Тема «Общая характеристика дислалии» – 2 ч.




Практикум к теме «Дислалия»

(лекции – 20 ч., практические занятия – 18 ч., лабораторные занятия – 16 ч.)

Тема «Общая характеристика дислалии» – 2 ч.

Цель: актуализировать теоретические знания по теме «Общая характеристика дислалии»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «произносительная сторона речи», «звукопроизношение», «дислалия», «физиологическая дислалия».

2. Классификация дислалии по этиологическому признаку: функциональные и механические дислалии.

3. Классификация дислалии по количеству нарушенных звуков.

4. Обозначение искаженного произношения звуков.

5. Уровни нарушенного произношения.

6. Краткие сведения из истории изучения нарушений звукопроизношения.

7. Статистические данные о распространенности нарушений звукопроизношения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравните определения дислалии в работах М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, О.А. Токаревой, К.П. Беккера и М. Совака. Установите их сходства и различие.

Авторы Сходства Различия
М.Е. Хватцев    
О.В. Правдина    
О.А. Токарева    
К.П. Беккери М. Совак    

2. К понятиям «произносительная сторона речи», «звукопроизношение», «дислалия», «физиологическая дислалия» подберите по 2-3 существительных, прилагательных, глаголов, их характеризующих.

3. Заполните таблицу

Форма дислалии Причины Время возникновения
Функциональная    
Механическая    

4. Составьте хронологическую ленту становления современного состояния учения о дислалии.

5. Составьте кроссворд с использованием терминов для обозначения нарушений отдельных групп звуков, их виды (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, нарушения смягчения, озвончения).

6. Приведите примеры патологических и физиологических замен звуков, обоснуйте ответ.

7. Заполните таблицу

Уровни нарушенного произношения Степень сформированности умения
   
   
   

Тема «Функциональная дислалия» - 2 ч.

Цель

Вопросы для обсуждения:

1. Функциональная дислалия, ее формы в зависимости от нарушения психофизиологического механизма (моторная, сенсорная),

2. Функциональная дислалия, ее формы по симптоматике: фонологические (фонематические), антропофонические (фонетические).

3. Характеристика акустико-фонематической дислалии (Б.М. Гриншпун)

4. Характеристика артикуляторно-фонематической дислалии (Б.М. Гриншпун)

5. Характеристика артикуляторно-фонетической дислалии (Б.М. Гриншпун)

Задания для самостоятельной работы:

1.

Моторная алалия
Сенсорная алалия
Дополните структурно-логическую схему

       
   
 

 

 


2. Проанализируйте материалы обследования, определите форму дислалии. Аргументируйте свой ответ.

3. Посмотрите предложенное видео, определите какие варианты нарушенного произношения относятся к фонематическим (фонологическим), какие к фонетическим (антропофоническим) нарушениям.

4. Составьте структурно-логические схемы, раскрывающие структуру нарушения при акустико-фонематической, артикуляторно-фонематической, артикуляторно-фонетической дислалии. Пример:

                               
   
Артикуляторно-фонетическая дислалия
 
   
 
 
 
   
           
 
 

 


Тема «Механическая дислалия» - 2 часа

Цель

Вопросы для обсуждения:

1. Аномалии строения зубо-челюстной системы, их роль в формировании неправильного произношения звуков.

2. Симптоматика механической дислалии.

3. Варианты механической дислалии.

4. Роль хирургического вмешательства, ортодонтического лечения, миотерапии в устранении механической дислалии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать материалы логопедического обследования, определить вариант механической дислалии.

2. По демонстрационным материалам описать нарушения в строении артикуляционного аппарата.

3. Предложить пробы для оценки подвижности органов артикуляционного аппарата (сформулировать инструкцию и продемонстрировать).

4. Подготовить конспект беседы с родителями по сбору анамнестических данных ребенка с механической дислалией.

Тема «Методика логопедической работы при дислалии» - всего 6 часов

Тема «Методика логопедической работы при дислалии» - 2 часа

Цель

Вопросы для обсуждения:

1. Схема логопедического обследования ребенка с дислалией.

2. Содержание, методы и приемы обследования.

3. Определение примерного порядка работы по коррекции нарушенных звуков.

4. Этапы логопедического воздействия.

5. Сроки и продолжительность занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать и подготовить речевой и наглядный материал для:

- обследования звукопроизношения;

- обследования звуко-слоговой структуры слов

- состояния фонематического слуха (фонематического восприятия, фонематического анализа (простого сложного), фонематического синтеза, фонематических представлений).

2. По материалам логопедического обследования ребенка с дислалией составить перспективный план работы.

3. Заполнить таблицу

Этапы логопедического воздействия Цель Задачи
     
     
     

4.Проанализировать предложенный конспект индивидуального занятия и определить этап логопедического воздействия, задачи занятия.

Тема «Методика логопедической работы при дислалии» - 2 часа

Цель

Вопросы для обсуждения:

1. Структура логопедических занятий по устранению дислалии.

2. Дидактический материал занятий.

3. Инструментарий, используемый на занятиях.

4. Содержание и распределение речевого материала при автоматизации и дифференциации звуков.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать конспект индивидуального занятия по устранению дислалии с точки зрения структурного построения и ресурсного содержания.

2. Отобрать и систематизировать (оформить картотеку) речевого и наглядного материала для автоматизации звуков (по выбору студента).

3. Отобрать и систематизировать (оформить картотеку) речевого и наглядного материала для дифференциации звуков (по выбору студента).

Тема «Методика логопедической работы при дислалии» - 2 часа

Цель

Вопросы для обсуждения:

1. Методы и приемы формирования правильного звукопроизношения: показ, опора на сохранные звуки, артикуляционные упражнения, механическое воздействие и др.

2. Артикуляционная гимнастика как прием формирования правильного звукопроизношения.

3. Профилактика: предупреждение возникновения функциональной и механической дислалии,

4. Предупреждение возникновения других речевых расстройств как последствий дислалии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить комплексы артикуляционной гимнастики, предложенные М.Ф. Фомичевой. Оформить в таблицы

 

 

Таблица 1. Комплекс 1 (с,з,ц)

Название упражнения Цель Описание Методические указания
       

2. Подобрать к артикуляционным упражнениям наглядный материал, приготовиться демонстрировать.

3. Составить текст консультации для родителей по профилактике возникновения функциональной (механической) дислалии (по выбору).

4. Составить памятку для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Тема «Недостатки произношения отдельных звуков» - 2 часа (всего по теме – 6)

Цель

Вопросы для обсуждения:

1. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков, виды сигматизмов, парасигматизмов.

2. Приемы устранения сигматизмов, парасигматизмов.

3. Работа по автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Задания для самостоятельной работы:

1. К предложенным профилям артикуляции звука схематично добавить положения органов артикуляции при различных вариантах нарушенного произношения (например, межзубный сигматизм),

2. Составить картотеку приемов устранения сигматизмов, парасигматизмов, приготовиться к их демонстрации.

3. Оформить конспект индивидуального занятия по постановке звука по звуковой дорожке.

Тема «Недостатки произношения отдельных звуков» - 2 часа (

Цель

Вопросы для обсуждения:

1. Недостатки произношения сонорных звуков (ротацизмы и пара ротацизмы, ламбдацизмы и пара ламбдацизмы, йотацизм и пара йотацизмы)

2. Приемы устранения недостатков произношения сонорных звуков.

3. Работа по автоматизации и дифференциации сонорных звуков.

Задания для самостоятельной работы:

1. К предложенным профилям артикуляции звука схематично добавить положения органов артикуляции при различных вариантах нарушенного произношения.

2. Составить картотеку приемов устранения недостатков произношения сонорных звуков, приготовиться к их демонстрации.

3. Проанализировать конспект индивидуального занятия по постановке звука по предложенной схеме.

Тема «Недостатки произношения отдельных звуков» - 2 часа

Цель

Вопросы для обсуждения:

1. Недостатки произношения заднеязычных звуков (каппацизм и пара каппацизм, гаммацизм и пара гаммацизм, хитизм и пара хитизм)

2. Приемы устранения недостатков произношения заднеязычных звуков.

3. Работа по автоматизации и дифференциации заднеязычных звуков.

4. Дефекты смягчения и озвончения, приемы их коррекции.

Задания для самостоятельной работы:

2 К предложенным профилям артикуляции звука схематично добавить положения органов артикуляции при различных вариантах нарушенного произношения.

3 Составить картотеку приемов устранения недостатков произношения заднеязычных звуков, приготовиться к их демонстрации.

4 Составить конспект индивидуального занятия по постановке звука (по выбору студента).

Литература

Основная

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 703 с.

2. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304 с.

3. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

4. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Т. 1. – 560 с. – Т. 2. – 656 с.

Дополнительная

1. Беккер, К.-П. Логопедия / К.-П. Беккер, М. Совак / Под ред. проф. Власовой Н.А. – пер. с нем. – Москва: «Медицина», 1981. – 288 с.

2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. И.Ю. Кондратенко. – Москва: Айрис-Пресс, 2005. – 224 с.

3. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – Санкт-Петербург: Союз, РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 61 с.

4. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский. – Москва: Книголюб, 2003. – 144 с.

5. Зайцев, И.С. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция / И.С. Зайцев [и др.]. – Минск: БГПУ, 2005. – 60 с.

6. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.

7. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская, Л.П. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.

8. Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки/ Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.:

9. Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р.А. Юрова. – М.: В. Секачев, 2005. – 64 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: