Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям»
Открытое занятие «Введение в образовательную программу»
Педагог дополнительного образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец детского творчества Петроградского района Санкт-Петербурга Авдеева Анна Викторовна.
Тема занятия: « Введение в образовательную программу «Мир природы» («Экология - наука о Доме»).
Возраст учащихся – 12-13 лет.
Цель занятия: пробудить у детей интерес к изучению мира природы через знакомство с наукой экологией.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать представление об экологии как актуальной науке современности.
- Способствовать усвоению терминов “экология”, «среда обитания живых организмов», “природные факторы», «методы экологических исследований”, «озоновый слой».
- Закрепить знания о средах обитания живых организмов.
- Дать общее представление об отдельных методах исследования окружающей среды.
- Познакомить с информационной технологией «дополненная реальность» и возможностью её применения при изучении объектов живой природы.
- Дать представление о правилах поведения в природе.
- Подвести к выводу о том, что актуальность экологии заключается в её главной задаче: сохранить жизнь в нашем Большом Доме - планете Земля.
Развивающие:
- Способствовать развитию мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, в частности умению взаимодействовать в команде.
Воспитательные:
- Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся по охране окружающей среды.
- Способствовать воспитанию чувства ответственности за общее дело.
Тип занятия: вводный.
Методы и приёмы обучения: словесные методы, метод проблемного обучения, метод игры, наглядный метод обучения, метод наблюдения, моделирование ситуации, информационная технология «дополненная реальность».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, 4 планшета, 3 стола для команд, стол для дидактических материалов, два сосуда с чистой водой.
Электронные ресурсы:
Компьютерная презентация, созданная педагогом, видеоролик о планете Земля, видеофильм о проведении экологических исследований в Михайловском саду Санкт-Петербурга учащимися объединения «Мир природы» ДДТ Петроградского района.
Дидактический материал: коробка с природным материалом (шишки, плоды каштанов, ракушки),5 карточек с названиями персонажей «экологической истории»; 5 контейнеров с разными наполнителями для «экологической истории»; 3 синих конверта с набором карточек с изображениями живых существ - обитателей трёх сред; 3 коробки с пятью ёмкостями, в которых содержится различный природный материал; термометр для измерения температуры воды, 3 картинки с изображением гусеницы, 3 белых конверта с карточками, на которых изображены 4 видов бабочек, и справочным материалом к ним, 3 картинки с изображением земного шара, 15 «Блокнотов юного эколога».
Ход занятия
Организационный момент.
Деление учащихся на три команды с использованием природного материала трёх видов: шишки, плоды каштанов, ракушки.
Знакомство с детьми, постановка проблемы через вопросы и проигрывание экологической истории с участием детей.
Объявление темы: «Познакомимся с наукой «экология», ощутим себя в роли исследователей окружающей среды», создадим виртуальный блокнот юного эколога».
Содержательная часть занятия:
Блок «Экология как наука»:
- Знакомство с происхождением слова «экология» и определением экологии как науки.
- Отражение информации в «виртуальном блокноте юного эколога».
Вывод о том, что представляет собой наука экология.
Блок «Экология – наука о Доме»:
- Знакомство с природными факторами (элементами большого Дома), от которых зависит жизнь на планете Земля.
- Рассказ педагога об озоновом слое и его влиянии на всё живое.
- Просмотр видеоролика о планете Земля.
- Беседа о природных факторах как элементах большого Дома и их влиянии на всё живое.
- Отражение информации о природных факторах в «виртуальном блокноте юного эколога».
Вывод: наука экология изучает, что происходит внутри нашего Большого Дома, как влияют на нас природные факторы.
Блок: «Животные и среды их обитания»
- Закрепление знаний о средах обитания животных, знакомство с разнообразием животного мира через игру «Найди среду обитания своего животного» (работа в командах с дидактическим материалом).
- Отражение информации о средах в «виртуальном блокноте юного эколога».
Вывод: Мир животных разнообразен, у каждого свой «дом» - среда обитания. Экология изучает взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.