Стиль и стилевые доминанты




ТЕМА 3. Литературный процесс.

· Формы движения литературы во времени.

· Единство мировой литературы.

· Основные понятия теории литературного процесса.

· Стиль и стилевые доминанты.

· Классицизм.

· Сентиментализм.

· Романтизм.

· Реализм.

· Модернизм.

· Постмодернизм.

Формы движения литературы во времени

Литературный процесс – это динамика литературы в большом историческом времени. Формы (типы) движения литературы во времени весьма разнородны. Л.п. присуще как поступательное движение, так и циклические изменения. Л.п. зависит от общественно-исторического развития; вместе с тем Л.п. обладает относительной самостоятельностью. Для него характерны периоды как подъема и расцвета («классические» этапы национальных литератур), так и кризисы.

В составе литературной жизни различимы явления локальные и временные, а также надвременны, именуемые топикой. В сферу литературной топики входят

- типы эмоциональной настроенности (возвышенное, трагическое, смех),

- нравственно-философские проблемы (добро и зло, истина и красота),

- «вечные» темы и образы,

- художественные формы (стилевые и жанровые)

Л.п. является совокупностью различных состояний литературы, которые сменяют друг друга, а вместе с тем обладают чертами родства. Одно состояние литературы либо «перетекает» в другое плавно и постепенно, либо сменяется резко и стремительно. Каждое последующее состояние литературной жизни не отменяет предыдущее.

Современные ученые выделяют три стадии литературного развития

1) архаическая/мифопоэтическая (фольклорно-мифологическая архаика),

2) традиционалистско-нормативная (от древнегреческой классики V в. до н.э. до середины XVIII в.; два этапа, рубежом между которыми является Возрождение),

3) индивидуально-творческая (с эпохи Просвещения и романтизма).

Единство всемирной литератур ы

Не менее сложны, чем связи литературных эпох, соотношения между литературами разных народов, стран, регионов, каждая из которых специфична и самобытна. Национальные литературы разнокачественны, что и составляет их высочайшую ценность. Им принадлежит роль незаменимых инструментов в оркестре мировой культуры. Самобытные литературы отдельных народов, стран, регионов движется в историческом времени по разным дорогам, в различных темпах, но в общем для всех направлении, сохраняя при этом свою индивидуальность и уникальность. Симфоническое единство всемирной литературы обеспечивается топикой, а также общностью стадий развития.

Объединяющую роль в Л.п. играют международные литературные связи. Самое масштабное явление в области международных связей Нового времени – воздействие западноевропейского опыта на другие регионы (Восточная Европа и неевропейские страны и народы). Этот культурный феномен именуется европеизацией (вестернизацией, модернизацией).

Европеизация имеет как негативные, так и позитивные стороны. Известный филолог и культуролог Н.С. Трубецкой в книге «Европа и человечество» (1920), отмечая всемирное значение романо-германской культуры, подчеркивал, что она не тождественна культуре всего человечеств. Европеизация неизбежно приводит к расколу в области общественной мысли: возникает противостояние западников и этнофилов, защищающих отечественные традиции. Ученый Г.Д. Гачев говорил о позитивной стороной европеизации. По его мысли, испытавшая сильное иноземное влияние культура, как правило, обнаруживая национальную стойкость, осуществляла критический отбор чужеземного материала и тем самым обогащалась. О такого рода культурном синтезе применительно к России XIX в. писал Н.С. Арсеньев. В качестве примера этот ученый приводил творчество Пушкина, Тютчева, Л.Н. Толстого и А.К. Толстого.

 

Основные понятия теории литературного процесса

Система понятий, ориентированная на изучение Л.п., не является стабильной и устойчивой. При рассмотрении сменяющих друг друга литературно-художественных общностей ученые пользуются следующими терминами:

- литературное направление и течение (Г.Н. Поспелов);

- стиль (Д.С. Лихачев);

- художественная система и творческий метод (И.Ф. Волков);

- типы литературного сознания (литературоведы ИМЛИ).

 

Наиболее употребительными являются понятия «направление», «течение», «школа». Направление, течение, школа – исторически складывающиеся в ходе Л.п. общности. Центральным понятием «направление» стало в критике Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В разговорной речи «писатель с направлением» означало писателя тенденциозного (пристрастного, необъективного). Постепенно наряду с понятием «направление» начинает употребляться почти синонимичное, но более нейтральное, не связанное с демонстративной тенденциозностью, понятие «течение».

Советские теоретики пытались упорядочить употребление слов «направление» и «течение». Наибольшее распространение получила т.з., согласно которой направление – большие литературно-художественные общности, формируемые единым творческим методом (метод – это понимание и воспроизведение художником действительности в соответствии с особенностями его художественного мышления и эстетического идеала). В качестве направлений рассматривали классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Неопределенным был статус модернизма, которым ортодоксальная советская теория предпочитала не заниматься. Течение было признано разновидностью направления, выделяемой чаще всего по идеологическому принципу. Например, романтизм делился на революционный (прогрессивный) и реакционный (консервативный), русский реализм – на психологическое и социологическое течения.

Г.Н. Поспелов говорил о «литературном направлении» и «идейно-литературном течении». Направления ученый выделял по принципу наличия творческих программ, и до классицизма их не было. Течения же признаются и на ранних стадиях литературного развития, начиная с античности. Течения отличаются прежде всего общностью проблематики.

Школа – объединение в рамках направления или течения, в которое входят ближайшие творческие последователи какого-либо выдающегося писателя. Например, «натуральная школа» в русской литературе, которая объединила сторонников реалистического направления, развивавших традиции Гоголя и боровшихся за критическую направленность литературы, ее демократизацию, изображение человека в единстве с социальной средой.

Стиль и стилевые доминанты

Термин «стиль» (гр. stylos – палочка для письма на восковой дощечке) используется в разных науках – лингвистике, искусствознании, эстетике, литературоведении. Уже в античную эпоху это слово стало пониматься в переносном смысле, обозначая почерк, особенности письма. До середины VII в. слово «стиль» использовалось для характеристики изобразительно-выразительных особенностей речи. В конце XVIII – начале XIX вв. стиль мыслился как художественная индивидуальность, базирующаяся на смысловой оригинальности. В течение XIX в. литературоведы употребляли этот термин для обозначения индивидуальной манеры литературного письма, в русской традиции синонимом стиля выступало слово «слог».

Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее:

1) стиль является выражением глубокой оригинальности,

2) он обладает эстетическим совершенством,

3) он представляет собой содержательную форму

4) стиль является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны.

Стиль – это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы.

Поскольку стиль является не элементом, а свойством художественной формы, он обнаруживается практически в любом фрагменте текста. Искушенному читателю достаточно прочитать небольшой отрывок, чтобы с уверенностью назвать автора.

Стилевые доминанты – качественные характеристики стиля, в которых выражается художественное своеобразие.

I. Стилевые доминанты художественного мира: описательность, сюжетность, психологизм.

II. Стилевые доминанты художественной условности: жизнеподобие, фантастика

III. Стилевые доминанты художественной речи: стих/проза, монологизм/разноречие, номинативность/риторичность.

Существенным свойством стиля выступает объем произведения.

При анализе произведения обычно выявляются от одной до трех стилевых доминант. Например, в поэме Гоголя «Мертвые души» стилевой доминантой является описательность. Стилевыми доминантами в романах Достоевского выступают психологизм и разноречие в форме полифонии. Стилевые доминанты обусловлены конкретным содержанием. Описательность «Мертвых душ» вызвана тем, что Гоголя ставил своей задачей нарисовать образ России. Стилевые доминанты романов Достоевского зависят от их философской и идейно-нравственной проблематики (поиск личностной истины).

Еще на рубеже XVIII-XIX вв. появилась необходимость разделить категории стиля и манеры. Одним из первых это сделал Гете. В основании различения стиля и манеры лежит понятие оригинальности. Писатели и поэты делятся на две группы: одни оригинальны по форме и по содержанию, другие – в основном по форме. У первых оригинальность обусловлена новаторской концепцией мира и человека, у вторых – потребностью быть ни на кого не похожим. В первом случае уместно говорить о стиле, во втором – о манере.

В современном литературоведении говорят не только об индивидуально-авторском стиле, но и о «стиле эпохи». Однако чем шире понятие стиля, тем абстрактнее выглядят его признаки. В истории мирового искусства закономерно чередуются два типа творчества (художественного мышления):

- реалистический (при воспроизведении действительности художник стремится к объективности),

- романтический (при воспроизведении действительности художник субъективен).

Д.И. Чижевский систематизировал чередование реалистического и романтического типов творчества в истории искусства и литературы и сформулировал закон «маятниковых движений» в культуре («маятник» Чижеского). Все стили Чижевский разбил на две группы:

- «романтические» – стили, обращенные к рационально непостижимому Целому (например, барокко, романтизм, символизм);

- «классические» – стили, обращенные к рациональному освоению предметного мира в пространстве и времени (например, Ренессанс, классицизм, реализм).

 


Классицизм

Как целостная художественная система классицизм (от лат classicus – образцовый) сложился первоначально во Франции к середине XVII в. Развитие классицизма было тесно связано с ситуацией, сложившейся в стране после окончания религиозных войн и установления централизованной королевской власти (абсолютной монархии). Политика централизации способствовала упорядочению всех сфер общественной и духовной жизни. Этот процесс распространился и на литературу.

Классицизм, с одной стороны, продолжил определенные традиции Возрождения (преклонение перед античностью, вера в разум, идеал гармонии и меры), с другой – стал своеобразной антитезой Ренессансу. Гуманисты видели высшую ценность в свободно проявляющей себя естественной природе человека, в эпоху классицизма в оценке человека приоритет получают нравственные нормы (добродетели). Основным содержанием творчества в классицизме становятся противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, между его страстями и разумом, порождавшие трагические конфликты.

Классицисты выдвигают три основных категории своей эстетики: разум, образец и вкус. Это объясняет, почему философской основой классицизма стал рационализм Декарта. Для Декарта разум является высшим критерием истинности. Рационализм способствовал преодолению религиозных предрассудков, но его слабой стороной было метафизическое (метафизика – противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления «по отдельности», в их неизменности и независимости друг от друга, вне противоречий как источника их развития) представление о неизменности и неподвижности мира. Такая концепция убеждала классицистов в том, что эстетический идеал вечен и что с наибольшей полнотой он воплотился в искусстве античности.

Рационалистичность и нормативность классицистической эстетики проявляется в строгой иерархии жанров. Жанры делятся на

1) «высокие» - трагедия, эпопея, ода;

Их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология; их герои – монархи, полководцы, исторические и мифологические персонади.

2) «средние» - элегии, идиллии, послания, сонеты, песни;

Эти жанры изображают внутренний мир отдельного человека.

3) «низкие» - комедия, сатира, басня.

Эти жанры обращены в сферу частной повседневной жизни дворян и горожан.

Проза ценится классицистами гораздо ниже, чем поэзия. Распространение получают те прозаические жанры, которые имеют информационный характер – проповеди, мемуары, письма.

Каждое произведение должно быть строго продумано, композиция – логически выстроена, отдельные части – соразмерны, стиль – ясен, язык – лаконичен и точен. Особенно жестко эти законы действовали для высоких жанров, облеченных в обязательную стихотворную форму. Законы формальной логики определяли построение драматических произведений, прежде всего трагедии. Она должна была состоять из пяти актов и основываться на принципе трех единств:

- единство места (действие пьесы должно происходить в одном месте – дворце, доме или комнате),

- единство времени (действие должно длиться не более чем сутки),

единство действия (события, изображенные в пьесе, должны иметь свое начало, развитие и конец).

В XVIII в. классицизм переживает свой второй расцвет. Определяющее влияние на него оказывает Просветительство – идейное движение, сложившееся в условиях острого кризиса абсолютизма. В основе идей Просветительства лежит философская концепция англичанина Локка, который единственным источником человеческих знаний о мире объявляет чувство, ощущение. Идеи Локка привели просветителей к выводу о решающем влиянии общественной и природной среды на формирование личности. По мнению просветителей, общественному благополучию препятствуют невежество, суеверия, предрассудки. Литература и искусство должны были стать орудием преобразования и перевоспитания общества. Особенно отчетливо трансформация классицизма в духе просветительских установок видна в трагедиях Вольтера.

Формирование и расцвет русского классицизма падает на 1730-50 гг. Теоретик русского классицизма – Сумароков. С самого начала русский классицизм питают идеи Просветительства. Веря в полезность просвещенной монархии, русские классицисты начинают процесс воспитания самодержцев, напоминая им об обязанностях по отношению к подданным. Русские писатели утверждают естественное равенство людей, что приводит их к мысли о внесословной ценности человека. Основным материалом для русских классицистов оказывается не античность, а собственная национальная история, откуда они предпочитали черпать сюжеты для высоких жанров. В качестве образцового государя они признавали вполне конкретную личность – Петра I.

 

Сентиментализм

Сентиментализм (от англ. sentimental – чувствительный) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., обусловленное кризисом просветительского рационализма. И все же сентименталисты не порывают с традициями Просвещения. Придавая особое значение чувству, жизни сердца, сентименталисты не отрицали значения разума для совершенствования человека. Чувство подобно разуму, оно есть естественное проявление человеческой природы. Непосредственное чувство, по мысли сентименталистов, неиспорченное, оно противопоставлено социальным, сословным, религиозным предрассудкам. Связь сентиментализма с философией Просвещения сказалась и в идее внесословной ценности личности.

Герой сентименталистов – чувствительный человек. Он замечателен не своими воинскими подвигами, не государственными делами, а своими душевными качествами, богатой внутренней жизнью. Важнейшим качеством человека сентименталисты объявили чувствительность, способность эмоционально реагировать на внешний мир. Хотя чувствительность есть врожденное свойство человека, она поддерживается и развивается воспитанием.

Сентименталисты были склонны идеализировать супружеские и семейные отношения. Именно семья, считали они, формирует в человеке гражданские добродетели. Естественные человеческие чувства и связи (семейные, любовные, дружеские) сентименталисты противопоставляли цивилизации, которая губит все гуманное. Их любимый герой часто соотнесен с патриархальным миром, на его формирование оказала влияние сама природа.

Новый стиль в полной мере впервые проявился в «Элегии, написанной на сельском кладбище» английского поэта Грея (1751), принесшей ее создателю общеевропейскую известность. Центральной фигурой английского сентиментализма бесспорно является Стерн. Сам термин «сентиментализм» закрепился под влиянием названия романа Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768).

Во Франции сентиментализм был представлен главным образом творчеством Руссо и его последователей. Сентиментализм Руссо отмечен принципиальным демократизмом. Его политические симпатии связаны с республиканской формой правления. Тирания, по мнению писателя, убивает в людях чувствительность, формируя в них порочные наклонности. Руссо – решительный противник социального неравенства и предрассудков. Тема общественного неравенства легла в основу его знаменитого романа «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), в котором рассказывается о любви дворянки Юлии и ее учителя Сен-Пре, плебея по социальному статусу.

В Германии идеи сентиментализма нашли отражение в движении «Буря и натиск» (1770-е гг.).

В русской литературе элементы сентиментализма можно обнаружить уже в 1760-е гг. В прозе новые тенденции наметились в романах Эмина. На сцене русского театра в это время появляется новый вид пьес – «слезные драмы». В 1770-е гг. исключительную популярность у русской публики завоевывает комическая опера (пьеса комического или драматического содержания, включающая музыкальные и танцевальные номера). Герои этих пьес – добродетельные, «чувствительные» крестьяне, в духовном отношении превосходящие своих обидчиков помещиков-дворян.

Русская проза сентиментализма развилась и оформилась в 1790-е гг., когда появились прозаические произведения Карамзина. Карамзин возглавил это литературное направление. Его программная статья называлась «Что нужно автору?» (1793). Карамзин был искренним приверженцем идей Руссо. Руссоизм стал для него определяющим при создании характеров своих героев. Авторское отношение пронизывает прозу Карамзина, приближая стиль его повестей и очерков к манере лирического стихотворения. В них главное не сюжет, всегда крайне простой и незамысловатый, а тональность произведения, его эмоциональная атмосфера.

Новая оценка человека нашла свое отражение и в лирике. Это вызвало интенсивное развитие «средних» (по классификации классицизма) жанров и появление новых жанровых форм («письмо», идиллия, философская и «социальная» элегии). Новые художественные задачи влекли за собой и новое отношение к языку. Если у классицистов слово носило почти терминологический характер, т.е. имело точное и устойчивое значение, то у поэтов-сентименталистов предметное значение слова размывается. На первый план в слове выдвигается не прямое, а дополнительное значение. Слова словно окутываются эмоциональными и семантическими ассоциациями.

Весьма сложны и неоднозначны взаимоотношения сентиментализма и предромантизма. Предромантизм иногда рассматривают как течение внутри сентиментализма. И все же сентиментализм и предромантизм отделяет существенная грань. Сентиментализм связан с Просветительством, предромантизм отрицает всесилие и благость разума. Герой предромантиков – личность мужественная, решительная, принципиально отличная он нежного, чувствительного сентиментального героя. Если сентименталистов интересовала «приятная» природа, то природа предромантиков подстать их героям: она сурова и мрачна.

Предромантики предпочитали черпать свои сюжеты в Средневековье, поэтизируя быт и нравы этой эпохи. Виднейшей фигурой предромантизма является шотландец Макферсон. Его «Поэмы Оссиана» (1765) снискали ему европейскую славу. Макферсон ввел в литературу сумрачный мир героических средневековых преданий, используя мотивы кельтского фольклора. Английский предромантизм выдвигает также жанр готического романа («роман страхов и ужасов», «черный роман»). Жизнь в этих произведениях полна роковых загадок. Таинственные силы вмешиваются в судьбу человека, ввергая его в водоворот странных и зловещих событий.

 

Романтизм

На протяжении трех столетий Нового времени (XVI-XVIII вв.) Европа пережила множество междоусобиц и религиозных войн, и все же вековые порядки оставались незыблемыми. На место сверженных князей и королей приходили другие – и все оставалось по старому. Только события 1789-94 гг. во Франции преобразили европейский мир. Великая французская революция сломала казавшиеся незыблемыми социальные традиции, уничтожила власть аристократии и духовенства, провозгласив всеобщее равенство перед законом. Эмоциональный отклик на это общественный переворот породил «революцию духа».

Широчайшая гамма откликов на происходившее во Франции – от восторженных приветствий до проклятий – и составила сущность романтического мировосприятия. Романтизм стал идеологическим выражением своей эпохи. Несмотря на все многообразие проявлений, в романтизме прослеживаются определенные черты и закономерности, определенное видение мира и человека, что позволяет говорить о нем как о литературном направлении.

Свою деятельность романтики начали с ниспровержения рационалистической эстетики классицизма. Они разрушили устоявшиеся каноны классицизма, которые, по их мнению, сковывали творческое воображение художника. Романтики выступили против резкого разграничения высокого и низкого стилей, против драматургического правила «трех единств», против торжества рассудка и здравого смысла над чувством и воображением и т.п.

В борьбе романтиков с классицистами была поставлена и развита проблема историзма. Как поколение ровесников революции, романтики были наделены чувством вовлеченности человека в историческое движение. Романтики выступили против антиисторизма классицистов, для которых нормой было, например, появление Одиссея среди волн на сцене в напудренном парике и белых перчатках. Романтики проявили живой интерес к историческому прошлому. Исторический подход к воспроизведению действительности у романтиков связан с требованием национальной самобытности искусства. В своих произведениях романтики стремились воспроизводить не только «местный колорит» (внешние приметы национальной жизни), но и «дух времени» (особенности национального уклада, верований, обрядов, понятий и поведения людей).

Изучение романтиками истории и культуры своего народа естественным образом обратило внимание писателей на народное творчество их стран. Немецкие, английские романтики активно собирают народные песни, баллады, предания, исследуют их, обрабатывают и издают. Народная культура превращается у романтиков в одно из средств обновления искусства.

В истории, национальном прошлом романтики пытаются найти ответы на волнующие их вопросы современности. Они противопоставляют старину с ее непреходящими ценностями современному стремительно развивающемуся «железному» веку, отмеченному меркантильностью. Романтики отчетливо осознавали свою чуждость обывательскому существованию буржуа, его корыстным расчетам и деловым интересам. Разочарование в общественном устройстве XIX в. заставляло романтиков создавать иной мир – мир идеальный. Центральный конфликт в творчестве романтиков – это конфликт между мечтой и действительностью.

У каждого романтика была своя область, куда он уходил в мечтаниях, свой идеал, благодаря чему творчество романтиков носило ярко выраженный субъективный характер. Для некоторых романтиков идеалом было патриархальное прошлое, средневековье (Скотта), другие идеализировали античность (Мюссе), некоторые устремлялись в первобытные времена (Купер). Своего рода «бегством от реальности» в поисках свободы и утраченной гармонии было путешествие романтического героя в экзотические страны Востока или Кавказа (поэма Байрона «Гяур», поэма Пушкина «Кавказский пленник»). Бегство романтиков часто принимало форму замкнутости во внутреннем мире личности, в «жизни сердца». О «жизни сердца» писали и сентименталисты, но в отличие от их умиления семейными добродетелями и нравами простых людей, романтики с «жизнью сердца» связывали духовно богатую личность, наделенную сильными страстями, богатым и пылким воображением.

Духовным убежищем для романтиков нередко было и само искусство (Гофман). Иногда они открывали для себя идеальные сферы в области науки. Так, американского романтика По влекла к себе магия человеческого интеллекта, способного творить чудеса. В других случаях такой идеальной сферой для романтика могла стать философия (немецкий романтик Новалис, русские романтики Веневитинов и Одоевский). Философия была для них той высшей мудростью, постижение которой способно сделать человеческий дух свободным. Областью духовного прибежища становилась и религия (Кольридж и Вордсворт в Англии, Жуковский в России, Шатобриан во Франции).

Бегство в духовный мир не всегда удовлетворяло романтиков. Им хотелось, чтобы их идеал приобрел реальные формы. Таким реальным воплощением идеала становилась природа. Романтики одушевляли ее, находили в ней созвучие своим настроениям и чувствам. Природа воссоздается в романтическом искусстве как вольная стихия, свободный и прекрасный мир, неподвластный человеческому произволу. Вслед за сентименталистами романтики были склонны идеализировать и людей, живущих на лоне природы. В «естественном» человеке они видели вольных, неиспорченных детей лесов и прерий. Поиски идеальной человеческой личности привели романтиков к теме, до них в литературе не существовавшей. Романтизм впервые вводит в искусство культ ребенка и культ детства. XVIII в. видел в ребенке всего лишь маленького взрослого.

Одним романтикам по натуре была свойственна мечтательная созерцательность (Жуковский, Вордсворт), другие ставили перед собой цель «возбуждать доблести сограждан подвигами предков» (Бестужев о Рылееве), третьи в борьбе за свободу поднимали своего героя на бунт против самого Бога («Каин» Байрона, «Демон» Лермонтова). Но и у тех и у других идеал был неосуществим. В творчестве поздних романтиков отчетливо проявляются ноты тяжелого разочарования, пессимизма и неверия в возможности человека.

Итак, несовместимость мечты о прекрасном с прозой жизни, осознание крушения иллюзий и вместе с тем устремленность к идеалу, вера в него – все это составляет сущность романтического искусства.

Романтики впервые затронули проблему художника-творца. Согласно романтической концепции творчества художник творит свой особый мир, более прекрасный и истинный, чем прозаическая действительность.

Искусство для художника есть высшая реальность. Противоречие между идеалом и жизнью порождало в романтическом искусстве концепцию д воемирия. Двойственность бытия представлена в переплетении сказочно-фантастического «мира грез» и реально-бытового мира. Реальная и идеальная сферы взаимопроникают («Золотой горшок» Гофмана). Двоемирие может отражаться и в раздвоенности души романтического героя. Отсутствие гармонии в мире и с миром неизбежно вело героя к душевному разладу. Наиболее острой формой выражения этого разлада становятся образы двойников. Двойники населяют романы и повести Гофмана, По, Одоевского.

В центре романтического искусства находилась личность яркая, страстная, разбуженная историческими сдвигами. Обращаясь к истории человечества, романтики рассматривали ее как проявление извечной борьбы Добра и Зла. Эти два начала определяют структуру и систему образов в романтическом произведении. Герои являются выражением этих крайних начал, резко делясь на положительных и отрицательных.

Положительный романтический герой, как правило, носитель авторского идеала, непременно благороден во всем, даже в мести. Это почти всегда молодой человек, вступающий в жизнь и сталкивающийся с ее жестокими законами. В романтической литературе утверждается и внешний облик благородного героя: высокая фигура со скрещенными на груди руками, бледное чело, горящие глаза, черные кудри до плеч и обязательный черный плащ. Неизбежным спутником романтического героя было одиночество. Тоска и жажда идеала гонит его с места на место.

Новое содержание искусства требовало и обновленной формы. Романтики проповедовали разомкнутость и смешение жанров и литературных родов. Одним из излюбленных жанров в романтической литературе становится роман. Он сближается с лирикой, превращаясь в исповедь, гигантский монолог («Исповедь сына века» Мюссе). С другой стороны, роман драматизируется, его действие становится более напряженным («Айвенго» Скотта, «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Три мушкетера» Дюма). Интерес романтиков к историческому прошлому вызвал к жизни исторический роман, исключительное значение в создании и развитии которого принадлежит Скотту. У немецких романтиков большую популярность получил «роман воспитания», исследующий историю личности (Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера, «Годы странствий Вильгельма Мейстера»). Дальнейшее развитие получили роман-путешествие («Путевые картины» Гейне) и утопический роман (Купер «Колония на кратере», Ж. Санд «Мельник из Анжибо»). Очень популярным у романтиков был жанр новеллы. Особенность романтической новеллы проявилась в ее связи со сказкой.

Субъективность, свойственная романтическому методу, способствовала необычайному расцвету лирических жанров, которые приобретают характер исповеди или творческого дневника. Романтиками были разработаны и новые жанры: романс, лирическое сновидение, лирическая исповедь, философская лирика. Активно использовались и народные жанры, например баллада и песня.

С романтической концепцией обновления художественных форм была связана идея взаимопроникновения искусств. Огромное значение для романтиков имела музыка. Они полагали, что музыка выражает ту эмоциональную сферу, в которой живет человек, жаждущий идеала. Музыка влияет на романтическую литературу, насыщая ее музыкальностью ритмов и интонаций. Романтики говорят о «поющей прозе» и «музыке стиха». Необыкновенно музыкальны стихи Жуковского и Гейне.

Романтизм разработал свою образно-символическую систему. Море и ветер у романтиков символизируют свободу и вольность. Символ идеального мира для них находит свое выражение в образах звезд, утренней зари, пробуждающейся природы. С представлением о земном мире как царстве зла связан в творчестве романтиков образ ночи. Однако ночь может и укрыть от безобразия дня, скрыть неприглядную сущность мира, избавить от страданий. Особый смысл в романтизме приобретает и образ смерти. С одной стороны, смерть изображается как средоточие ужаса, с другой – как избавление от страданий, бегство в некий идеальный потусторонний мир. Весьма сложна в романтизме символика цветов и растений.

Большое значение романтики придавали эмоционально-экспрессивному значению слова. Они нередко ослабляли его прямое значение, выдвигая на первый план скрытые в слове эмоциональные ассоциации. Это позволяло запечатлевать самые тонкие оттенки настроений.

Традиции романтизма получили новый импульс к развитию в конце XIX в. в неоромантизме (Ростан, Киплинг, Д. Лондон). Позже традиции романтизма были усвоены и переосмыслены символистами (Гиппиус, Бальмонт, Блок, Рильке) и экспрессионистами (Кафка, Бехер, Верфель).

 

Реализм

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – направление в искусстве, деятели которого стремятся понять и изобразить взаимодействие человека с окружающей средой. Термин «реализм» вошел в общее употребление в 1860-е гг. благодаря французским писателям. На долю Англии и Франции в конце XVIII – начале XIX вв. пришлось особенно много социальных потрясений, поэтому художники этих стран отчетливее других осознали, что каждая эпоха налагает на чувства, мысли и поступки людей неповторимый отпечаток.

Реалисты обнаружили, что социальные противоречия обусловлены не одними только страстями, но и антагонистическими стремлениями разных классов. Главное в реализме – изучение и анализ общественных связей и самой структуры общества. Другими словами, они рассматривали обусловленность конфликта социальными закономерностями. Психология человека они также объясняли социальными причинами.

Например, в романе «Красное и черное» Стендаль выделяет социальный аспект при изображении плебея, который не желает смириться с участью, предначертанной ему от рождения. Бальзак в цикле романов и повестей «Человеческая комедия» задается грандиозной целью воссоздать многофигурную панораму современного общества. Диккенс в своих произведениях обозначает основные болевые точки современного ему капитализма: обнищание трудящихся, их невежество, беззаконие и духовный кризис верхов.

Главной одухотворяющей силой реализма являются идеи свободы личности и всеобщего социального равенства. Писатели-реалисты видели корень зла в несправедливом устройстве социальных и экономических институтов. При этом большинство писателей верили в неизбежность научного и общественного прогресса, который постепенно уничтожит угнетение человека человеком. Например, Чернышевский в романе «Что делать?» рисовал картины прекрасного будущего, когда каждый получит возможность стать гармоничной личностью. В светлое будущее верят и чеховские герои.

И все же в первую очередь новое направление в искусстве сосредотачивается на критике уже существующих порядков. Реализм XIX в. в отечественном литературоведении 1930 – начала 1980-х гг. было принято называть критическим (определение, предложенное Горьким). Однако этот термин не охватывает всех сторон определяемого явления, игнорируя философское и общечеловеческое содержание шедевров реалистического искусства.

Реалисты подняли проблему народности искусства. Гоголь считал, что подлинно народный художник смотрит на мир глазами своего народа. В середине XIX столетия народность становится центральным моментом при определении общественной и художественной значимости произведения. Тургенев, Григорович стремились не просто воспроизводить и изучать крестьянскую жизнь, но и напрямую обращаться к народу. Народность понимается как обращение к проблемам народной жизни с т.з. самого народа. Только Чехов и Бунин позволили себе усомниться в предмете поклонения не одного поколения русских писателей.

К середине XIX в. определилась еще одна особенность реалистической литературы – тенденциозность, т.е. выражение нравственно-идеологической позиции автора. Тенденциозность порождает в русской литературе размежевание на два антагонистических лагеря:

- революционно-демократический (критика государственного строя);

- сторонники «чистого искусства» (политическая индифферентность, примат «художественности» над «злобой дня»).

В 1860-1870-х гг. «гражданская позиция» писателя ценилась выше, чем его талант. Такой подход к искусству был сформулирован еще Белинским.

В центре внимания реалистической литературы поочередно были

- «маленький человек»,

Впер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: