Типология культуры П. Сорокина (1889-1968)




Типология культур Н.Я. Данилевского

Н.Я. Данилевским была создана концепция локальных «культурно-исторических типов», которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Н.Я. Данилевский основной критерий своей типологии культур видит в преобладании в той или иной конкретной культуре определенного (или определенных) видов деятельности, создающих доминирование соответствующих этому (этим) виду деятельности культурных ценностей. Всего основополагающих видов деятельности в ее исторической дифференциации Н.Я. Данилевский насчитывает четыре.

1. Деятельность религиозную, объемлющую собой отношение к Богу.

2. Собственно-культурная деятельность, объемлющая отношения человека к внешнему миру и реализуемая в теоретико-научной, эстетическо-художественной и технико-промышленной формах.

3. Политическая деятельность (деятельность “вокруг” власти, по поводу власти), включая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.

4. Деятельность экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

Классификация Данилевского приложима к уже развитым культурам. Но на первом этапе, на стадии зарождения культуры имеют первичный или подготовительный характер, где вырабатываются, по мнению Данилевского условия, при которых вообще возможна жизнь, и здесь ни один из видов деятельности не является достаточно развитым и доминирующим. К таким первичным культурам Данилевский относит: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую, иранскую.

Если рассматривать культуры на стадии расцвета, можно выделить 3 типа культур в дополнение к выделенному ранее первичному типу культуры:

а) тип одноосновных культур, которые следовали за подготовительными стадиями и где ярко и полно проявился преимущественно, доминировал один из видов (разрядов) деятельности:

- еврейская культура - доминировала религиозно-мировоззренческая деятельность, которая дала миру монотеистическую религию, ставшую основой христианства;

- греческая культура - воплотила собственно культурную деятельность, где ведущей деятельностью были искусство (художественная деятельность) и философия;

- римская культура - преобладает политико-правовая деятельность, классическая систему права и государственности;

б) тип двухосновных культур:

- германо-романская или европейская культура - политико-культурный тип (деятельность политическая и собственно культурная стали основой всей творческой деятельности европейских народов).

в) четырехосновный тип - реализуются все 4 вида деятельности в гармонии, гармония всех основных видов ценностей: истинной веры, политической и экономической справедливости, свободы, науки (истины) и искусства (красоты):

- (возможно) славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну слепо принимать готовые культурные формы от европейцев.

Типология Данилевского была признана показать, что единства человечества нет, единого направления культурно-исторического прогресса не существует. Общечеловеческое и индивидуальное не исключают, а дополняют друг друга в культурах планеты Земля.

 

Типология культуры О. Шпенглера (1880-1936)

О. Шпенглер в подтверждение отсутствия единой общечеловеческой культуры признает изолированность всех культур и сходство лишь логике их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.

Жизненный цикл культур - это жизненный цикл любого живого организма. О. Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русско-сибирская культура. У О. Шпенглера критерием типологизации культур служит внутренний, психологический строй коллективной души народа. Суть культуры - стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит.

О. Шпенглер полагает, что культура в рамках историко-культурного типа существует изолировано от других, ничего не воспринимая, не заимствуя от них, следовательно, культурный диалог невозможен.

 

 

Типология культуры П. Сорокина (1889-1968)

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа культуры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприятия: идеациональный (господство рационального способа восприятия) и чувственный (господство чувственности).

П. Сорокин различает еще два промежуточных (переходных, “не чистых”) типа культуры:

а) смешано-гармоничный (идеалистический): культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс;

б) смешанный, негармоничный — эклектический тип культуры: культура первого века нашей эры (христианство и язычество)[1].

 

Оба “чистых”, “полярных” типа культуры — идеациональный и чувственный меняются волнами.

П. Сорокин связывает выход из кризиса современной культуры с формированием и универсализацией новых ценностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: