Наглядные пособия:
Слайды по теме №5, плакаты, мини-выставка учебной литературы,
ТСО и контроля:
ПЭВМ с проектором «полилюкс», маркерная доска, маркеры, указка, мультимедиа.
Задание для самостоятельной подготовки
1. Повторить изученный материал и подготовиться к следующему занятию и
зачёту с оценкой.
2. Для подготовки использовать:
а) основная литература:
1. Спасательная техника и базовые машины: Учебное пособие / Под общ.ред. В.А. Васькова. Ч 1. Автомобильные краны. 2010. – 122 с. Инв. 2399К.
2. Спасательная техника и базовые машины: Учебное пособие / Под общ.ред. В.А. Васькова. Ч 2. Дорожная и землеройная техника. 2010. – 131 с. Инв. 2400К.
3. Спасательная техника и базовые машины: Учебное пособие / Под общ.ред. В.А. Васькова. Ч 3. Средства энерговодообеспечение. 2011. – 125 с. Инв. 2475К.
4. Гусеничные базовые машины спасательной техники: учебное пособие. Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора В.А. Малышева — Химки: АГЗ МЧС России, 2017. — 210 с. Инв.3692К
б) дополнительная литература:
5. А.Г. Схиртладзе. Гидравлические и пневматические системы. Учебное пособие, 2006. - 534 с. Инв. 2232у.
6.Спасательный центр МЧС России. Учебное пособие.2014– Химки:АГЗ МЧС России, 113с.
7. Тракторы и автомобили, Конструкция: учебное пособие/под общ ред.О.И.Поливанова.-М.Кнорус,2010,-256с.Инв.2114у
в) нормативные правовые акты:
1.ГОСТ Р 22.9.22-2014 «Классификация аварийно-спасательных средств».
г) лицензионное программное обеспечение:
Пакет прикладного программного обеспечения Microsoft Office версии не ниже MS Office 2007 SP3.
При реализации дисциплины «Эксплуатация ТТМ и К» специальное программное обеспечение не применяется
Д) ресурсы, предоставляемые электронной образовательной
средой Академии и сетью Интернет:
1. Университетская библиотека онлайн https://biblioclub.ru
2. Электронная библиотека ЮРАЙТ - https://biblio-online.ru
3. Некоммерческая интернет - версия Консультант плюс https://www.consultant.ru
4. ГАРАНТ.РУ Информационно-правовой портал https://www.garant.ru/
5. Учебный курс по дисциплине «Спасательная техника и базовые машины» https://donew.amchs.ru
6.Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Бесплатная электронная библиотека учебников и учебно-методических материалов для студентов и преподавателей в свободном доступе - https://window.edu.ru
РАЗРАБОТАЛ:
Старший преподаватель
должность
__________ Ю. Ильин
подпись, инициал имени, фамилия
IV. Методические рекомендации (раздел IV)
Методическая разработка предназначена для проведения группового занятия по дисциплине “Спасательная техника и базовые машины”Тема №5:«Дорожная и землеройная техника» Занятие №2: «Бульдозеры».
Организационно-методические указания
По подготовке и проведению группового занятия
Общие положения
Целью группового занятия является изучение устройства бульдозерного и рыхлительного оборудования дорожной и землеройной техники.
Групповые занятия являются средством углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом на основе учебного и тематического планов.
Групповое занятие проводится в специализированном классе, оборудованном макетами агрегатов и деталей образцов, красочно оформленными стендами, плакатами, макетами, наглядно иллюстрирующих конструкции и принципы действия изучаемых устройств, их сравнительные характеристики.
Преподаватель обращает внимание на строгое выполнение внутреннего распорядка, прививает учащимся умение методически правильно, кратко и лаконично строить ответы на обсуждаемые вопросы.
Основным методом проведения групповых занятий является индивидуальная работа обучающихся под руководством преподавателя. Вместе с тем, в умело построенном групповом занятии индивидуальная самостоятельная работа обучающихся разумно сочетается с элементами семинарского занятия (обсуждение учебного материала), с объяснениями преподавателя (разъяснение неясных положений, изложение некоторого дополнительного материала). При этом широко используются средства наглядности, которые на лекциях не всегда можно привлечь.
На групповых занятиях допускается заслушивание кратких рефератов и специальных выступлений, подготовленных заранее на заданные темы. При этом одновременно с контролем знаний проверяется умение обучающихся самостоятельно работать с научной и технической литературой, расширяются и углубляются знания всей группы. Контроль знаний обучающихся не является главной задачей группового занятия.
Для активизации обучающихся применятся следующие приемы:
- акцентирование внимания обучающихся на важности материала занятия в дальнейшей учебе и практической деятельности;
- поощрение самостоятельного творчества обучающихся, проявление педагогического такта при оценке неверных и неточных ответов;
- привлечение всех обучающихся к участию в обсуждении вопросов занятия;
- обсуждение емких вопросов несколькими обучающимися поочередно с расчетом, чтобы выступление каждого не превышало нескольких минут;
- привлечение обучающихся к оказанию помощи выступающим;
- участие обучающихся в выявлении и исправлении ошибок в действиях выступающих и дополнении их ответов;
- индивидуальное самостоятельное решение всеми обучающимися задач после коллективного обсуждения плана их решения с последующим коллективным разбором результатов.
Не следует сводить занятие только к самостоятельной работе обучающихся. Это принижает роль преподавателя, как руководителя занятия и не позволяет ему активно обучать учащихся.
Преподаватель должен твердо руководить ходом занятия, при необходимости вмешиваться в обсуждение, участвовать в нем, помогать делать научные обобщения, направлять действия обучающихся на поиск оптимальных путей решения задачи, следить за реализацией намеченного плана решения, давать индивидуальные пояснения и задания, отвечать на вопросы обучающихся, на которые они сами не смогли найти ответа, в тактичной форме отклонять вопросы, уводящие в сторону от намеченного плана занятия, приглашать отстающих обучающихся на индивидуальные консультации и собеседования и т.д.
Методом обучения на занятии является информационно-рецептивный(объяснительно-иллюстративный).
Приёмы информационно – рецептивного (объяснительно-иллюстративного) метода обучения:
- объяснительное изложение;
- иллюстрированное изложение;
- демонстративное изложение;
- комбинированное изложение.
При подготовке к групповому занятию преподаватель должен определить достигаемый уровень обученности данного занятия:
- знать классификацию, общие характеристики бульдозеров, устройство бульдозерного и рыхлительного оборудования дорожной и землеройной техники;
- уметь прогнозировать последствия неисправностей бульдозерного и рыхлительного оборудования дорожной и землеройной техники;
- владеть командными навыками, высокими морально-психологическими качествами (смелость в принятии решений, настойчивость в воплощении решений, твердость воли для достижения поставленной цели, быстрая ориентировка в обстановке), компетенциями (см. Приложение 1).
2. Организационно-методические указания:
При подготовке к занятию:
изучить тематический план, имеющуюся на кафедре учебно-методическую литературу, содержание излагаемого материала с учётом достижений современной науки и техники;
ознакомиться с категорией учащихся и их подготовленностью;
продумать методические приёмы мотивирования учащихся на изучение материала занятия, последовательность его изложения с применением слайдов презентации, формы текущего контроля для проверки усвоения учебных вопросов;
проверить наличие и состояние технических средств обучения;
вручить¹ «Задание» (см. Приложение 2 «Для методической разработки») назначенному(ным) командиром взвода,курсанту(там) для подготовки к проведению 10…15 минутного(ых) фрагмента(ов) занятия(ий) в качествепреподавателя;
объяснить¹ порядок подготовки План-конспекта (Приложение 4) и проведения фрагмента занятия.
Перед началом занятия:
за 4...5 дня проверить¹, заслушать и утвердить План-конспект(ы) назначенному(ым) в роли преподавателей для проведения фрагмента(ов) занятия(й);
непосредственно перед занятием настроить технические средства обучения, проверить аудиторию на электро- и пожаробезопасность.
В начале занятия:
принять доклад старшего (дежурного) о готовности группы к занятиям;
проверить по журналу наличие учащихся;
провести инструктаж по мерам электро-, пожаро- и травмо-безопасности.
Если это соответствует плану преподавателя, провести текущий контроль знаний по теме предшествующего занятия в форме устного опроса или письменной экспресс летучки(5…7 минут).
Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия.
Вначалеосновной части занятия:
напомнить (по выбору преподавателя), демонстрируя слайды: категории и свойства грунтов.
Для привлечения внимания к изучению учебного материала задать 1…2 проблемных вопроса.
При рассмотрении первого вопроса изучить классификацию и общую характеристику бульдозеровПредоставить возможность назначенному курсанту провести фрагмент занятия. ¹
Во втором вопросе раскрыть устройство бульдозерного и рыхлительного оборудования дорожной и землеройной техники.
Предоставить возможность назначенному курсанту провести фрагмент занятия. ¹
С целью текущего контроля усвоения материала опросить 1…2 учащихся по каждому учебному вопросу.
В заключительной части занятия:
датьоценку достижения поставленных целей,
объявить результаты текущегоконтроля,
оценить и записать в Журнал учёта формирования КМН и НВР результаты проведения фрагментов занятия ¹;
дать задание для самостоятельной работы,
ответить на вопросы.
_____________________
¹ - для занятия с учебной группой КИФ по специальности 56.05.04
Приложение 1.
Компетенции
по дисциплине: «Спасательная техника и базовые машины» (СТБМ)
А) Курсанты КИФ
Направление: 56.05.04
Профиль подготовки:
Управление персоналом (Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации)
по дисциплине: «Спасательная техника и базовые машины»
должны владеть (ОК-11; ОПК-1; ПК-13; ПСК-7.2; ПК.КТ-15):
ОК-11 | способностью к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей |
ОПК-1 | способностью творчески использовать полученные научные знания в профессиональной деятельности, самостоятельно приобретать новые знания и практический опыт |
ПК-13 | способностью обеспечить требуемый уровень готовности вооружения и военной техники |
ПСК-7.2 | способностью организовывать эксплуатацию и техническое обслуживание военной и специальной техники, аварийно-спасательных средств |
ПК.КТ-15 | способность организовывать эксплуатацию и техническое обслуживание спасательной техники, техники военного и двойного назначения |
Б) курсанты КИФ
Направление 23.03.03-«ЭТТМиК»
Профиль подготовки: "Эксплуатация робототехнических средств и комплексов специального назначения"
по дисциплине: «Спасательная техника и базовые машины»
должны владеть (ОПК-3; ПК-23; ПК-39; ПК.КТ-15):
ОПК-3 | готовностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов |
ПК-23 | готовностью к участию в составе коллектива исполнителей в организации и выполнении транспортных и транспортно-технологических процессов |
ПК-39 | способностью использовать в практической деятельности данные оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, полученные с применением диагностической аппаратуры и по косвенным признакам |
ПК.КТ-15 | способность организовывать эксплуатацию и техническое обслуживание спасательной техники, техники военного и двойного назначения |
В) курсанты КИФ
Направление 20.03.01 - «ТБ»
Профиль подготовки: "Гражданская оборона и организация ликвидации чрезвычайных ситуаций"
по дисциплине: «Спасательная техника и базовые машины»
должны владеть (ОК-8; ПК.КТ-15):
ОК-8 | способностью работать самостоятельно |
ПК.КТ-15 | способность организовывать эксплуатацию и техническое обслуживание спасательной техники, техники военного и двойного назначения |
Г) курсанты ФПИС
Направление 20.03.01- «ТБ»
Профиль подготовки: "Защита в чрезвычайных ситуациях"
по дисциплине: «Спасательная техника и базовые машины»
должны владеть (ОК-8; ПК.КТ-15):
ОК-8 | способностью работать самостоятельно |
ПК.КТ-15 | способность организовывать эксплуатацию и техническое обслуживание спасательной техники, техники военного и двойного назначения |
Д) Студенты ИФ
Направление 23.03.03- «ЭТТМиК»
Профильподготовки: "Эксплуатация аварийно-спасательной техники и базовых машин"
по дисциплине: «Спасательная техника и базовые машины»
должны владеть (ОПК-3; ПК-22; ПК-23; ПК-39):
ОПК-3 | готовностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов |
ПК-22 | готовностью изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы по совершенствованию технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, проводить необходимые расчеты, используя современные технические средства |
ПК-23 | готовностью к участию в составе коллектива исполнителей в организации и выполнении транспортных и транспортно-технологических процессов |
ПК-39 | способностью использовать в практической деятельности данные оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, полученные с применением диагностической аппаратуры и по косвенным признакам |
Е) Студенты ИФ
Направление 20.03.01 "ТБ"
Профиль подготовки: "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
по дисциплине: «Спасательная техника и базовые машины»
должны владеть ( ОК-8; ПК.КТ-25):
ОК-8 | способностью работать самостоятельно |
ПК.КТ-25 | владением знаниями технических условий и правил эксплуатации базовых машин и оборудования средств инженерного обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, их устройства и технических характеристик |
Приложение 2
Вопросы
контроля усвоения изученного учебного материала
1.Классификация грунтов.
2.Свойства грунтов.
3. Параметры режущего клина.
Приложение 3.
«Задание»
для разработки План-конспекта
учащемуся ______ учебной группы
_____________________ _________________________________
звание фамилия и инициалы
на подготовку и проведение фрагмента занятия в качестве преподавателя (инструктора, старшего группы) по дисциплине «Спасательная техника и базовые машины» (СТБМ):
1.Разработать «План-конспект» по исходным данным.
2.Подготовить презентацию в электронном виде в формате «PP».
3.Утвердить «План-конспект» и презентацию у руководителя занятия не позднее, чем за 3 дня до времени проведения занятия.
4.За 10 минут до начала занятия установить электронную презентацию в соответствующую демонстрационную аппаратуру кафедры.
5.Провести фрагмент занятия с учебной группой (по указанию руководителя занятия).
Исходные данные:
01.03.20189.00…14.00
дата время (по расписанию)
С кем личный состав учебной группы №
Тема: «»
Время: 15 минут
Место: аудитория 1/210
(согласно расписанию)
Литература:
а)основная литература:
1.Спасательная техника и базовые машины: Учебное пособие / Под общ.ред. В.А. Васькова. Ч 2. Дорожная и землеройная техника,-Химки: АГЗ, 2010. – 131 с. Инв. 2400К.
2.Машины для земляных работ: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Машиностроение, 1992. – Инв. № 476у.
4. Гусеничные базовые машины спасательной техники: учебное пособие. Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора В.А. Малышева — Химки: АГЗ МЧС России, 2017. — 210 с. Инв.3692К
б)дополнительная литература
5. А.Г. Схиртладзе. Гидравлические и пневматические системы. Учебное пособие, 2006. - 534 с. Инв. 2232у.
6.Спасательный центр МЧС России. Учебное пособие.2014 – Химки: АГЗ МЧС России, 113с.
7. Тракторы и автомобили, Конструкция: учебное пособие/под общ ред.О.И.Поливанова.-М.Кнорус,2010,-256с.Инв.2114у
в) нормативные правовые акты:
1.ГОСТ Р 22.9.22-2014 «Классификация аварийно-спасательных средств».
Руководитель занятия:
Старший преподаватель _____________ Ю. Ильин
должность подпись инициал имени, фамилия
«» _________ 20___ г.
Оценка ______________________
Замечания по подготовке и проведению занятия:
Приложение 4
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель занятия
Старший преподаватель
кафедры №34
___________Ю. Ильин
подпись, инициал имени, фамилия
«» _______ 20___г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
для проведения занятия
с личным составом ____ учебной группы
по дисциплине «Спасательная техника и базовые машины» (СТБМ)
Тема: «Порядок оформления дефектовочной ведомости»
Время: 15 минут (по указанию руководителя занятия)
Место: 1/210 (согласно расписанию и указаниям руководителя занятием)
Учебные и воспитательные цели:
1.Изучить порядок оформления дефектационной ведомости.
2.Формировать убежденность в необходимости знания по теме занятия для практического использования в профессиональной деятельности
Учебно-материальное обеспечение:
Наглядные пособия:
Слайды по теме занятия, плакаты, мини-выставка учебной литературы, образцы инструмента, оборудования и др.
ТСО и контроля:
ПЭВМ, полилюкс, маркерная доска, маркеры, указка, мультимедиа и т.д.
Литература:
а) основная литература:
1. Спасательная техника и базовые машины: Учебное пособие / Под общ.ред. В.А. Васькова. Ч 1. Автомобильные краны. 2010. – 122 с. Инв. 2399К.
2. Спасательная техника и базовые машины: Учебное пособие / Под общ.ред. В.А. Васькова. Ч 2. Дорожная и землеройная техника. 2010. – 131 с. Инв. 2400К.
3. Спасательная техника и базовые машины: Учебное пособие / Под общ.ред. В.А. Васькова. Ч 3. Средства энерговодообеспечение. 2011. – 125 с. Инв. 2475К.
4. Гусеничные базовые машины спасательной техники: учебное пособие. Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора В.А. Малышева — Химки: АГЗ МЧС России, 2017. — 210 с. Инв.3692К
б) дополнительная литература:
5. А.Г. Схиртладзе. Гидравлические и пневматические системы. Учебное пособие, 2006. - 534 с. Инв. 2232у.
6.Спасательный центр МЧС России. Учебное пособие.2014– Химки: АГЗ МЧС России, 113с.
7. Тракторы и автомобили, Конструкция: учебное пособие/под общ ред.О.И.Поливанова.-М.Кнорус,2010,-256с.Инв.2114у
в) нормативные правовые акты:
1.ГОСТ Р 22.9.22-2014 «Классификация аварийно-спасательных средств».
г) лицензионное программное обеспечение:
Пакет прикладного программного обеспечения Microsoft Office версии не ниже MS Office 2007 SP3.
При реализации дисциплины «Эксплуатация ТТМ и К» специальное программное обеспечение не применяется