МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Д/С №11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ.
ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ «РЕЧЕВОГО ДВОРИКА»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫУЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ Д/С №11
ВАНИНОЙ ЭЛЬВИРЫРАМИЛЬЕВНЫ
Апреля 2018г.
ЗАТО г Североморск.
Организация работы по развитию речи детей в речевом уголке «Речедворик»
Для того, чтобы работа по развитию речи организуемая с воспитанниками была эффективной, и в тоже время привлекательной для самих детей каждый педагог сталкивается с необходимостью содержательно и интересно организовать пространство речевого уголка.
В нашем детском саду я использую интересную идею организации речевого уголка в виде сюжетно оформленного речевого дворика предложенную авторским коллективом Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук в методических рекомендациях по развитию речи дошкольников.
Оформлять «Речедворик» можно по-своему, но обязательно соблюдая требование авторов о наличии его основных элементов стимулирующих речь детей, таких как:
- «Чудо-дерево»;
- Дидактический «Домик» и рядом с ним расположенный набор различных речевых игр и материалов, стимулирующих речь детей;
- Копилка слов в виде «Волшебного сундучка» (волшебной коробки).
Мне эта идея очень понравилась. И такой «Речедворик» появился и возле моего кабинета. Почему не в кабинете спросите вы меня? Потому что мне хотелось подключить к работе по развитию речи и родителей моих воспитанников.
Цели и задачи сотрудничества логопеда и родителей:
· помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка;
· сформировать мотивации к коррекционной работе с их детьми;
· вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения;
· наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Главным привлекающим внимание объектом речевого дворика является «Чудо-дерево», которое я использую для мотивации речевой деятельности детей. С помощью чудесного дерева можно решить разнообразные задачи по всем направлениям развития речи. Ведь на сказочном «Чудо дереве» или рядом с ним появляются не листочки и цветочки, а задания, сюрпризы для детей, картинки, «игры для язычка», загадки, письма с интересными заданиями и упражнениями.
На самом дворике рядом с деревом располагается дидактический «Домик». Вокруг домика в течении всего учебного года разворачиваются разные события. Домик заселяют разные персонажи, которые играют в прятки и другие игры, встречают и провожают гостей, расставляют мебель в домике, путешествуют, с ними происходят разные события.
Кто же время от времени появляется в самом домике или рядом с ним:
-дикие или домашние животные;
-насекомые;
-птицы;
-сказочные персонажи;
-человечки, как отдельно, так и семьей.
Таким образом, помощью этого домика, мы с родителями имеем возможность успешно накапливать словарь детей по лексическим темам, отрабатываю употребление детьми пространственных предлогов, учу детей описывать предметы и их детали, сочинять маленькие истории, развивая связную речь.
Рядом с дидактическим домиком пространство речевого дворика наполняют:
- сюжетные и предметные картинки, картинки с продолжением сюжета;
- наборы картинок для отработки звуков;
- карточки с фотографиями (картинками) правильной артикуляции;
-«поддувалочки» и другие пособия для развития речевого дыхания;
-материалы, игры для формирования мелкой моторики (мозаики, штампы, тактильные пособия из шнуров, бисера, лент и т.д.)
-время от времени могут появляться звучащие предметы, детские музыкальные инструменты для развития слухового внимания.
Очень нравится ребятамнаш «Волшебный сундучок». Волшебный сундучок (волшебная коробка) – это своеобразная речевая копилка, состоящая из наборов картинок, наглядного материала и картотек для речевой деятельности, с помощью которых я учу детей подбирать изображения предметов:
- на заданный мною звук
- под заданное мною обобщающее слово
- под заданное мною свойство (деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные)
Кроме того, с помощью карточек-заданий я имею возможность познакомить детей:
- со значением слов (через формулирование его определения: ельник– еловый лес, печка- постройка из кирпича, в которой можно приготовить еду и обогреть дом);
- с антонимами (добро – зло, день – ночь, старый – молодой и пр.);
- с синонимами (смелость – отвага, храбрость; веселиться – радоваться, смеяться).
- с многозначностью слов (гребень - для расчесывания волос, верх волны, гребень на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); бить (в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьет в стекло); идти (ребенок идет по дороге, лед идет по реке, дождь и дет из тучи, дым идет из трубы).
- с образными выражениями.
Кроме этих главных объектов, на речедворике находится небольшая библиотека русских народных сказок. А для родителей, которые бывают на нашем речевом дворике мною совместно с воспитателями были отобраны и оформлены топ-листы сказок и фольклорного материала в соответствии с возрастом детей. Топ-листы являются своеобразным путеводителем родителей по миру сказки и помогают им сориентироваться в том, какую сказку и в каком возрасте лучше всего прочитать детям.
По мнению К.Д. Ушинского, «…народные сказки способствуют усвоению тех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков».
Я использую в своей работе сказки, потому что детям нравится их слушать, пересказывать, инсценировать, а мне они помогают решить целый ряд задач по развитию речи: расширять словарный запас ребенка, учить детей правильно строить диалоги, развивать их связную, логичную речь, способствовать формированию ее эмоциональности, образности.
И для этого мною было разработан дидактический материал, при создании которого я опиралась на пособие О.С. Жуковой, Е.В. Капустиной «Школа раннего развития. Игры со сказками».
Дидактический материал постоянно пополняется и представляет собой наборы карточек пока к десяти сказкам.
В набор входят: карточка с текстом сказки и прилагающимися к нему вопросами, а так же тщательно отобранные задания для развития разных сторон речи.
Задания включают в себя упражнения, направленные на:
- развитие артикуляционной моторики;
- расширение словарного запаса;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- развитие связной речи;
- развития мелкой моторики;
- дыхательные упражнения.
(Рассмотреть пособие с небольшими комментариями)
Этим пособием, помимо меня, могут пользоваться и педагоги и родители, так как они находятся в свободном доступе в библиотечке речевого дворика.
В заключении хочется отметить, что в результате такой работы речь детей достигает достаточно высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает количество простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам и умение контролировать свою речь.
Любой интересный детям сюжет оформляется так, чтобы некоторые детали были закреплены не полностью, и при «поддувании» происходило движение. На самом дереве периодически появляются всевозможные «поддувалочки» (листочки, пушочки, шуршалки, бабочки…)