Вопрос 45. Концепция личности Ковалева.




Вопрос 22. Концепция личности Г. Олпорта. Структура личности: ядро и периферия. Диспозиция (кардинальная, центральная, вторичная личная). Черта (черты черт). Определение личности.

В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них. Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Отличительной чертой теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт.

1. Структура личности:

Ядро:

Интеллект, физическаяконституция, темперамент - генетический материал, эмоции.

Характер - этическое понятие, связанное с системой ценностей - оцененная личность(личность – это неоцененный характер).

Черта – нейропсихологическая структура, способная преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и управлять эквивалентными формами адаптивного поведения.

Черта (трайт) – это черта мотив, черта интерес, предрасположенность сходным образом вести себя в широком диапазоне ситуаций.

Черты можно охарактеризовать тремя свойствами: частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.

Индивидуальная черта – диспозиция: кардинальная, центральные, вторичные.

Проприум – организующая и объединяющая сила, принцип организации оценок, мотивов, ценностей, ощущений, всех элементов индивидуальности, позитивное творческое, осознаваемое - это центральная часть опыта («мое») - самость. Над проприумом:Я –осознающее, Я- объективное, отвечающее за самопознание, самосознание.

Переферия:

Зрелый человек: 1) имеет широкие границы «Я»,2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям,3) эмоционально неозабочен - самопринятие,4) имеет здоровое чувство реальности, 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора, 6) имеет цельную жизненную философию.Функциональные блоки состоят из этих черт, мотивов.

2. Диспозиция - индивидуальные черты, присущие индивидууму.Невсе индивидуальные диспозиции в равной мере присущи человеку и не все они являются доминирующими:

Кардинальные диспозиции. Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Эта в высшей степени генерализованная диспозиция не может оставаться скрытой (глубокое уважение к любому живому существу, сострадание).

Центральные диспозиции. Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, строительные блоки индивидуальности (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Центральные диспозиции представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.

Вторичные диспозиции. Черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые, менее пригодные для характеристики личности (предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека). Надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.

Черта (черты черт)

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Сами черты личности характеризуются "чертами", или определяющими характеристиками:

1. Черта личности – это не только номинальное обозначение. Черты личности – не вымысел; они являются весьма реальной и жизненно важной частью существования любого человека.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. Они побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Доказательство может быть получено посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучения историй болезни или биографий, а также с помощью статистических методов, которые определяют степень совпадения отдельных реакций на одни и те же или сходные стимулы.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Скорее личность представляет собой некий набор перекрывающих друг друга черт, лишь относительно независимых друг от друга.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки.

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

4. Определение личности: Личность – динамическая организация тех психофизиологических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Индивид представляет собой динамическую мотивированную развивающуюся систему. Личность свободна от связи с прошлым, связи с прошлым исторические, а не функциональные.

7 этапов развития личности (самости) проприума:1) ощущение своего тела-физическа самость; 2) самоидентичность-посредством речи осознание целостности и непрерывности Я; 3) чувство самоуважения, чувство гордости; 4) расширение границ самости; 5) образ себя; 6) рациональное управление собой –соц конформизм ребенка; 7) проприативное стремление – постановка жизненных целей. Признается объяснительная роль психоаналитических механизмов и травмы, хотя эти явления не занимают центрального места в развитии нормальной личности. Акцент развития ставится на будущем и настоящем – с относительным исключением прошлого

Вопрос 45. Концепция личности Ковалева.

Психологическое направление: Структурно-синтетический подход

Модель теории: Интегративная

Развитие личности: Развитие психической деятельности идет от динамического ко все более устойчивому. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы -психические свойства личности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (капризный, спокойный). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности характера (возбудимый, депрессивный). Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным структурам: направленности, способности, характер

Ядро личности: Соотношение: 1) психических процессов, которые формируют психические состояния характеризуют функциональный уровень психической деятельности и психических свойств. Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний, характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности. Уровень активности определяет личности. Структуры представляют высший уровень регуляции деятельностью и поведением в соответствии с требованиями ситуации и предмета труда. Структура личности: направленность, способности, характер, система управления = «Я», психические процессы.

Периферия личности (типы личности): Уровень активности определяет социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства связываются друг с другом в сложные структуры: темперамент(природные свойства), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). В синтезе эти структуры составляют духовный облик, или характер человека- систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, закрепленных в образе жизни.

Метод диагностики: Многообразие структур влияет на существо внутренних противоречий, которые возникают вследствие неравномерного развития от-дельных сторон личности: противоречия между притязаниями личности и ее возможностями, противоречия между чувственным и логическим в процессе отражения, а также разумом и чувством, несоответствие при-родных данных приобретенным свойствам личности.

Определение личности: Личность как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Духовный облик личности – синтез сложных структур: темперамента, направленности, способностей, возникающих из взаимосвязи психических свойств личности и характеризующих постоянный уровень активности, что обеспечивает наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: