Раздел «Человек».
Человек – биосоциальное существо, обладающее разумом, словесной речью, духовностью и живущее посредством активной деятельности.
Индивид – отдельно взятый представитель всего человеческого рода, совокупность врожденных черт, присущих Homo Sapiens.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности (врожденные и приобретенные), присущие конкретному человеку.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена общества. Личность – человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.
Социализация – начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.
Этапы и агенты социализации
Этапы | Особенности | Агенты |
Первич- | Необходима на ранних | Непосредственное окружение чело- |
ный | этапах жизни ребенка, | века: семья, друзья, няни, |
характерны личные | воспитатели, учителя, тренеры, | |
отношения с агентами | врачи, лидеры молодежных | |
группировок | ||
Вторич- | Необходима на более поздних | Опосредованное окружение |
ный | этапах жизни человека, | человека: представители |
характерны формально- | администрации школы, ВУЗа, | |
деловые | предприятия, армии, церкви, СМИ | |
отношения с агентами |
Потребности человека
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Пирамида потребностей А. Маслоу:
– физиологические: в сохранении жизни как биологического организма;
– экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности;
– социальные: в социальных связях, общении, совместной деятельности;
– престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха, карьере;
– духовные: в самоактуализации, самовыражении, эстетические.
Способности человека
Способности человека обнаруживаются в том, насколько успешно он выполняет ту или иную деятельность.
Уровни развития способностей:
1. Задатки – природные предпосылки способностей, врожденная предрасположенность к способностям.
2. Способности человека – индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие успешно выполнять определенную деятельность.
Одаренность – совокупность способностей, позволяющих достичь ярких, очевидных достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Талант – высокий уровень развития способностей, получение оригинальных, общественно значимых продуктов деятельности.
Гениальность – высочайший уровень развития способностей, осуществление принципиальных сдвигов в какой-либо сфере.
Деятельность человека
Деятельность – присущая только человеку, форма взаимодействия с окружающим миром.
Деятельность человека | Активность животных |
– осуществляется сознательно | – основана на инстинкте |
– разнообразная и творческая | – однообразна |
– преобразует окружающую среду | – направлена на приспособление |
– используются орудия труда | _______ |
Структура (элементы) деятельности
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа). Объект – то, на что направлена деятельность (природа, общество).
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.
Цель – образ того результата, на достижение которого направлена деятельность. Целеполагание присуще только человеческой деятельности. Средства – приспособления, способы и приемы, при помощи которых
достигается цель.
Действия – конкретные этапы деятельности, «шаги» к цели. Результат – цель, воплощенная в действительность.
Виды деятельности:
1. – Практическая: материально-производственная (преобразование реальных объектов) и социально-преобразовательная (реформы).
– Духовная: познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая.
2. Созидательная и разрушительная.
3. Прогрессивная и регрессивная.
4. Политическая, социальная, экономическая, духовная.
5. Труд, творчество, игра, обучение, общение.
Труд – деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.
Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, ранее не существовавшее.
Игра – деятельность, ориентированная в большей степени на сам процесс, а не на результат. С одной стороны в игре происходит реальное действие, с другой стороны – условное.
Обучение – процесс приобретения знаний и овладения способами действий, необходимых для успешного взаимодействия с миром.
Общение – взаимодействие двух и более субъектов, в ходе которого стороны обмениваются мыслями, идеями, чувствами, информацией.
В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого, происходит взаимное обогащение.