Арбитражный процесс по делам о несостоятельности




(банкротстве) предприятий

 

Арбитражная практика исходит из положения, что если возможно поддержать и оздоровить деятельность должника, то целесообразно применить не ликвидацию, а другие предусмотренные законом меры.

Основаниями для возбуждения производства по делу в суде являются заявление самого должника, его кредитора или кредиторов, а также прокурора.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может принять решения:

1. О признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;

2. Об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника, требования кредиторов могут быть удовлетворены, а интересы их соблюдены с применением обычных норм гражданского законодательства, регулирующих вопросы имущественной ответственности должника при невыполнении им своих обязательств, в том числе и при недоимках по обязательным платежам;

3. О приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и проведении внешнего управления имуществом должника или санации, если суд придет к выводу, что должник при прежнем ведении своих дел не решит свои финансовые проблемы. Эти меры в Законе определены как реорганизационные процедуры.

Некоторые особенности предусмотрены для возбуждения производства в арбитражном суде дел о несостоятельности (банкротстве) коммерческих банков или иных кредитных учреждений. Такие дела могут быть начаты только после отзыва лицензии на совершение банковских операций Банком Российской Федерации (ст. 11 Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий).

 

2.2. Реорганизационные процедуры

 

Среди мер, применяемых для финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия Закон о банкротстве выделяет реорганизационные процедуры, к которым относит санацию и внешнее управление имуществом должника. Эти меры применяются к должнику по решению и под контролем арбитражного суда. Кроме того, должник может заключить с кредиторами мировое соглашение на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Особенностью российского законодательства о банкротстве является участие государства в финансовом оздоровлении неплатежеспособной организации.

Санация

Основным способом вывода предприятия из состояния неплатежеспособности является санация, т.е. реорганизационная процедура, при которой собственниками предприятия-должника, его кредиторами или иными лицами ему оказывается финансовая помощь.

Круг лиц, которые могут оказывать финансовую помощь предприятию-должнику, законодательно не ограничен. Однако ходатайство о проведении санации может быть подано только должником, собственником предприятия-должника и кредитором (п. 1 ст. 13 Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий).

Ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.

Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство о санации, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия. Однако, если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности предприятия, арбитражный суд не имеет права выносить определение о проведении санации.

Преимущественное право на участие в проведении санации предоставлено членам трудового коллектива данного предприятия, его собственникам и кредиторам.

В том случае, если желание участвовать в санации выразили члены трудового коллектива предприятия-должника и / или его собственник, конкурс на участие в санации не объявляется, санация проводится данными лицами. В конкурсе на проведение санации наряду с резидентами могут также участвовать иностранные юридические лица (см. Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.1994г. № 498 «Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий»).

В 7-дневный срок со дня вынесения определения о проведении санации участники санации обязаны выработать соглашение, в котором должны содержаться обязательство об удовлетворении требований всех кредиторов предприятия-должника в согласованные с ними сроки, предполагаемые сроки проведения санации и другие условия. Ответственность за исполнение обязательств перед кредиторами участники санации несут солидарно, если в соглашении не предусмотрено иное.

Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривает, что санация должна проводиться в период не более 18 месяцев.

По ходатайству участников санации этот срок может быть продлен судом, но не более, чем на 6 месяцев. В случае несостоятельности государственных или муниципальных предприятий срок санации продлению не подлежит.

По истечение 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов.

Контроль за проведением санации в соответствии с требованиями Закона о неплатежеспособности (банкротстве) предприятий осуществляет арбитражный суд, который вынес решение о проведении санации.

Так, арбитражный суд рассматривает заявления членов трудового коллектива предприятия-должника, его собственника либо кредитора о неэффективности санации или о действиях участников санации, ущемляющих права и интересы собственника предприятия-должника, его кредиторов либо членов трудового коллектива.

Арбитражный суд на основании проверки заявления может принять решение вплоть до прекращения санации. В этом случае арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

Если санация привела к положительным результатам: обязательства перед кредиторами выполнены, восстановлена платежеспособность предприятия, то арбитражный суд выносит определение о завершении санации и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Для ряда неплатежеспособных предприятий Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривает особые реорганизационные процедуры (ст. 14). К данной категории предприятий относятся государственные и муниципальные предприятия, а также те предприятия, в которых доля (вклад) государства или органов муниципального самоуправления составляет не менее 50% уставного капитала Указанные предприятия в трехдневный срок со дня возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) обязаны уведомить об этом орган, уполномоченный управлять имуществом предприятия, а в случае, если предприятие получает дотацию из соответствующего бюджета, также финансовый орган.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: