Рабочая тетрадь по теме
Применение строительных материалов. Самостоятельная работа на уроках и дома
Студента группы СЭЗ-
ФИО ___________________________________
Чита. 2012
Мананникова Е.В. Рабочая тетрадь по теме «Применение строительных материалов» профессионального модуля №1 Проектирование… Самостоятельная работа на занятиях и дома. Чита: ГОУ СПО ЧТОТиБ, 2012. – … с.
Табл. Илл. Библ.наим.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения самостоятельной работы на учебных занятиях и дома, которые являются неотъемлемой частью темы «Применение строительных материалов» профессионального модуля №1 Проектирование …. В рабочей тетради представлены практические задания по всем темам, последовательность выполнения, примеры оформления.
Ответственный за выпуск Е. В. Мананникова
Рецензенты:
Внешний: И.М. Ястребова, зам.директора Читинского государственного профессионально-педагогического колледжа
Внутренний: Е.Ю. Тушина, заведующая испытательной лабораторией «Эксперт» ГОУ СПО ЧТОТиБ
Рабочая тетрадь предназначена для студентов специальности 270103 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений при изучении темы «Применение строительных материалов».
Рабочая тетрадь содержит полный объем практических работ, предусмотренных календарно-тематическим планом. Часть работ выполняется на учебных занятиях, часть - дома. Каждая работа имеет разный уровень сложности и оценивается в баллах согласно балльно-рейтинговой системе. Поэтому каждый студент может управлять результатом обучения, выбирая наиболее подходящие задания, их сложность и количество. Для каждого задания написаны методические указания и примеры выполнения. К заполнению предложены таблицы, которые дают возможность наглядно и упорядоченно представить результаты изучения учебного материала и систематизации полученных знаний.
Для того, чтобы получить зачет по теме, студент обязан выполнить, оформить и сдать преподавателю для проверки личную рабочую тетрадь по самостоятельным работам после каждого урока. Оценка выставляется в рабочую тетрадь и журнал учебных занятий. В случае отсутствия студента на учебных занятиях, независимо от причины, он должен самостоятельно выполнить задания в двойном объеме.
Балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений
Самостоятельная работа над выполнением заданий является главным инструментом освоения и закрепления учебного материала, а также оценки знаний и умений студента. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов.
Суть балльно-рейтинговой системы в том, чтобы набрать наибольшее количество баллов для получения зачета по теме. В течение семестра при изучении темы проводятся разные виды занятий: лекции, практические занятия и лабораторные работы. Важной частью этих занятий является самостоятельная работа. Самостоятельная работа оформляется в рабочих тетрадях: отдельно по лабораторным работам и отдельно в конспектах лекций. Кроме того, она оформляется в виде сообщений и рефератов, оценивается экспертами в картах оценки проектов и участия в ролевых играх. Она может быть индивидуальной и групповой: записи и рисунки в рабочей тетради, решение задач, выполнение опытов и другие, но оценка за нее выставляется каждому по заслугам. В качестве домашней самостоятельной работы предусмотрено подготовка сообщений и рефератов, разработка и защита мини-проектов, заполнение таблиц и другие виды работ. Каждая самостоятельная работа оценивается определенным количеством баллов в зависимости от сложности, объема, новизны информации, качества презентации и пр. (табл.1). Студентам предоставляется право выбора самостоятельной работы и темы самостоятельной работы, уровня ее сложности, кроме лабораторных работ, которые обязательны для исполнения в полном объеме. Для реализации системного подхода к изучению темы, она разделена на разделы. Каждый раздел имеет свою «цену» минимальную и максимальную. Максимальная сумма всех разделов равна 108 баллам. Пропущенное занятие студент отрабатывает самостоятельной работой в двойном объеме. Выставляет баллы преподаватель с учетом мнений студентов группы и экспертов (если они оценивают достижения), карту достижений оформляет староста группы в конце каждого занятия. Она находится в кабинете и доступна для просмотра и планирования работы для достижения необходимого результата.
Таблица 1. Стоимость разделов в баллах
Разделы | К-во занятий, в т.ч. | Минимальное к-во баллов на «5» | Минимальное к-во баллов на «4» | Минимальное к-во баллов на «3» | |||
Всего | лекции | ПЗ | ЛР | ||||
Раздел 1 Изготовление СМ | |||||||
Раздел 2 Свойства СМ | |||||||
Раздел 3 | - | - | |||||
Вяжущие | |||||||
Конструкционные | 25,6 | ||||||
Отделочные | |||||||
Сантехнические | 3,2 | ||||||
ТИМ и акустические | 6,4 | ||||||
Кровельные и ГИМ, герметики и клеи | - | 4,8 | |||||
Раздел 4 Определение вида и качества СМ | - | 4,8 | |||||
Общее количество баллов для получения оценки | |||||||
ИТОГО по теме | 86-108 | 65-85 | 54-64 |
Таблица 2. Стоимость самостоятельной работы в баллах
Вид СРС | К-во | Стоимость в баллах | |
В рукописном варианте | В электронном формате | ||
Записи понятий и формул в рабочей тетради | 1 запись | 0,1 | 0,15 |
Заполнение таблиц | 1 таблица – 10 строк | 0,2 | 0,25 |
Решение задач | 1 задача, сложность * 1 задача, сложность ** 1 задача, сложность *** | 0,3 | |
0,4 | |||
0,5 | |||
Составление кроссворда (10 слов), составление контрольных вопросов (10 шт.) | |||
Письменная самостоятельная работа для текущей оценки знаний по разделу (тестирование) | 1 вариант | 1-3 | |
Подготовка сообщений (подбор информации и рассказ на 2 мин.) | 1 сообщение | 1,5 | |
Подготовка реферата (подбор информации, написание, рассказ на 3-5 мин., ответы на вопросы) | 1 реферат | 2,5 | |
Подготовка и защита презентаций (не менее 15 слайдов) | 1 презентация | ||
Экспертная оценка | 1 работа | ||
Разработка проекта, участие в ролевой игре | 1 проект, 1 ролевая игра | 2-5 | 3-6 |
Содержание
Стр. | ||
Темплан | ||
№ урока | Наименование разделов и тем программы | Рабочая программа | Наименование наглядного пособия и оборудования | Самостоятельная работа на уроке | Домашнее задание | |
Раздел 1 Изготовление строительных материалов и изделий | ||||||
Лекция №1 Сырье для изготовления строительных материалов | Входной контроль (тестирование) Понятие о строительных материалах, изделиях, конструкциях. Классификация сырьевых материалов и технологий производства строительных материалов. Понятие об энерго- и ресурсосберегающих технологиях. | Рабочая тетрадь. Слайд-фильм Интернет-ресурсы: materialsworld.ru | Тест входного контроля. Запись основных понятий | Заполнение таблицы 1-3. | ||
ЛР №1 Изучение горных пород и минералов | Классификация горных пород и минералов. Свойства. Определение основных горных пород и минералов по внешнему виду | Коллекции горных пород и минералов. Инструменты, приборы и оборудование | Выполнение испытаний, оформление результатов | Подготовка к семинару «Сырьевая база строительных материалов Забайкалья» | ||
ПЗ №1 Семинар «Сырьевая база строительных материалов Забайкалья» | Сырьевая база для производства строительных материалов в Забайкалье: месторождения, заводы, проблемы и перспективы | Интернет-ресурсы: protown.ru, mining-enc.ru | Выступление студентов | Заполнение карты месторождений горных пород и минералов Забайкальского края | ||
Лекция №2 Изготовление строительных материалов: обжиговые и безобжиговые технологии, технология композитов. | Обжиговые и безобжиговые технологии производства строительных материалов, изделий, конструкций. Их достоинства и недостатки. Примеры | Рабочая тетрадь. Слайд-фильм | Заполнить табл.4 | Подготовка к семинару «Энергосберегающие технологии в производстве строительных материалов» | ||
ПЗ №2 Семинар «Энергосберегающие технологии в производстве строительных материалов» | Причины появления энергосберегающих технологий. Преимущества современных технологий в производстве строительных материалов. Экологическая безопасность при производстве и эксплуатации строительных материалов | Интернет-ресурсы: renewable.com.ua, zagdomspb.ru, | Выступление студентов | Подготовка к самостоятельной работе по разделу 1 | ||
Раздел 2 Основные свойства строительных материалов и изделий | ||||||
Лекция №3 Физические свойства строительных материалов | Самостоятельная работа по разделу 1. Плотность, пористость, влажность, водопоглощение, гигроскопичность, адгезия, морозостойкость, теплопроводность, сопротивление теплопередаче, огнестойкость, термическое расширение. | Рабочая тетрадь. Интернет-ресурсы: portal-student.ru | Тестирование по разделу 1. Заполнение таблиц 5-7. Дописать свойства. Разобрать решение задач | Составить 3 задачи на разные физические свойства | ||
Лекция №4 Механические свойства строительных материалов | Прочность, истираемость, пластичность, хрупкость, упругость, твердость, ударная вязкость. | Рабочая тетрадь | Заполнение таблиц 8-9. Разобрать решение задач | Составить 3 задачи на разные механические свойства | ||
ПЗ №3 Решение задач | Решение практикоориетированных задач | Рабочая тетрадь | Решение задач | Составить кроссворд из 10 слов на физико-механические свойства | ||
ЛР №2 Определение физических и механических свойств материалов | Определение плотности, водопоглощения, пористости, прочности на сжатие и изгиб | Образцы материалов, приборы и оборудование | Выполнение испытаний, оформление результатов | |||
ПЗ № 4 Подбор материалов в зависимости от их физико-механических свойств. Влияние физико-механических свойств на эксплуатационные свойства строительных материалов | Долговечность, ремонтопригодность, экологическая и радиационная безопасность, эстетичность. Изучение влияния физико-механических свойств на их долговечность. Подбор и взаимозаменяемость строительных материалов на основе сравнения их свойств | Рабочая тетрадь. Слайд-фильм | Заполнить табл.10 | Подготовка к самостоятельной работе по разделу 2 | ||
Раздел 3 Применение и подбор строительных материалов и изделий | ||||||
Лекция №6 Классификация строительных материалов по области применения | Самостоятельная работа по разделу 2. Области применения строительных материалов, изделий и конструкций. Примеры | Рабочая тетрадь | Тестирование по разделу | Привести примеры (заполнить пустые строки) | ||
Вяжущие материалы | ||||||
Лекция №7 Назначение, классификация и свойства вяжущих материалов. Виды минеральных вяжущих | Понятие о вяжущих. Классификация вяжущих по происхождению и условиям твердения. Основные свойства вяжущих | Рабочая тетрадь. Слайд-фильм | Заполнить табл.11. Дописать понятия | Подготовить сообщение по теме | ||
ПЗ №4 Свойства и применение минеральных вяжущих | Свойства и применение гипса, извести, жидкого стекла, портландцемента и его разновидностей, глиноземистого цемента и его разновидностей | Рабочая тетрадь | Заполнить табл.12 (графы 1-2). Решить задачи | Заполнить табл.12 (графа 3) | ||
ЛР №3 Определение свойств воздушных вяжущих | Определение свойств гипса: тонкость помола, водопотребность, сроки схватывания, прочность. Определение скорости гашения извести | Образцы вяжущих, приборы и оборудование | Выполнение испытаний, оформление результатов | |||
ЛР №4 Определение свойств портландцемента | Определение свойств портландцемента: тонкость помола, водопотребность, равномерность изменения объема, прочность. | Образцы вяжущих, приборы и оборудование | Выполнение испытаний, оформление результатов | |||
ПЗ №5 Виды и применение органических вяжущих | Органические вяжущие: битум, синтетические смолы (полимеры). Применение органических вяжущих для производства строительных материалов и изделий | Рабочая тетрадь | Дописать понятия. Заполнить табл.13 | Подготовка к самостоятельной работе по теме «Вяжущие» | ||
Конструкционные материалы | ||||||
Лекция №8 Назначение и номенклатура конструкционных материалов | Самостоятельная работа по теме «Вяжущие». Назначение конструкционных материалов. Виды конструкционных материалов и их свойства | Рабочая тетрадь | Тестирование по теме «Вяжущие» | Заполнение опорных таблиц «Конструкционные материалы» | ||
ПЗ № 6 Стеновые изделия. Керамические и силикатные изделия. Блоки фундаментные и стеновые из горных пород. | Керамический и силикатный кирпич и камни. «Теплая керамика». Виды, свойства и применение. Стеновые изделия из горных пород | Рабочая тетрадь | Заполнить табл.15-16 | Заполнить табл.16 | ||
ЛР №5 Определение свойств керамического и силикатного кирпича | Определение дефектов внешнего вида, плотности, водопоглощения и прочности кирпича | Образцы, приборы и оборудование. Рабочая тетрадь по лабораторным работам | Выполнение испытаний, оформление результатов | Сравнительный анализ керамического и силикатного кирпича | ||
ПЗ № 7 Конструкционные материалы из чугуна и стали | Виды и свойства чугуна и стали. Стальной прокат. Стальные ограждающие конструкции. Стальная и пластиковая арматура. Чугунные изделия | Рабочая тетрадь | Заполнить табл. 17 | Записать свойства чугуна. Ответить на вопросы | ||
ЛР №6 Определение свойств металлической арматуры | Определение прочности и относительного удлинения стальной арматуры | Образцы, приборы и оборудование. Рабочая тетрадь по лабораторным работам | Выполнение испытаний, оформление результатов | Сравнительный анализ стальной и пластиковой арматуры | ||
ПЗ № 8 Изделия из древесины и древесных отходов | Виды и свойства древесины. Круглые и пиломатериалы. Погонажные изделия. | Рабочая тетрадь | Заполнить табл.18-19 | Перечислить конструкционные изделия из отходов древесины | ||
ЛР №7 Определение свойств древесины | Определение пороков древесины, определение плотности и прочности древесины | Образцы, приборы и оборудование. Рабочая тетрадь по лабораторным работам | Выполнение испытаний, оформление результатов | Сравнительный анализ древесины сосны, лиственницы, березы, дуба | ||
Лекция № 9 Бетон и железобетон | Виды и свойства бетона. Компоненты бетонной смеси, их свойства. Подбор заполнителей для бетона. Технология изготовления. Железобетонные конструкции | Рабочая тетрадь | Заполнить табл.20 | Записать алгоритм изготовления ЖБК | ||
ЛР №8 Определение свойств песка | Определение плотности, зернового состава, содержания примесей в песке | Образцы, приборы и оборудование. Рабочая тетрадь по лабораторным работам | Выполнение испытаний, оформление результатов | Произвести расчеты. Оформить лабораторную работу. | ||
ЛР №8 Определение свойств щебня (гравия) | Определение плотности, зернового состава, содержания примесей в щебне (гравии). Определение дробимости щебня (гравия) | Образцы, приборы и оборудование. Рабочая тетрадь по лабораторным работам | Выполнение испытаний, оформление результатов | Произвести расчеты. Оформить лабораторную работу. | ||
ПЗ № 10 Расчет и подбор состава тяжелого бетона | Влияние характеристик материалов на свойства бетона. Расчет состава бетона на основе данных лабораторной работы. Зависимость прочности бетона от водоцементного отношения | Рабочая тетрадь | Изучить методику расчета бетона на примере | Рассчитать состав бетонной смеси | ||
ЛР №9 Определение свойств бетонной смеси и тяжелого бетона | Определение подвижности и плотности бетонной смеси. Определение прочности и плотности бетона | Образцы, приборы и оборудование. Рабочая тетрадь по лабораторным работам | Выполнение испытаний, оформление результатов | Подготовка к семинару «Нанотехнологии в производстве бетона» | ||
ЛР №10 Экскурсия на стройплощадку «Конструктивные элементы зданий» | Несущие конструкции зданий и материалы, из которых они изготовлены | Задание на экскурсию | Записи в тетради и фотоснимки | Презентация по экскурсии | ||
ПЗ № 11 Презентация отчетов по экскурсии на стройплощадку «Конструктивные элементы зданий» | Несущие конструкции зданий и материалы, из которых они изготовлены | Интернет-ресурсы: stroim-zdanie.ru | Защита презентаций. Практическая работа по теме | Подготовка к семинару «Нанотехнологии в производстве бетона» | ||
ПЗ № 12 Семинар «Нанотехнологии в производстве бетона» | Улучшение свойств бетона и его компонентов. Российский и мировой опыт в производстве товарного бетона | Интернет-ресурсы: rusnanonet.ru, stroysss.ru, | Подготовка к ролевой игре: формирование рабочих групп, распределение ролей | |||
ПЗ № 13 Ролевая игра Подбор конструктивных элементов | Подбор конструктивных элементов в зависимости от назначения и архитектурно-планировочного решения зданий и сооружений. | Задания для ролевой игры https://afproject.ru | Участие в ролевой игре | Подготовка к самостоятельной работе | ||
Отделочные материалы | ||||||
Лекция №10 Номенклатура отделочных материалов | Самостоятельная работа по теме «Конструкционные материалы. Конструкции зданий и сооружений». Материалы для внутренних и наружных стен, полов, потолков, погонажные изделия | Рабочая тетрадь | Тестирование по теме. Дописать свойства отделочных материалов. | Заполнить табл.25 | ||
ПЗ № 14 Отделочные материалы и изделия из керамики, стекла и горных пород | Виды и свойства керамической и стеклянной плитки для наружной и внутренней отделки стен, полов. Керамогранит. Изделия из камня для отделки зданий | Заполнить табл.25-28 | Составить кроссворд по теме из 10 слов | |||
ЛР №11 Определение свойств керамической плитки | Определение дефектов внешнего виды, плотности, водопоглощения, истираемости, термической стойкости | Образцы, приборы и оборудование. Рабочая тетрадь по лабораторным работам | Выполнение испытаний, оформление результатов | Сравнительный анализ керамической и стеклянной плитки | ||
Лекция № 11 Строительные растворы. «Сухая» штукатурка. Сухие смеси | Виды и свойства строительных растворов. Состав и виды сухих смесей, их применение. Разновидности «сухой» штукатурки. Состав и свойства ГВЛ, ГКЛ, СМЛ. Разновидности и область их применения Декоративная штукатурка | Рабочая тетрадь https://www.stroyberg.ru | Заполнить табл.29-30 | |||
ЛР №12 Определение свойств растворной смеси и строительного раствора | Приготовление растворной смеси и контрольных образцов. Определение подвижности, плотности, расслаиваемости, водоудерживающей способности растворной смеси, прочности строительного раствора | Образцы, приборы и оборудование. Рабочая тетрадь по лабораторным работам | Выполнение испытаний, оформление результатов | Сравнительный анализ отделочного строительного раствора и сухой смеси для штукатурных работ | ||
ПЗ №8 Отделочные материалы из древесины и древесных отходов | Виды древесины, применяемой для отделочных работ. Вид и свойства материалов и изделий: фанера, шпон, паркет, древесностружечные плиты, древесноволокнистые плиты, погонажные изделия (поручни, плинтусы, наличники и др.) | Рабочая тетрадь https://remstroyru.com | Заполнить табл.31 | Заполнить табл.32 https://www.ferrum-style.ru/ | ||
ПЗ № 9 Отделочные материалы на основе полимеров для стен и потолков | Виды и свойства полимеров. Классификация изделий. Примеры. Изделия для стен и потолков: панели, плиты, обои, искусственная кожа, краски. | Рабочая тетрадь | Заполнить табл.33-35 | Дописать свойства красок. Заполнить табл.36 | ||
ПЗ № 10 Отделочные материалы на основе полимеров для полов | Материалы для полов: линолеум, ворсовые покрытия, ламинат, плитка-ПВХ, 3D-полы, интерактивные полы | Рабочая тетрадь | Заполнить табл.37 | Подготовка к ролевой игре | ||
ЛР №13 Экскурсия в магазин отделочных материалов «Респект» | Лакокрасочные материалы. Обои. Синтетические материалы для отделки стен. Материалы для полов. Материалы для отделки потолков. Стекло в интерьере. Декор. | Задание | Подготовка отчета. Подготовка сообщений | |||
ПЗ №11 Ролевая игра Применение отделочных материалов | Подбор отделочных материалов в зависимости от свойств поверхности, назначения и дизайна помещений. | Задание | Участие в ролевой игре | Подготовка к самостоятельной работе | ||
Сантехнические изделия и изделия для систем отопления | ||||||
Лекция №12 Номенклатура сантехнических изделий и изделий для систем отопления | Самостоятельная работа по теме «Отделочные материалы».Сантехнические изделия из керамики, из металлов и сплавов, на основе полимеров, композитные изделия | Рабочая тетрадь https://www.vodmag.ru/ | Тестирование. Заполнить табл.38 | Заполнить табл.39. Подготовка сообщений | ||
ПЗ № 12 Номенклатура сантехнических изделий и изделий для систем отопления | Изделия для систем отопления. Печи и камины. Материалы и изделия для саун и бассейнов. | Рабочая тетрадь | Продолжить заполнение табл.38 Презентация сообщений | Подготовка к самостоятельной работе | ||
Теплоизоляционные и акустические материалы | ||||||
Лекция №13 Номенклатура и свойства теплоизоляционных и акустических материалов Теплоизоляционные материалы на основе минерального сырья | Самостоятельная работа по теме «Сантехнические материалы». Классификация теплоизоляционных и акустических материалов. Свойства и виды теплоизоляционных материалов и изделий. Стекло- и минвата и изделия на их основе. Легкие и ячеистые бетоны. Пеностекло. Керамзит. Керамические теплоизоляционные блоки и кирпичи. | Рабочая тетрадь https://www.isover.ru/ | Тестирование. Заполнить таблицу 40 | Ответить на вопросы | ||
ПЗ № 13 Теплоизоляционные материалы из органического сырья | Материалы на основе сырья растительного и животного происхождения. Пенопласты. Сотопласты | https://www.jukkadom.ru rusnanonet.ru | Заполнить таблицу 41 | Подготовить сообщения | ||
ЛР № 14 Определение свойств теплоизоляционных материалов | Определение плотности, пористости, теплопроводности, прочности при 10%-ной деформации | Образцы, приборы и оборудование. Рабочая тетрадь по лабораторным работам | Выполнение испытаний, оформление результатов | Сравнительный анализ теплоизоляционных материалов и изделий | ||
ПЗ №14 Акустические материалы | https://www.baurum.ru https://www.tdstp.ru | Участие в семинаре | Заполнить таблицу 42 | |||
Кровельные и гидроизоляционные материалы. Клеи и герметики | ||||||
Лекция №14 Номенклатура кровельных материалов. | Конструкции крыш. Виды и свойства кровельных материалов из металлов и на основе минеральных вяжущих | Рабочая тетрадь Интернет-ресурсы: vseokrovle.ru | Заполнить табл.43-44 | |||
ПЗ № 14 Подбор кровельных материалов в зависимости от конструктивного решения кровли. | Кровельные материалы на основе органических вяжущих. Клеящие мастики. Пленки для пароизоляции. Подбор кровельных материалов для разных видов крыш. | Рабочая тетрадь Интернет-ресурсы: vseokrovle.ru | Заполнить табл.45. | Составить проект решения кровли | ||
Лекция №15 Номенклатура гидроизоляционных материалов, клеев, герметиков. | Рулонная, жидкая, мастики, проникающая гидроизоляция Показатели качества клеев. Виды и назначение клеев. Герметики для наружных работ, для внутренних работ и для помещений с высокой влажностью. | Рабочая тетрадь Интернет-ресурсы: Shikremont.ru | Отобразить проекты на ПК. Оценить проекты. Заполнить таблицы 46-48 | Подготовка к самостоятельной работе | ||
Раздел 4 Определение вида и качества строительных материалов и изделий | ||||||
Лекция №16 Связь свойств, показателей качества и маркировки различных групп строительных материалов | Решение прямой и обратной задачи: определение марки (сорта) материала по его показателям (древесина, гипс, известь, бетон, раствор, ЖБК, арматура) и определение показателей по марке | Рабочие тетради. Справочник строителя. ГОСТы | Тестирование. Решение прямой и обратной задачи | Подготовка к семинару «Влияние свойств строительных материалов на область их применения» | ||
ПЗ № 16 Семинар «Влияние свойств строительных материалов на область их применения» | Оптимизация свойств строительных материалов | Сообщения | ||||
ПЗ № 17 Оформление документов о качестве строительных материалов | Заполнение протоколов испытаний строительных материалов. Заполнение документа о качестве бетонной смеси. | Рабочая тетрадь. Протоколы. Технические паспорта. Сертификаты качества | Выполнение практических заданий | |||
\