Стоит отметить, что для картин Бакхёйзена была характерна некоторая поэтизация действительности, которая по духу сближала их с творчеством художников фламандской школы. В верхнем правом углу западной стены находится копия с жанровой картины известного фламандского живописца, ученика Рубенса, Давида Те́нирса-младшего (David Teniers II, 1610 – 1690) «В таверне ». Полотно выполнено в тёмной гамме и пронизано скрытой иронией. Этот список с известной картины относится к серии копий, выполненных после 1748 г. художником Пфандцельтом, которому для украшения петергофских дворцов поручили «копировать с лучших оригиналов».
На северной стене, обращённой к Финскому заливу, в западном углу, в верхнем ряду представлена ещё одна копия из этой серии: «Ве́черя [22] в доме Симона Фарисея», списанная с полотна известного итальянского художника, одного из крупнейших представителей венецианской школы, Паоло Вероне́зе (Paolo Veronese, 1528-1588). Этот живописец, который большую часть жизни посвятил выполнению заказов Католической церкви, специализировался на библейских сюжетах. За основу была взята история из Евангелия (Мф. 26:6-13). Согласно преданию, Иисус в Галилее был приглашён в дом фарисея[23] Симона. Узнав об этом, в дом вошла раскаявшаяся грешница, которая омыла ноги Иисуса своими слезами, обтёрла длинными волосами. Иисус отпустил ей грехи, в то время как фарисея не смягчили слёзы грешницы. По мнению богословов, смысл этого евангельского сюжета в том, что искренняя вера и раскаяние делают человека гораздо ближе к Богу, чем строгое следование букве религиозных догматов. Подобный выбор сюжета вполне соответствовал распространённой идее о том, что искусство должно не только удовлетворять эстетические потребности зрителей, но и служить для них источником знаний, а также моральным и нравственным ориентиром. Впрочем, в качестве поучительных примеров брались не только христианские сюжеты – ещё одним источником вдохновения являлась античная история.
Ниже размещена картина неизвестного итальянского мастера[24] конца XVII- начала XVIII веков на сюжет из истории Древнего Рима «Смерть Марка Порция Катона Утического». На полотне, написанном в несколько экспрессивной караваджийской манере, изображён римский народный трибун Като́н (96-46 гг. до н.э.), который, узнав о поражении республиканцев и установлении единоличной диктатуры Юлия Цезаря, покончил с собой, бросившись на меч. Художник искусно использовал освещение: луч света направлен только на самое главное – лицо и тело героя. Фигура раба и фон как второстепенные детали тонут во мраке.
Справка. Караваджистская манера «тенебросо» (от итальянского tenebre – мрак, темнота) – приём контрастного сопоставления сильного потока света и густых теней для усиления художественной и эмоциональной выразительности, особенно широко разработанный итальянским художником Караваджо (1573-1610).
Под картиной «Смерть Катона» - пасторальный пейзаж «Стадо коров, переходящее через реку», написанный голландским художником А́брахамом Бе́гейном (Abraham Behein, 1637 – 1697) в его обычной тщательной, энциклопедической манере. Справа от окна, во втором ряду сверху – ещё один пример этого жанра – «Пейзаж», выполненный французским живописцем Жаном Франсуа Милле́, прозванным Франциском (Jean-Francois Millet, dil Francisque, 1642 -– 1679). Милле был известен тем, что быстро запоминал детали пейзажей, которые легко воспроизводил по памяти. Он занимался копированием чужих произведений, а также писал собственные картины, которые чаще всего представляли собой итальянские пейзажи в манере, напоминающей Пуссена. Ниже находится картина «Пейзаж с замком у реки» Давида Тенирса-младшего.
По сторонам от пейзажа Тенирса размещены небольшогоразмераизображения – Апостола Андрея (слева) и Апостола Павла (справа). Они примечательны не столько художественными достоинствами, сколько тем, что их автором был швейцарский живописец Георг Гзель (Georg Gsell, 1673 – 1740). Современники характеризовали его как «недурного» исторического и бытового художника и глубокого знатока голландской живописи. В Амстердаме он держал антикварную лавку, предметы для которой он регулярно покупал на аукционах. На одной такой публичной продаже в 1716 году он познакомился с Петром I, и с тех пор его жизнь была тесно связана с Россией. Царь предложил Гзелю поступить к нему на службу, и вскоре швейцарец переехал в Петербург. Здесь Гзель сотрудничал с Канцелярией от строений, Кунсткамерой и Академией наук. Кроме того, он много лет занимался пополнением, хранением и каталогизацией живописной коллекции царя. Помимо этого, Гзель зарабатывал тем, что писал «персоны», в числе которых были и размещенные в Верхнем зале павильона апостольские изображения. В сущности, они представляют собой реалистические, эмоционально выразительные портреты, несомненно, написанные с натуры.
Заслуживает внимание портрет, который располагается над упомянутым пейзажем Милле, - «Девушка, играющая на свирели» [25] голландского художника Яна Ли́венса (Jan Lievens, 1607 – 1674). Ливенс был сначала другом, а затем соперником Рембрандта, с которым на протяжении трёх лет работал в одной мастерской. Они писали в похожем стиле: манера Ливенса была более изобретательной, но менее выразительной, чем у Рембрандта. При жизни они практически наравне соперничали за славу быть первым живописцем своей эпохи. Первоначально карьера Ливенса развивалась успешнее: 25-летним молодым человеком он был приглашён английским королём Карлом I на должность придворного живописца. После свержения и гибели короля, Ливенс некоторое время работал в Антверпене, Берлине и Гааге, затем вернулся на родину, где продолжал пользоваться высоким покровительством и вести чрезвычайно роскошную жизнь, которая, в конце концов ввергла его в крупные долги, нищету и безвестность.
Среди картин, представленных в восточной части северной стены выделяются три относительно крупных фламандских полотна на религиозные и исторические сюжеты: «Милостыня Св. Антония» [26], написанная художником Яном Милем (Jan Miel, 1599 – 1663) в итальянском стиле, «Антоний и Клеопатра »[27] Же́рара де Лере́сса (Gérard de Lairesse, 1640 – 1711), который прославился своими многофигурными композициями на мифологические и исторические темы, за что его называли «нидерландским Пуссеном», а также «Бегство в Египет » Гаспара Якоба ван Опста́ла-младшего (Caspar Jacob van Opstal II, 1654 – 1717), иллюстрирующая сцену из Евангелия от Матфея, когда Иосиф с девой Марией и младенцем Христом по велению явившегося во сне ангела бежал в римский Египет от преследования царя Ирода, приказавшего уничтожить в Вифлееме всех младенцев в возрасте до двух лет. Последние два полотна воспринимаются прежде всего как эффектные декоративные композиции. Костюмы персонажей этих картин весьма отдалённо напоминают античные. Действующие лица идеализированы и условны. Их ритмически повторяющиеся позы, жесты и движения несколько надуманны и театральны.
БАЛКОН | Натюрморт Неизвестный голландский художник Вторая половина XVII в. Неаполитанская школа | Мадонна Неизвестный художник, подражание Джованни Сассоферрато XVII в. Западноевропейская школа | Приморский вид Неизвестный художник XVII в. Фламандская школа | Портрет мужчины Неизвестный художник XVII в. Голландская школа | Бегство в Египет Гаспар Якоб ван Опстал-младший вторая половина XVII в. Голландская школа | ||||
Пастух со стадом коз Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих середина XVIII в. Немецкая школа | ОКНО | Кавалерийское сражение Неизвестный художник XVII в. Фламандская школа | |||||||
Милостыня Св. Антония Ян Миль Середина XVII в. Итальянская школа | Вид окрестностей Рима Пьетро Паоло Бонци, прозванный Гоббо деи Каррачи Первая половина XVII в. Итальянская школа | Адам и Ева над телом Авеля Неизвестный художник XVIII в. Итальянская школа | |||||||
Собаки Адриан Корнелис Бельдемакер XVII в. Голландская школа | Антоний и Клеопатра Жерар де Лересс конец XVII- начало XVIII вв. Фламандская школа | На соколиной охоте Неизвестный художник круга Филипса Вауэрмана XVII в. Голландская школа | Пейзаж Франц де Паула Ферг Первая половина XVIII в. Западноевропейская школа | Искушение св. Антония Абрахам Тенирс середина XVII в. Фламандская школа | |||||
Пейзаж со стадом Неизвестный художник круга династии ван де Велде XVII в. Голландская школа | Весёлая беседа Неизвестный художник круга Давида Тенирса-младшего XVII в. Фламандская школа | Городская улица Геррит Адриансзон Беркхейде вторая половина XVII в. Голландская школа | Скот на пастбище Ян Асселин середина XVII в. Голландская школа | Сражение Франческо Казанова вторая половина XVIII в. Французская школа | |||||