Вокально-хоровой анализ.




 

Сочинение написано для четырехголосного смешанного хора a cappella с divisi во всех партиях. Фактура изложения - гомофонно-гармоническая. Хоровой стиль Р. Щедрина основан на индивидуальном гармоническом мышлении и связанном с ним преобладающим типе хоровой фактуры – гармоническом многоголосии. Данный хор подобен «...монументальной фреске, целостной и композиционно уравновешенной, чему немало способствует строгий хоральный тип изложения» [Хакимова, 1981, с. 78].

 

Диапазоны партий:

 


Сопрано I – (с1 - b2)

Сопрано II – (c1 - g2)

Альт I – (a - c2)

Альт II – (a - c2)

Тенор I – (d - g1)

Тенор II – (d – g1)

Баритон – (G – d1)

Бас – (C – d1)


Хоровой ансамбль

В большей части данного сочинения преобладает естественный ансамбль. Однако в некоторых фрагментах (такты: 6-10, 19, 21, 22) по причине низкой тесситуры баса и превалирования за счёт удобной тесситуры других голосов, необходима корректировка балансов звучания хоровых партий, в связи с чем должен возникнуть искусственный ансамбль.

Исполнительский анализ и дирижерские приемы.

Смысловая функция вербального текста в сочинении Р. Щедрина «К вам, павшие…» выступает самостоятельно, выносится на поверхность слушательского восприятия. Высокая степень музыкального обобщения поэтической идеи сочетается с концентрацией внимания на содержании. Композитор изначально чуток к ритмике и интонации словесных конструкций, которые находят свое воплощение не столько в кантиленой мелодической линии, сколько в тембро-интонационной, ритмо-фразовой, синхронной артикуляции хорового многоголосия. По отношению к слову хор выступает как единое монолитное целое.

В первой части использовано «туттийное» звучание всех партий в довольно низком регистре. Мелодическая линия находится в партии сопрано. Медленный темп (Largo-широко) в сочетании с плотной хоровой фактурой воспринимается как звучание органа. Начинается произведение в нюансе pp.

Вторую часть характеризует эмоционально-взволнованный тон повествования. Если хоральное начало отличается гармонически-массивным звучанием преимущественно в низком регистре, с характерной для него сгущенностью тембровых красок, то серединный раздел насыщен тематическим развитием, устремленным к расширению высотно-звукового диапазона («Мы с теми, кто под самою Москвой...»). Возникающий далее темповый и динамический сдвиг (animato poco a poco) воспринимается как своеобразное движение от одной смысловой опоры к следующей, от одного высказывания («мы с теми») - к другому. Достигнув вершины, эмоциональный накал высказывания снижается, возвращаясь в репризе к характеру героико-эпического песнопения.

В третьей части происходит переключение регистров, подчёркиваемое значительной динамической градацией, которая двигается от нюанса «fff » к «рр » и сопровождается постепенным «ritenuto е morendo al fine» с оттенком недосказанности, смысловой открытости. Повтор исходного мотива хора, данный здесь в ритмическом увеличении и дополненный словесным повтором, образует скрепляющую тематическую арку.

Партитура сочинения от начала до конца выдержана практически в едином темпе (Largo). Произведение спокойное, широкое. Распространённой ошибкой является ускорение во время crescendo (19-25 такты). Четверти в этих тактах нужно "наполнить" пульсацией восьмыми. Ритмической трудностью данного произведения является пропевание пунктирного ритма, не разрывая музыкальную фразу, а также развитие длинных звуков без ускорения. Поэтический текст играет главную роль в организации музыкальной ткани, поэтому работа над его произнесением всегда на первом плане. Для певцов рекомендуется использовать цепное дыхание, тембровую и артикуляционную «приглушенность». Дирижерской трудностью является организация протяженных фраз в весьма умеренных динамических градациях, движение в одном темпе, показ развития длинных нот. Произведение является очень сложным с точки зрения художественного воплощения, от певцов требуется нахождение верного эмоционального состояния, осмысление художественного образа произведения. В крайних частях используется минимальная динамическая амплитуда и минимальная амплитуда жеста. Хоровое звучание должно быть по органному плотным и слитным, важна вокализация мелодической линии в каждом голосе.

Заключение

Великая Отечественная Война - это страшная страница родной истории, в которой было столько горьких, непоправимых потерь. Поэтому так важно рассказывать молодому поколению о героических людях, принявших на себя сильнейший удар врага.

Наши деды, прадеды смогли выстоять и не отдать фашисту Победу. Миллионы их - ценой собственной жизни. Они и подумать не могли, что когда-то появятся те, кто будут пропагандировать фашизм, оскверняя их святую память и святое служение Родине. Они умирали за будущее всех нас, и мы просто не имеем права забывать об этом.

Каждое произведение, написанное Р.Щедриным для хора, является оригинальным по своему музыкальному выражению, воплощению идейно-образного содержания поэтического текста. Композитор раскрывает в стихотворение новые смыслы, подчеркивая их музыкой и разнообразными средствами выразительности. Сочинения Р.Щедрина есть та ступень в хоровом искусстве, через которую начинающий музыкант - хоровой дирижер, может прийти к пониманию многих явлений современности, и открыть для себя необозримые горизонты музыкального мира.

Родион Щедрин – глубоко национальный композитор, что имеет огромное значение. Обобщая в своем сочинении весь опыт русской культуры, композитор раскрывает важные черты своего народа, его нравственные качества и духовные идеалы. Благодаря этим качествам музыка Р. Щедрина становится понятной для любого человека, его творчество пребывает в постоянном развитии, в движении к новым художественным откровениям, оно не знает границ и доступно каждому.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М., 1989.

2. Литературно-энциклопедический словарь. М., 1987.

3. Манько Т. Р. Щедрин. Четыре хора на стихи А. Твардовского: история, анализ, исполнительский комментарий. РГК, 1999.

4. Мясоедов А. О гармонии русской музыки. М., 1998. С. 21.

5. Мастера русской гармонии к 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова сборник статей и материалов / составитель Старостина Т. А. // Гриненко Е. Из опыта анализа гармонии русской музыки (Р. Щедрин. «К вам, павшие»). М., 2009. С. 270-275.

6. Музыкальное содержание: наука и педагогика. // Хорошайло Г., Жабинский К. «Четыре хора на стихи А. Твардовского» Родиона Щедрина в интерпретации дирижера Авенира Михайлова: жанрово-стилистический аспект. М., 2002. С. 365-370.

7. Отечественная культура XX века и духовная музыка / Лыкова Л. О традициях культовой музыки в хоровых миниатюрах Р. Щедрина. М., 1990. С. 215-220.

8. Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина. М., 1992. С.46 Т.

9. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. М., 1991.

10. Родион Щедрин. Биография // Электронный ресурс: https://www.philharmonia.spb.ru/persons/biography/6319/

11. Тараканов М. Творчество Р. Щедрина. М., 1980.

12. Твардовский А. Избранные сочинения. М., 1981.

13. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1940.

14. Хакимова А. Новаторское прочтение жанра.// Советская музыка, 1980, № 11.

15. Хакимова А. Особенности фактуры в произведениях для хора без сопровождения Р. Щедрина. Москва-1981.


[1] Позже он станет ответственным секретарем союза при председателе Дмитрии Шостаковиче, а с 1973 года Родион Константинович Щедрин сам этот Союз композиторов возглавлял.

[2] Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме "По праву памяти" (1967-1969 гг., опубликована в 1987 г.).

[3] Не случайно в поэме 1954 года "Теркин на том свете» герой попадает в загробный мир", напоминающий своей мертвечиной советскую действительность.

[4] См.: Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки. М., 1998. С. 21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: