Методика и приёмы создания сказки




Отчёт

Медитативная сказка.

Подготовила студентка группы ЗДС-12м

Чабровских Татьяна

Для курса «Сказкотерапия»

Цель работы:

1. ознакомиться с понятием медитативная сказка;

2. ознакомиться с принципами построения медитативной сказки;

3. научиться создавать медитативную сказку для конкретной ситуации.

 

Теоретическое введение.

 

Медитация есть погружение в какой-либо процесс. Очень хорошо способствует погружению сказка. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса.(1)


Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает "сказочные законы" — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок — это отсутствие в них конфликтов и злых героев.(3)

 

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева разделяет сказочные медитации на две группы: статические и психодинамические.(2)

В процессе статических медитаций (а представленная сказка таковая) наш пациент (или группа) находится в расслабленном (лежачем или сидячем) состоянии, психолог просто неторопливо читает медитативную сказку под специальную музыку. Наша цель — снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия и "зарядиться" энергией.

 

Процесс статической медитации состоит в следующем. Ведущий приводит детей (или взрослых) на поляну Сказок.

Здесь он предлагает детям лечь, закрыть глаза, послушать свое дыхание. Если в комнате прохладно, необходимо укрыть детей одеялами, т.к. холод вызывает непроизвольное сокращение мышц, и тело не может расслабиться. Далее, ведущий включает спокойную музыку и, не спеша, начинает рассказывать сказку, делая небольшие паузы после каждой фразы. Для медитаций используются не только сказки, но и рассказы о том, что можно увидеть на поляне, в лесу, на берегу моря и в других местах, свободных от шума и суеты. Говоря под музыку, ведущий сам может закрыть глаза, чтобы лучше представить ситуацию, о которой рассказывает. Так, голос ведущего спокойно и уверенно льется под музыку.

 

Погружая детей в медитацию, ведущему необходимо соблюдать меры предосторожности. Основное условие — уравновешенное стабильное эмоциональное состояние ведущего. Во время медитации мысли и чувства ведущего должны быть свободны от житейских проблем. В противном случае это может негативно отразиться на общей "атмосфере" и тех образах, которые увидят дети. Важно, чтобы сказка рассказывалась в спокойном темпе. Позитивный (свободный от проблем) настрой ведущего помогает детям разрешать свои ситуации.

Следующий важный момент — музыка. Музыка для медитации не должна содержать тревожных тяжелых звуков. Она должна быть спокойной, прозрачной и радостной.

Еще один важный момент — отсутствие во время медитации посторонних звуков и шумов (хлопанье дверей в соседних комнатах, громкие голоса и пр.). Медитация обычно занимает 15—20 минут, поэтому полезно на это время заранее договориться с коллегами о тишине. Любой посторонний шум препятствует погружению, отвлекает внимание и может вызвать раздражение. А это прямо противоположно целям медитации.

Перед тем как погрузить детей в медитацию, важно позаботиться о том, чтобы детям было тепло и удобно лежать. Можно на пол постелить одеяла или маты. Когда дети лягут на пол, важно, чтобы они не мешали друг другу и лежали в удобных расслабленных позах.

При соблюдении этих условий медитация даст существенный позитивный эффект

 

Методика и приёмы создания сказки

При создании любой сказки используются метафоры. Метафора как способ общения используется с самых давних времён. Так, на Востоке метафора – основной способ обучения в руках философа. Метафоры в разных её видах используются практично во всех видах терапии. Она позволяет выразить определённую идею, мысль в непрямой форме, а значит в наиболее доступной для подсознания форме, так как известно, что психологические защиты блокируют любое прямое обращение к нашему подсознательному.(6)

 

Итак, в данном случае использовалась статическая медитативная сказка, предназначенная для снятия психоэмоционального напряжения и развития личностного ресурса клиента.

 

Проиёмы:

ü Ритуал «входа». Используется непостредственное обращение к телу при помощи дыхания, что позволяет расслабиться и погрузиться в сказочную среду.

ü Ритуал «выхода».Аналогичное обращение к телу. Предлагается взять что-то с собой, таким образом закрепляется связь между нереальным, а именно сказкой и реальностью, потому что ты выходишь в реальность

ü Предлагается погулять одному в конце. Это важно, так как нужно время побыть одному, прислушаться к своему внутреннему голосу и прочувствовать, что же конкретно ты чувствуешь в данный момент. Поскольку было достаточно приятных моментов, вспоминая их от своего шимени,ты закрепляешь позитивное отношение и воспринимаешь его как своё.

 

ü Поскольку конкретный Клиент очень прочно находится в реальности и в чудеса не верит, была использована многоуровневая подстройка к нему и как бы несколькоэтапный вход в сказку. Так как для нашего клиента мгновенный перенос в сказку мог бать затруднительным

 

ü Линия сюжета, где постоянно случаются неожиданности и чудеса была выбрана с намерением обратить внимание, на то что не всегда всё случается так как ты представляєш, так как запланировано. Может и свитер неожиданно возникнуть и яблоки на берёзе вырасти. А также этот приём запускает воображение, которое также несколько заблокировано

 

ü Были задействованы все виды модульностей: визуальной(смотри, красиве деревья, разные бабочки), аудиальной)журчит ручеёк, крылья машут), кинестетической (ветерок по телу, запах пряников), что позволяет полностью довериться ситуации, так как все сферы задействованы.

 

ü Поскольку у Клиента есть определённое опасение «быть как все», был выбран сюжетный приём, где он ни с кем не может встретиться и его никто не увидит, а значит не оценит и не покритикует. Ты можеш делать, что хочеш и этим запускается спонтанность, и инициативность Клиента, что для него проблематично. Можно попробовать что-то для себя,, что хочется,а не помогать кому-то, например ползти ползком.

ü Уменьшительно-ласкательные слова «дорожек», «крохотные эльфы», «ручеёк», «зелёное-зелёное» и т.д. выбираются, чтобы обратиться к Внутреннему ребёнку, так как наш Климент сильно серьёзный.

 

ü Поскольку сказка, сочинённая Клиентом, была интерпретирована как выбор пути и определённые трудности с этим, были использованы дорожки в парке, чтобы сблизиться с Клиентом, так данный приём вопринимается как что-то близкое Клименту

 

ü Для закрепления позитивного образа от происходящего было использовано название «Смайлик-Улыбайка», а также несколько раз повторялось слово «улыбаться»

 

ü Путешествию было отданно предпочтение (над просто лежать на поляне) так как оно необходимо для усиления в ребенке клиента чувства автономности, уверенности и самостоятельности.

Литература

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии - СПб.: Речь, 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии - СПб.: Речь, 1998. - 352 с.

4. Гордон, Д. Терапевтические метафоры. Оказание помощи другим посредством зеркала. - СПб.: Белый кролик, 1995. - 196 с.

5. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [- М.: Класс, 1997. - 160 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.PsyServer.narod.ru

6. Л.М.Самошкіна, В.С.Яковенко Казка в роботі з дитячими психологічними проблемами-Дніпропетровськ, 2002

 

Приложение

Медитативная сказка.

Сейчас я расскажу тебе чудную историю об удивительном волшебном парке в волшебной стране Медиталии. Но ты не просто услышишь об этом парке, ты его увидишь. Да-да. Ведь это волшебный парк и его можно увидеть, закрыв глазки, потому что любое волшебство можно увидеть, закрыв глазки…

 

Итак…Закрывай глаза. … Прислушайся к музыке…Делай вдох… Выдох… Ещё раз…

 

Мы с тобой переносимся в волшебную страну и стоим у входа в парк, который называется «Смайлик- Улыбайка». Теперь ты видишь волшебницу-проводницу. Её зовут Воображайка… Она берёт тебя за руку и вы вместе заходите в парк…

 

Парк волшебный…В нём много дорожек, маленьких и больших, широких и узких, ты выбираешь любую и идёшь… Тропинки-дорожки пересекаются, сходятся, расходятся или идут параллельно…Ты оглядываешься и видишь, что вокруг никого нет. Парк волшебный. Дальше ты идёшь сам…И выбирая какую-то тропинку, ты можешь не волноваться, что столкнёшься неожиданно с кем-нибудь ещё. Здесь каждый выбирает свою тропинку и они никогда не пересекаются и не мешают друг-другу. Ты можешь делать что угодно: бегать, прыгать, визжать, ползти по-пластунски, чинно вышагивать… Никто не остановит тебя и не спросит, что это ты такое вытворяешь…Здесь каждый идёт по своей дорожке, занимается своим делом, делает, что хочет…

 

Смотри! Какой чудесный день! Какое яркое голубое небо, какие звёзды прекрасные на нём! Да, звёзды днём…. Это волшебство… Деревья зелёные-зелёные, разные-разные… Гляди, какие необычные листики у этой берёзки… и у этой ивушки… Подойди, сорви яблочко или конфетку… Ну, конечно, яблочко! В волшебном парке на всех деревьях растут яблочки, конфетки и всякие другие вкусняшки… Пожуй чего-нибудь.. Какой вкус? Сладенький? Кисленький? Какой ты хочешь, что б был вкус?

 

Слышишь? Ручеёк журчит… А вот бабочки пёстрые и разноцветные шелестят крыльями…Где-то кукушка говорит своё «ку-ку»… А ты всё идёшь… идёшь… Как ты идёшь? Медленно? Быстро? А может задом наперёд? Это похоже на танец? Как ты идёшь?

Чувствуешь, как уголки твоих губ расползаются в улыбке? Это волшебный ветерок, едва касаясь твоих губ творит чудеса…

 

Остановись…Разбуйся и пройдись босиком по шёлковой молодой траве, которая нежно щекочет твои ножки…

Ух ты!Крохотные золотистые эльфы откуда ни возьмись появились, засмеялись и закружили тебя в танце…

 

Здесь всё такое неожиданное и улыбчивое…Солнце, небо, зелёная листва деревьев, которая шелестит,подпевая ветру, запах пряников, что пекут гномы и раздают всем, кто хочет, жужжание эльфов и хлопанье крыльев бабочек…и этот мягкий, тёплый пушистый свитер… Чудеса…. Ты и не заметила, откуда он взялся на тебе… Это сказка…

 

Походи по парку…где хочешь… Что ты видишь? Слышишь? Чувствуешь?... Вот ты у выхода…Смотри, две огромные корзины со всякими разностями… Возьми что-нибудь с собой на память… что хочешь… Что это?

 

Нам пора…Воображайка улыбается тебе и машет «До свидания»

 

Делай вдох… выдох… (2 раза)

Этот волшебный парк «Смайлик- Улыбайка» находится ни где-нибудь в тридевятом царстве, а в твоём сердце…

 

Вдох… Выдох…

И всякий раз, когда ты закрываешь глазки, проводница Воображайка проведёт тебя к нему.

 

Вдох…Выдох…(2 раза)

Открывай глазки…

 

Здравствуй…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: