по теме 2.5 Детский фольклор




АхаСамостоятельная работа

1. Заполнить таблицу «« Жанры детского фольклора»

(классификация по Мельникову М.Н):

 

Определение и характеристика жанров детского фольклора Произведения детского фольклора
1. Поэзия пестования или «материнская поэзия»связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.
ОБРАЗЕЦ. Колыбельные песни - произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка. Происхождение слова – от гл колыбать, зыбать, байкать (качать усыплять) Разновидности колыбельных по группам: 1)обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды, а также песни с описанием богатой колыбели, её возвеличиванием: 2)с персонажами животных и птиц. 3)с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона 4)песни, в которых звучит устрашение, запугивание непослушного ребенка. Мама пугает Бабаем, серым волчком, букой, стариком. Характеристика песен: монотонность, повторение напева, тихая динамика монотонность наличие припевных слов, таких как «баю-баюшки-баю», «люли-люлюшки-люли», «ай, люли-люли-люли». Колыбельные - это жанр импровизации. … Дрёма к деткам забрела, Под головку спать легла. Ой, люлюшки, люлюшки, Прилетели гулюшки. Стали гули ворковать, Стали детки засыпать.   Ах ты, котенька-коток Котя серенький хвосток! Котя серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мою Машеньку качать Я тебе, коту, коту, За работу заплачу:   Скатаем Насте валенки, Полушубочек сошьем, Настю к бабушке пошлём. Будет бабушка встречать, Настю кашкой угощать Даст ей тепленький блинок И румяный пирожок.
Пестушки-(от слова «пестовать» – нянчить, растить) – это коротенькие приговоры. Ими забавляли ребенка, прививая ему первые жизненные навыки, заставляя его садиться, потягиваться, ходить. Возможно, когда-то они имели магическое значение. Они заражают младенца бодростью и весельем. Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции.   Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в руки хватунюшки, А в роток говорок, А в голову разумок.   Тятеньке — сажень, Маменьке — сажень, Дедушке — сажень, Бабушке — сажень, Брату — сажень, Сестрице — сажень, А Колюшке — Большую, набольшую.
Потешки- потешки служат развлечению ребенка, с их помощью взрослые втягивают ребенка в игру. При этом они не только развлекают ребенка, но и передают ему нравственные и трудовые понятия. Они способствуют и физическому, и нравственному развитию ребенка. Заботясь об укреплении мышц торса, о развитии смелости у ребенка, его часто «тютюшкают», то есть, посадив на ладонь одной руки и поддерживая другой рукой грудь, его подбрасывают вверх, удерживая одной рукой, а затем подхватывают второй. Чук, чук, чук, чук, Наловил дед щук, Баба рыбку пекла, Сковородка утекла.   Идет коза рогатая За малыми ребятами. Ножками — топ-топ! Глазками — хлоп-хлоп! Кто кашку не ест? Кто молочка не пьет? Забодаю, забодаю!
Прибаутки- это песенки сюжетного характера, которыми взрослые забавляют детей. Все прибаутки имеют одну общую задачу – веселить слушателей. И вместе с тем они призваны маленький, замкнутый мирок ребенка превратить в «разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, что для него жизненно необходимо. Прибаутки-шутки, генетически восходят к шуточным песням скоморохов и унаследовали от них систему образов. К таким относятся песенки о животных, насекомых, делающих человеческие дела. В прибаутках утки играют в дудки, кошка шьет ширинку, таракан рубит дрова, ворон играет во трубу и т. д. Нередко прибаутки построены по типу небылиц. В них мужик сено шилом косит, свинья вьет гнездо на дубу, поросеночек яичко снес, медведь летает в облаках и т.д. Прибаутку характеризуют высокие художественные достоинства: яркая образность, рифмы, богатство аллитераций, звукопись и пр. В прибаутке многократно повторяется мотив, дающий новую информацию, что способствует ее закреплению в памяти ребенка. Кошка в лукошке Рубашки шьет, А кот на печи Сухари толкет. У нашей кошки Три сдобные лепешки, А у нашего кота Три погреба молока.   Вода не идет огонь лить, Огонь не идет камень палить, Камень не идет топор тупить, Топор не идет дубье рубить, Дубье не идет медведя бить, Медведь не идет стрельца драть, Стрелец не идет волка стрелять, Волк не идет козу гнать — Нет козы с орехами, Нет козы с калеными.
Докучные сказки-шутки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. «Докучная» сказка предлагается вместо обычной. Сибирская фольклористка М. В. Красноженова писала: «Рассказывая, соблюдают паузы и тон сказочного рассказа и вдруг заканчивают чуть не на первой фразе, а ребята приготовились слушать. Поднимают крик». Она называла эти произведения «сказочками-издёвочками». Сказочное повествование всегда нарушается издёвкой. Это иногда заключается в том, что сразу же после начала объявляется, что сказка окончена: «Жили-были два гуся.… Вот и сказочка вся!» М.Н. Мельников справедливо заметил, что докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора. Подрастая, дети сами пользуются докучными сказками, чтобы позабавиться, пошутить над младшими. До сих пор бытуют докучные сказки«У попа была собака», «Жили-были два гуся», «Про белого бычка», «Жили-были дед да баба», «Пришел медведь к броду».
2. Бытовой фольклор - жанры, отразившие различные стороны детского быта
Детские народные песни-Произведения детского, как и взрослого, фольклора создаются на основе живого разговорного языка. В них можно отметить особенности поэтики соответствующих жанров взрослого фольклора. Так, например, в композиции детских сказок, как и во взрослых сказках о животных, широко используется диалог. В детских песенках можно отметить такие композиционные формы, как форма монолога, диалога и др. Детские песенки нередко начинаются с обращений. Например: (дай молока Буренушка) В детских песнях встречаются повторы. Прилагательные нередко стоят после существительных. Язык детского фольклора отличается большим своеобразием. В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. Так, нередко животные в произведениях детского фольклора образно называются по тем или иным их признакам: волк - «серко», медведь - «из берлоги валень», мышь- «норушка», муха- «шумиха», комар - «пискун» и т. п. Часто употребляются парные созвучные слова «Федя-медя», «каракула-маракула», «шишел-вышел», «сею-вею», «заинька-паинька», «шильце-мыльце», «чушки-бушки», «жывалко-бывалко», «шестом-пестом», «аты-баты», «эни-бени» и т.д. Во всех жанрах детского фольклора широко используется рифма. Как правило, это парная рифма. Стучит, бренчит на улице — Фома едет на курице, Тимошка на кошке — Туда же по дорожке. — Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь? — Сено косить. — На что тебе сено? — Коровок кормить. — На что тебе коровы? — Молоко доить. — На что тебе молоко? — Ребяток поить.     Кукареку, кочеток! На повети мужичок. Коровушка, буренушка, Подай молочка, Покорми пастушка.     Дождик, дождик пуще, Дам тебе гущи. Дам тебе я ложку, Хлебай понемножку.
Заклички и приговорки. Заклички-стихотворные обращения детей к стихиям природы. Когда-то они имели магическое значение, и перешли к детям от взрослых. Это обращения к солнцу, дождю, радуге. Приговорки– обращения к животным и насекомым.В детском обиходе еще остаются приговорки к мышке Сейчас уже забыты приговорки к теленку, к птицам. Заклички - («Солнышко, солнышко», «Солнышко, вёдрышко»), («Дождик, дождик, пуще», «Дождик, дождик, перестань»), («Радуга-дуга»).   Приговорки - «Бабочка-сечка», «Божья коровка», «Улитка, улитка». «Мышка, мышка, на тебе мой зуб» – когда бросают выпавший молочный зуб в щель; ««Мышка, мышка, вылей воду» – когда прыгают после купания на одной ноге, стараясь вылить набравшуюся в ухо воду. «Телеш, телеш, куда бредешь?»), («Коршун, коршун, колесом»).
Детская обрядовая поэзия –Обрядом обычно называют традиционный порядок совершения каких-либо действий, выполняемых во время коллективных праздников. Детский обрядовый фольклор состоит из двух основных групп текстов. К одной относятся тексты, заимствованные из взрослой среды, к другой – тексты, бытующие только среди детей и созданные детьми. Тексты, придуманные детьми, составляют примерно четверть из известных по записям. Одним из них является «вьюница» – обряд окликания молодых на второй неделе после Пасхи. Дети пародировали величание – обычай, входящий в состав традиционного свадебного ритуала. Щедрик-ведрик   Щедрик-ведрик, дайте вареник! Грудочку кашки, кільце ковбаски. Іще мало – дайте сало. А іще не вся – дайте порося!   Щедрик-щедрик-щедрівочка   Щедрик-щедрик-щедрівочка Прилетіла ластівочка Стала собі щебетати Господаря викликати Вийди-вийди господарю Подивися на кошару Там овечки покотились А ягнички народились В тебе товар весь хороший Будеш мати мірку грошей Хоч не гроші то полова В тебе жінка чорноброва.
Прозвища и дразнилки -восходят к древней русской традиции. Традиция давать прозвища перешла к детям от взрослых. В обиходе на Руси когда-то были не фамилии, а прозвища, данные людям их односельчанами. Очень многие прозвища являются эпитетами, созданными на основе созвучий: Андрей-воробей, Наташка-букашка, Аркашка-таракашка, Соня-засоня, Петька-петух, Маша-растеряша. Дразнилка, по сути, является развернутым рифмованным прозвищем: «Ябеда-беда, тараканья еда». Иногда дразнилки превращаются в целые песенки. Петька-петух На завалинке протух. Яичко снес, На базар понес. На базаре не берут, Петьку за уши дерут.
Детские сказки -поучительные истории, которые очень важны для любого ребёнка. Каждая хорошая сказка обязательно содержит мораль и исповедует непременную победу добра над злом. Сказки читают своим детям и родители, и бабушки с дедушками. «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», и.т.д…
Страшилки - страшные истории – детские устные условно-реалистические или фантастические рассказы, имеющие установку на достоверность. Исследователи этого жанра фольклора О.Н. Гречина и М.В. Осорина утверждают, что «страшные рассказы» в детской среде бытуют давно. В основу этого жанра легли сказки и былички. Из быличек в страшилку пришли некоторые образы (ведьма, колдунья), мотивы волшебного превращения (черное пятно превращается в страшную ведьму), установка на достоверность. Встречаются традиционные мотивы нарушения запрета (не выходить из дому, не покупать черные шторы и др.). Используется прием троичности эпизодов. В основе конфликта, как и в сказке, лежит борьба добра и зла. Добро олицетворяют мальчик, девочка, милиция. Зло может быть представлено в образе мачехи, ведьмы, старика. Или неодушевленными предметами: черное пятно, шторы, гроб на колесиках, за которыми всегда скрывается одушевленное существо (после превращения). сочинения А.С. Макаренко, А.Л. Пантелеева, Л. Кассиля. («Жила-была одна семья», «В одном доме жила девочка»).
3. Потешный фольклор - источник юмора, формирующий это так необходимое для взрослой жизни чувство у маленьких детей. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Словесные игры -этo paзнoвиднocть игpы c пoлным oтcyтcтвиeм мaтepиaльнoгo кoмпoнeнтa, тaкaя игpa пpoиcxoдит иcключитeльнo пyтeм peчeвoгo взaимoдeйcтвия игpoкoв, oпиcывaющиx дeйcтвия. Словесные игры были известны в Древней Руси. Относятся к потешному фольклору.   «Курилка» - Игра заключалась в том, что дети садились в кружок, зажигали, затем тушили ее, чтобы она только тлела, и передавали из рук в руки, приговаривая: «Жил был Курилка, ножки тоненьки, душа коротенька. Не умри, Курилка, не оставь печали, не заставь плясати». Каждый старался поскорее сбыть с рук Курилку, приговаривая: жив. Тот, у которого гасла лучинка, должен был отдать фант. «Гори, гори ярко, приехал Захарка…» «Барыня» - Играющие должны были соблюдать правила, заключающие запреты: «Черно с белым не берите, «да» и «нет» не говорите». Кроме того, нельзя было улыбаться и смеяться. Игра воспитывала волю, учила быстро формулировать свои мысли и уметь создавать речевые ловушки.
Молчанки -это веселая, неподвижная игра детей многих поколений, в основе которой стихотворный уговор – молчать. Относится к потешному фольклору. При игре в «молчанки» после приговора нельзя было ни смеяться, ни проронить ни слова. Молчанки обязательно содержат уговор молчать в форме заклинания. Мы бежим, Бежим, бежим, Добежали и молчим! Кто начнет говорить, Тому и водить! * * * Первый скажет и молчит, А второй - всё говорит! Кто нарушит наказ, Съест лягушек целый таз! * * * Летели три утки, Молчи три минутки! * * * «С этих пор молчать», «Кто слово скажет», «Чок, чок, чок, зубы на крючок» «Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит, тот и съест».
Голосянки -это рифмованные и не рифмованные песенки для одноименных игр, которые напрямую связаны с игровым процессом. Использовались они в коллективной игре, исполнялись обычно хором, четким речитовом, без каких – либо пауз. Первый замолчавший считался проигравшим. Относится к потешному фольклору. Соберемся на полянке И затянем голосянки! А кто не дотянет, Тот безголосым станет! Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!.. * * * На дворе уж месяц май! Ай-ай! Май-май! Сеять в поле помогай, помогай! Ай-ай! Май-май! Ты тяни, тяни - По-мо-ги-и-и-и-и-и-и!.. * * * Ну-ка, девицы-красавицы, ^ Голосяночка вам нравится?! Тянем-тянем-голосим, А кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!..
Поддевки -более лаконичная форма насмешки, чем дразнилка, представляет собой искусственный диалог, где следует ожидать возможности быть «поддетым», пойманным. Отличающиеся краткостью и точностью, поддевки чаще всего начинаются с просьбы Скажи: «Тесто»! - Тесто! - Вот твоя невеста! ** - Скажи: «Туча»! -Туча! -У тебя пятерок куча! ** -Скажи: «Вкусны да сладки!» -Вкусны да сладки! - Тараканьи лапки!
Небылицы-перевертыши -это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Как петух в печи пироги печет, Кошка на окошке рубаху шьет, Поросенок в ступе горох толчет, Конь у крыльца в три копыта бьет, Уточка в сапожках избу метет.   * * *   Чик, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке.
Мирилки -это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры.Своё название мирилки получили от слова «мир» — мириться, дружба. При этом дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга. Солнце выйдет из-за тучек, Нас согреет тёплый лучик. А ругаться нам нельзя, Потому что мы друзья. *** Раз! – мирись! Два! – мирись! И со мной не дерись! Три – прощенья попросили! На четыре – всё забыли! Пять! – надутым быть нельзя: Мы теперь опять друзья! *** Я мирюсь, мирюсь, мирюсь. И я больше не дерусь. Ну, а если подерусь, В грязной луже окажусь.
Загадки -это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Два конца, два кольца, Посредине гвоздик.   Не огонь, А жжется.   Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице.
Скороговорки -это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Скороговорки созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков. На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.     Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.     Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.   Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре с водой утонула.
4. Игровой фольклорзанимает ведущее место в детском творчестве.Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем, и в то же время игра – наиболее сложный вид детского фольклора, в котором сочетаются элементы драматического, словесного, музыкального творчества
Формальные ролевые игры с игровыми припевами.Многие века хороводы были частью календарных обрядов. По мере развития общества отпадала необходимость в магических обрядовых действиях. Хороводы были ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству. В них нашла своё самобытное выражение русское эстетическое сознание. А мы просо сеяли», «Княгини, мы до вас пришли», «В хороводе были мы». «Каравай».
Формальные ролевые игры с игровыми приговорами. -Многие игры заимствованы от взрослых. Не очень многие из них дошли до наших дней. Игровой приговор редко достигал поэтического совершенства, чтобы иметь самостоятельное художественное значение, которое может быть понято только в связи с игрой. «Коршун», «Редька», «Мак», «Селезень», «Кандалы»(«Цепи кованные», «Конница»).  
Игры-импровизации- В устойчивых детских играх исследователи находят следы отдалённых, древних культур, исчезнувших из памяти народа, то в играх – импровизациях живо, чрезвычайно оперативно и полно отражалась современная жизнь народа. Игры – импровизации сочиняются детьми повседневно, разыгрываются в одиночку и группами. Исследователи проходили мимо них. Быть может, в них нет того художетсвенного элемента, который привлёк бы фольклористов. Скорее дело в неустойчивости игр, в их сверх текучести. Даже дети, воспроизводя игру, не могут её точно повторить, а, по существу, создают новую. Каждый игрок волен вносить по ходу игры своё, новое, что ему подскажет обстановка или буйная фантазия. Все изменения в жизни народанаходят отражение в играх детей. «Дочки-матери», «Магазин», «Больница»
Жеребьевые сговорки –в каждой игре есть свои правила, имеющие силу неписаных законов. Многие детские игры, особенно со спортивным уклоном (лапта, городки) требуют определённого равновесия сил. Жеребьёвки существуют очень давно. Бросают вверх монету (орёл или решка) меряются на палке, разыгрывают мяч, шайбу, угадывают, что в кулаке. Но они не облечены в поэтическую форму. Жеребьёвка сговорка представляет собой загадку. Но загадку двусмысленную, в которой образы сопоставляются или противопоставляются, обычно она рифмована. Иногда рифма содержится в обращении: «Мати, мати, что вам дати: дуб или берёзу?»
Считалки -принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Эники-беники ели вареники Эники-беники - клёц! Вышел весёлый матрос.   Кони, кони, кони, кони, Мы сидели на балконе. Чай пили, чашки били, По-турецки говорили.  

Рекомендуемые источники информации:

1Аникин, В. П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2004.— 736 с.

НФ1–540460

2. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Русский фольклор. Изд-во Флинта, Наука, 1998, с. 338-354

3. Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. Русское устное народное творчество. М., Высшая школа, 1983, с. 272-286

Капица Ф.С.: Русский детский фольклор. - М.: Флинта, 2002

4..Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Изд. Просвещение, 1987



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: