последовательно подводящие ребенка к ориентации осмысленного выбора будущей профессии: инженера-конструктора, технолога-машиностроителя, водителя и многим другим профессиям данного профиля.

Также, в летний период на базе структурного подразделения центра, загородного лагеря «Роза ветров», по ежегодной сложившейся традиции, для отдыхающих, будут проходить занятия по изготовлению машинок, самолетов и вертолетов в творческих мастерских.

Объединения технической направленности существуют в городе ни один десяток лет и часть выпускников выбрали технические профессии, получив высшее (5 человек) и средне - специальное (8 человек) профильное образование. Выпускники приводят к нам своих детей, а кто уже и внуков, присутствуют сами на занятиях, делятся опытом, помогают педагогам. Мы рады такому сотрудничеству, и только приветствуем неравнодушных к техническому творчеству взрослых людей, предоставляем им оборудование для изготовления моделей, они также принимают участие в соревнованиях в своей возрастной группе.

Родители, удовлетворены качеством образовательной деятельности, предоставляемой ЦТДТ для их детей. Они оставляют только положительные

отзывы о работе объединения, организации и проведении городских соревнований по авто и авиамодельному спорту.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Фамилия, имя, отчество педагога Возрастной ценз Общий стаж работы Стаж работы по специальности Уровень образования (специальное, высшее) Уровень повышения квалификации Наличие профессиональной категории
Казаков Валерий Иванович 53 года       Высшее «Тюменский индустриальный институт имени Ленинского комсомола», квалифик. инженер-механик 2012г. «Инновационные формы работы с детьми и молодежью в рамках технической направленности» (область) 2013г. «Содержание дополнительного образования детей в условиях реализации стандартов нового поколения» (область) 2014г. «Проектирование дополнительной образовательной программы и программы курса внеурочной деятельности» (область) первая
Морозов Михаил Александрович 48 лет     Высшее «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», квалиф. учитель труда 2010г. «Развитие исследовательской культуры обучающихся», «Педагогические технологии в системе дополнительного образования. (область) 2012г. «Инновационные формы работы с детьми и молодежью в рамках технической направленности» (область) 2014г. «Проектирование дополнительной образовательной программы и программы курса внеурочной деятельности» высшая

 

Приложение 2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: