Д. Шостакович. Опера «Катерина Измайлова».




Написана по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера состоялась под управлением С. Самосуда на сцене Малегота 22. 01 1934 г., сразу же в Москве в театре Станиславского и Немировича-Данченко (дирижер – Г. Столяров).

Опера трудной судьбы. После премьерных спектаклей перерыв до 1963 года, затем шествие по театральным сценам мира. Наиболее яркие постановки в Большом театре с Г. Вишневской, в Киеве с Е. Колесник, дирижером К. Симеоновым (Шостакович считал лучшей постановкой), затем была поставлена С. Турчаком, в главной роли Г. Ципола.

Опера поражает оригинальностью драматургии, трактовкой характеров, музыкального языка. По-шекспировски смело сопоставляются высокий трагизм и площадный фарс, целомудренная лирика и пошлая «чувствительность». Вызывает ассоциации с бытовым драмами Островского, трагедиями Мусоргского, картинами Федотова, повестями Достоевского. С этими творениями «Катерину Измайлову» роднит сочувственное отношение к своей героине, по-щедрински меткая сатира на русских обывателей, тема «преступления и наказания».

Склад дарования Шостаковича – умение рисовать зрительно-конкретные образы, чувство сцены – определил тяготение к опере. В «Катерине» действие развивается как монодрама, нет случайных сцен и персонажей. Оркестр и вокальные партии равноправны, мелодические характеристики ярки и развиты. «Из всех моих героев в «Леди Макбет» я люблю только Катерину Львовну. Её судьба – судьба талантливой, выдающейся женщины, поставленной эпохой в кошмарные условия. Все её преступления я пытаюсь объяснить именно этим» (Шостакович). По словам Соллертинского «Опера Шостаковича – мощная социальная трагедия, или по словам самого автора «трагическая сатира», действующие лица которой очерчены с поразительным музыкально-интонационным реализмом». Опера вызвала полемику и даже дискуссию. За 8 месяцев после премьеры – 36 спектаклей, поставили в США. Но как примета сталинского режима появилась статья в газете «Правда» 28.01 1936 года «Сумбур вместо музыки» об опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Автору инкреминировали потакание буржуазным вкусам, натурализм, «мелодическое убожество» и т.д. После этого перерыв и начало новой жизни в 1963 году.

Шостакович отредактировал оркестровые антракты, создавая более цельную линию симфонического развития. Изменил текст либретто, усилил социальное значение трагедии. Он существенно изменил характеры Лескова. У писателя Катерина – сильная, но ограниченная натура; у Шостаковича она наполнена духовной жизнью, её присуща природная интеллигентность. Невозможность соединить стремление к счастью с милосердием и добром приводи её к внутренней раздвоенности, а затем к смерти. Её преступления – протест против страшного купеческого мира. Катерина контрастно вписывается в сатирически обрисованную картину купеческого быта. «Под обстрел» Шостаковича попали церковь, власть. На сцене как всегда пьяный священник, взяточники-полицейские, выраждающиеся купчики с их духовным убожеством. Борис Тимофеевич из бытового персонажа превратился в купца-самодура. Он главный враг и мучитель Катерины.

Пафос оперы в «оскорблении зла». Положительное начало появляется в скрытых авторских комментариях к действию. Голос автора звучит в возвышенной музыке антракта – пассакальи, в оркестровых монологах внутри картин.

Жанр оперы «трагическая сатира». Но это не единственный жанровый антогонизм. Он дополняется контрастами, свойственными психологической драме (развитие чувства у Катерины и Сергея).

Драматургия оперы отличается чёткостью планировки.

I-е действие (1, 2, 3, картины) – экспозиция «тёмного царства» и его жертвы Катерины. Оно симметрично по структуре. Здесь же намечается завязка драмы – сближение Катерины Сергеем.

II –е действие (4, 5 картины) развивает и доводит до кульминации личную драму героини. Здесь сосредоточены все её преступления, развита тема раскаяния (встреча с призраком), предчувствие надвигающейся катастрофы (антракт между 4 и 5 картинами).

III действие (6, 7, 8 картины). Более широкое разоблачение темного царства. Действие выходит за пределы дома Измайловых – появление священника, жандармов, гостей на свадьбе.

IV действие (9 картина) раздвигает границы трагедии. Контраст между Катериной и её мучителями доведён до предела. Здесь дана обобщённая картина народного горя (пение старого каторжника с хором). Драматургия обнажает социальный смысл драмы Катерины.

Шостакович даёт контрастное столкновение двух враждебных интонационных сфер. Лейттема Катерины непрерывно развивается от простых, уныло-протяжных ариозо в I д., через оцепенение её «расколовшейся души» во II д., к возвышенно-скорбной лирике предсмертных минут. Музыкальная характеристика каждого персонажа ярко индивидуализирована. Бориса Тимофеевича отличает тяжеловесный ритм похоронного шествия в сочетании с фривольными вальсами и мазурками. Сергей представлен в облике оперного любовника (его маска) и жестокого обывателя (5, 9 картины – его сущность). Задрипаный мужичек характеризуется в зловещей по характеру песне. Но представителей мещанской среды сближает однотипная жанрово-бытовая основа (повторение одинаковых интонаций). Здесь нет лейтмотивной системы, скорее интонационные арки внутри картин или повторение мотивов, связанные с общностью психологических состояний героев.

Основной драматургический конфликт строится на противопоставлении жанровых сфер: одна связана с высоким «бахианским» искусством, другая с разными претворениями скерцо (сцена с Аксиньей, порка Сергея, хор каторжниц). «Бахианская сфера» вызвала к жизни полифонические формы (пассакалья и фугато) и приёмы подголосочной, имитационной, контрастной полифонии. Круг музыкальных явлений и жанров, служащих художественным целям, необычайно широк: венский вальс (Борис Тимофеевич в IV картине), мазурка (плач челяди в I картине, Борис Тимофеевич в IV-й), галоп в сцене порки, полька (священник в IV карт.).

Музыка оперы национальна, претворены различныежанры народного творчества. Ариозо Катерины «Воздух на дворе весенний» - связь с лирической протяжной, ариозо «Я однажды в окошко глядела» - черты городской песни-романса. Хор каторжника и песня старого каторжника напоминают бурлацкие песни. Иногда народная песня поворачивается другой ироничной стороной (хор каторжниц, песня задрипаного мужичонка).

Огромную роль играет оркестр – равнодушный участник драмы. Оркестровые антракты обобщают предшествующий музыкальный материал (2-3, 7-8) и тематически готовят следующий, играя роль симфонических выводов. Широко развита тембровая драматургия (фагот – Борис Тимофеевич, флейта-пикколо – пародии, ирония).

Философская углублённость роднит с Чайковским, мелодический речитатив, прозаическая речь в сочетании оборотами крестьянской песни с Мусоргским. Ярко новаторское произведение с переосмысливанием традиционных оперных форм, лаконичность и сдержанность в выражении чувства.

I действие, 1-я картина. Действие начинается сразу без увертюры или интродукции. Всего несколько тактов и Катерина повествует о своей судьбе. «Не жизнь, а каторга». Тусклые аккорды валторн звучат как изображение спесивых физиономий благородных купцов. Печальная мелодия гобоя дополняет рассказ. Но вот оркестр как бы оживляется и звучит ариозо «Воздух на дворе весенний». Она оплакивает свою судьбу. Интонации плачей – нисходящие, «задыхающиеся» мотивы небольшого диапазона. Напоминает плач Ярославны, Ксении в «Борисе».

Тема-портрет Бориса Тимофеевича поручена фаготу. Маршеобразное движение с синкопами передаёт неуверенную походку, настороженность и подозрительность. Мелодические контуры Катерины и Б. Т. совпадают.

Поучения Бориса Тимофеевича, его брюзжание передают мрачноватый галоп, затем медленный вальс. Угроза нарушения семейной жизни приводит его в бешенство – иступлённый крик на малой терции.

Зиновий Борисович – лицемер. Музыка как бы одела на него маску благопристойности. Его интонации проникнуты «чувством». Безвольный человек перед женой и работниками показывает, что он хозяин. Хор работников «На кого ты нас покидаешь» – одновременное сочетание скорби (текст), равнодушия (хоровая мелодия – безразличные гаммаобразные пассажи, неуклюжие скачки) и веселья – в оркестре развязная мазурка. Сцена клятвы передаёт мастерство речевых характеристик. Крик Катерины «Клянусь!» - кульминация 1-й картины. Оркестр досказывает остальное. Патетика заканчивается прозаическим прощанием Зиновия Борисовича. Действие продолжается в симфоническом антракте, связывающем 1-ю и 2-ю картины. В нём господствует мрачное настроение 1-й картины. Контрасты бездушия и человечности напоминают о содержании 1-й картины, а тематизм готовит 2-ю.

Начало 2-й картины – жанровая сценка с «привкусом» жестокости. Это характеристика окружения Катерины. Истошные вопли Аксиньи сопровождают одобрительные реплики хора, задорные восклицания слуг. Здесь же первая характеристика Сергея. Гротескное скерцо разоблачает его пошлость, примитивизм. В реплике Катерины «Отпустите бабу» - два плана: сюжетный и психологический. Танцевальная основа далека от кантиленности первых тем. Она инструментальна. Эмоциональная многоликость сочетается с яркой характеристичностью.

Ариозо Катерины возвращает ей прежние черты. Сдержанность, склонность к размышлениям. Благородная мелодия сопровождается струнными. Сцена состязания с Сергеем не содержит ни одной темы, напоминающей о чувствах героев. Сцена отличается сдержанностью. Симфонический антракт между 2-й и 3-й картинами – жесткий, стремительный в своём безостановочном движении (фугато). Темы первого диалога Катерины и Сергея звучат развязно, напоминая канкан.

3-я картина открывается ночной сценой Катерины – поэтичный ноктюрн. Истоки ариозо, подготовленного оркестровым монологом, русский бытовой романс, городская песня. Но содержание драматично. В ариозо несколько разделов. I-й эпизод (рассказ о голубе и голубке) – медленный вальс. Затем нарастает экспрессия. Светлый, мажорный раздел создаёт образы чистоты, целомудрия.

Сцена Катерины и Сергея – новаторски трактованный «любовный дуэт», где пародийный план связан с Сергеем. Его лакейская галантность разоблачается оркестром. Это бездушное скерцо, где побеждает стихийное чувство Катерины. В оркестровой кульминации оркестр вдруг умолкает: в окне виден Борис Тимофеевич – возникает грозный, фатальный марш – производное от первых диалогов влюблённых.

II-е действие. В начале по-новому раскрывается характер старика, слышны пошлые, танцевальные ритмы, когда он вспоминает свою молодость (приплясывающие мотивы фагота). Увидев Катерину, поёт мелодию вальса Штрауса. «Благообразность» улетучивается, и он уже сам готов идти к невестке – звучит развязная гусарская мазурка. Дуэт Катерины и Сергея полон искреннего чувства (красивые романтические гармонии). На него накладываются отрывистые реплики Б. Т. Трио полно тревоги, предчувствия развязки.

Сцена избиения Сергея продолжает сцену издевательства над Аксиньей. Она звучит после «арии мести» старика и напоминает жуткие экспрессионистические скерцо. Здесь обрисованы два противоположных состояния-образа: плач и жертва – Катерина. Сцена показывает всю глубину унижения Катерины. Это последний предел страданий.

В сцене ужина старика атмосфера мрака сгущается. Гамма переживаний Катерины выражена вв тихом мотиве солирующей скрипки. Тема отравления старика (рр) – страх, оцепенение Катерины. Смерть выписана подробно. Хор работников – отстранённый эпизод, сопровождаемый флейтой-пикколо и фаготом. Плач Катерины над трупом – новая пародия. Откровенное веселье священника не только в музыке, нои в тексте.

Симфонический антракт между 4-й и 5-й картинами – философское отступление «от автора», его раздумья над трагическими событиями 4-й и 5-й картин. Форма старинных вариаций – пассакалья. Благородной теме противостоят два образа – взволнованный скорбный монолог cello и энергичная устремлённая тема. Пассакалья – центр симфонического развития в опере. Мощь её кульминации – воплощение катастрофы, освещает фатальные события.

5-я картина начинается с трансформированного светлого варианта темы пассакальи. Сергей в «маске» преданного любовника, но после сцены ревности речь льётся нежнейшей кантиленой, а в оркестре звучат гротескные интонации. Появление призрака Б. Т. вносит грозный, фантастический колорит (хор за сценой). Затем наступает комедийный диалог с возвратившимся Зиновием Борисовичем (традиции оперы-буффа). Смерть З. Б. – краткий эпизод – вихри хроматических пассажей в верхнем регистре и грозное звучание восходящей хроматической гаммы в нижнем. В последнем эпизоде в быстром похоронном марше звучит тема пассакальи, которая цементирует 5-ю картину.

III действие, 6-я картина. Песня задрипаного мужичонка «У меня была кума». Разухабистая, в духе фабричных песен. Он потомок Скулы и Ерошки. Постепенно разрушается квадратность, появляется частушечная скороговорка. В динамичном оркестровом антракте после 8-й картины разрабатывается тема надвигающегося несчастья.

7-я картина, в полицейском участке. Четырёхдольный напев исправника оттеняется легкомысленным вальсом. Это гротескно преломлённый вальс Бориса Тимофеевича. В стремительном темпе с неожиданными акцентами звучит тема, сопровождающая полицейских. Формируется полицейский марш – жесткий, тупой мотив, напоминающий эпизод нашествия.

В антракте между 7-й и 8-й картинами марш чередуется с «цыганочкой» - темой гостей на свадьбе. Она развивается в начале картины полифонически. В сцене свадьбы полифонический хор славит гостей, величание священника сопровождается сгущением колорита. Картина завершается темой надвигающегося несчастья. Она звучит в оркестре во время галопа в исполнении гостей и полицейских.

IV действие. 9-я картина. Обобщённая картина народного бедствия. Песнь старого каторжника – песнь песней рабства, бесправия и страданий. В ней широта и богатырский размах бурлацких песен. Хор решен новаторски. Это грандиозная хоровая фреска, плач народный и в то же время психологическая детализация лирического монолога. Песня каторжника с хором заканчивается просветлённо и скорбно подобно тихим кодам симфонических трагедий Шостаковича.

Ариозо Катерины отличается трепетностью и открытостью чувства, звучит в тональности её любви Fisdur. В ариозо «Не легко» звучит горечь, речитатив сменяется развёрнутой кантиленой.

Диалог Сергея и Сонетки – пародийная полька. Это пошлый опереточный фарс.

Хор каторжниц – издёвка над Катериной, это персонажи-символы, злобные маски; звучит гротескно изменённая частушка – продолжение злых скерцо.

Громадные волны оркестрового эпизода перед арией Катерины «В лесу, в самой чаще есть озеро» знаменует её душевную катастрофу, взрыв отчаяния. Мелодия развивается волнообразно, поддержанная скупыми аккордами. Каждая интонация прочувствована. Это кульминация мук Катерины. Она заглядывает в свою душу и сравнивает её с чернотой озера, в котором собирается утопиться. За ней следует ещё более пошлый дуэт Сергея и Сонетки и заключительная песнь старого каторжника после гибели Сонетки и Катерины. Он произносит фразу, обобщающую смысл трагедии: «Ах, отчего это жизнь наша такая тёмная, страшная? Разве для такой жизни рождён человек?»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: