Обобщённые результаты PEST-анализа




Тема 11. Ситуационный анализ в стратегическом менеджменте

 

SWOT-анализ

Аббревиатура SWOT складывается из первых букв английских слов: Strengths–сильные стороны, Weaknesses–слабые стороны,Opportunities - возможности, Threats- угрозы.

Силой может быть например имеющаяся технология или знания персонала в определённых областях. Слабостью, например, неудовлетворительный имидж компании на рынке или невыгодное местоположение офиса компании. Среди возможностей могут быть появление новых покупателей, снижение цен на сырьё и материалы, устранение барьеров выхода на определённые рынки. К угрозам может быть отнесено появление новых конкурентов, изменение платёжеспособности покупателей, повышение ставки по кредитам.

Для качественного проведения SWOT-анализа необходимо соблюдать следующие правила:

1. Следует проводить SWOT-анализ не для предприятия в целом, а для конкретного направления деятельности или рынка.

2. Приформулировки каждого из элементов SWOT-анализа следует понимать, что сильные и слабые стороны – это составляющие внутренней среды организации, поддающиеся контролю, а возможности и угрозы – это то, что формируется за пределами организации без её влияния.

3. Сильные стороны должны быть действительно актуальными, то есть давать реальное конкурентное преимущество в борьбе с существующими конкурентами за существующих клиентов. Не стоит выделять сильные стороны, которые не имеют значения с точки зрения конкурентной борьбы. То же касается и слабых сторон.

4. При проведении SWOT-анализа нужно использовать различные источники получения информации. Как опросы потребителей, так и экспертные оценки руководителей различных звеньев организации. Один и тот же вывод должен подтверждаться как минимум из 2-х источников информации или как минимум 2-мя экспертами.

Процесс SWOT-анализа состоит из 4-х основных этапов.

Iэтап. Составляется список сильных и слабых сторон организации. Для поиска силы и слабостей рассматриваются следующие зоны:

1) маркетинг (продукт, цена, продвижение, маркетинговые исследования, сервис);

2) инновационная деятельность (разработка новых товаров и услуг);

3) операционная деятельнность (снабжение, транспортировка, складирование, обработка заказов, отгрузка);

4) персонал предприятия ()численность персонала, уровень его квалификации и мотивации;

5) менеджмент (организационная структура, стиль управления)

II этап. Составляется список возможностей и угроз, относящихся к внешней среде. Для поиска возможностей и угроз исследуются следующие зоны внешней среды:

1) законодательство;

2) политическая и идеологическая атмосфера, расклад политических сил;

3) общественные факторы (например, изменение культурных предпочтений);

4) технологические факторы (появление новых технологий);

5) экономическая ситуация;

6) конкуренты (состав, структура и поведение);

7) поставщики сырья, материалов и оборудования (состав, структура, поведение);

8) бизнес-инфраструктура (рынок труда, кредитные учреждения, подрядчики, посредники, транспортная инфраструктура, торгово-розничная инфраструктура, медиа-возможности региона).

IIIэтап. Для более глубокого анализа необходимо определить взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Для этого составляется матрица SWOT-анализа. На основе матрицы разрабатываются 4 стратегии действий организации.

 

 

Сильные стороны, С 1. 2. …….  
    СВ-стратегии  
Возможности, В 1. 2. …….  
Угрозы, У 1. 2. …….  
    СУ-стратегии
Сильные стороны, Сл 1. 2. …….  
    СлВ - стратегии
    СлУ - стратегии

 


Рис. 1. Матрица SWOT-анализа

 

СВ-стратегии направлены на использование сильных сторон организации, чтобы получить максимальную отдачу от возможностей внешней среды. Эти стратегии являются наиболее привлекательными для организации.

СлВ-стратегии предусматривают преодоление слабых сторон организации за счёт использование возможностей внешней среды.

СУ-стратегии ориентированы на преодоление угроз из внешней среды за счёт сильных сторон организации.

СлУ-стратегии должны показать как избавиться от слабостей организации, и одновременно попытаться предотвратить нависшие угрозы.

IV этап.Для повышения надёжности SWOT-анализа рекомендуется использование количественной оценки экспертами. Для этого необходимо обеспечить одинаковое количество пунктов по каждому из 4 элементов SWOT-анализа. Например, выделить по пять наиболее важных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Затем группа экспертов оценивает важность выделенных параметров по пяти- или десятибальнной системе. По каждому элементу SWOT считаетсясумма. Важность стратегий определяется как произведение соответствующих суммарных оценок (рис. 2).

Как видно из примера, наибольшую оценку получили СУ-стратегии. А значит, именно их следует разрабатывать и внедрять на предприятии в первую очередь.

Если слабые и сильные стороны – это уже существующая данность, то возможности и угрозы чаще всего имеют вероятность своего наступления, то есть начала влияния на организацию. При том степень влияния возможностей и угроз также может быть разная по своей силе. Для того, чтобы правильно количественно оценить важность возможностей и угроз предлагается предварительно составлять матрицы позиционирования возможностей и угроз (рис 3).

Сильные стороны, С 1…… 9 баллов 2….. 7 баллов 3……7 баллов ∑ = 32 балла
    СВ-стратегии 32*28=896 баллов
Возможности, В 1…..8 баллов 2….. 7 баллов 3……5 баллов ∑ = 28 баллов  
Угрозы, У 1…..10 баллов 2….. 8 баллов 3……6 баллов ∑ = 33 балла  
    СУ-стратегии 32*33=1056 баллов  
Сильные стороны, Сл 1…. 7 баллов 2….. 5 баллов 3….. 4 балла ∑= 23 балла  
    СлВ – стратегии 23*28=644 балла  
    СлУ – стратегии 23*33=759 баллов  

 


Рис. 2. Расчёт важностей стратегий при SWOT-анализе

 

ВВ. Высокая вероятность (0,7 <p< 1,0)
Обязательно реализовывать
СВ Сильное влияние
УВ Умеренное влияние
МВ Малое влияние
Обязательно реализовывать
Реализовывать при наличии ресурсов
СВ. Средняя вероятность (0,3 <p< 0,7)
НВ. Низкая вероятность (0 <p< 0,3)
Обязательно реализовывать
Реализовывать при наличии ресурсов  
Реализовывать при наличии ресурсов  
Не рассматривать
Не рассматривать
Не рассматривать  

 

Рис. 3. Матрица позиционирования возможностей

ВВ. Высокая вероятность (0,7 <p< 1,0)
МВ Малое влияние
СВ. Средняя вероятность (0,3 <p< 0,7)
НВ. Низкая вероятность (0 <p< 0,3)
УВ Умеренное влияние  
СВ Сильное влияние  
КВ Критическое влияние  
Немедленное устранение
Немедленное устранение  
Устранить во вторую очередь
Устранить во вторую очередь  
Готовить действия  
Следить за ситуацией  
Готовить действия  
Следить за ситуацией  
Следить за ситуацией  
Немедленное устранение  
Устранить во вторую очередь  
Готовить действия  

 

 

Рис. 4. Матрица позиционирования возможностей

 

PEST-анализ

PEST-анализ (также применяется аббревиатура STEP)используется для анализа тенденций макросреды. Изменения условий макросреды могут привести к возникновению новых возможностей и угроз для организации на рынке.

Данная методика предполагает изучение 4 основных групп факторов макро-уровня: политических (policy), экономических (economy), общественных (society), технологических (technology). Несмотря на то, что аббревиатура PEST-анализа состоит из первых букв именно этих групп факторов, сам анализ предполагает изучение также правовых, демографических, природных и культурных факторов.

Ниже приведены основные факторы макросреды, классифицированные по аналитическим группам PEST-анализа.

1. Политические факторы: смена правительства или президента; возникновение вооружённых конфликтов или теракты; усиление межнациональной напряжённости; изменения отношений между государствами.

2. Экономические факторы: рост или снижение темпов инфляции; изменение ставки рефинансирования ЦБ; падение уровня доходов населения; резкие изменения цен на отдельные виды сырья, материалов, средств производства или услуги; рост или сокращение уровня безработицы.

3. Социальные факторы: снижение или повышение уровня образования; рост популярности здорового образа жизни;

4. Технологические факторы: ускорение и развитие научно-технического прогресса; разработка и внедрение новых технологий в производство и бизнес-процессы; увеличение количества техногенных катастроф.

5. Правовые факторы: изменение законодательства по защите окружающей среды; развитие законодательства по вопросам предпринимательства и налогообложения, возникновение и рост количества групп по защите различных потребительских интересов и интересов отдельных слоёв населения.

6. Демографические факторы: рост и сокращение численности населения; рост и сокращение рождаемости и смертности; старение населения; миграция населения.

7. Природные факторы: истощение ресурсов; увеличение загрязнение окружающей среды; удорожание источников энергии; усиление борьбы за защиту окружающей среды.

8. Культурные факторы: развитие субкультур; изменение и сохранение культурных ценностей.

Методика PEST-анализа предполагает выполнение следующих этапов:

1) выделяются факторы, определяющие состояние внешней среды;

2) факторы заносятся в таблицу отдельно по каждой составляющей внешней;

3) факторы анализируются, и определяется настоящее состояние каждого фактора и тенденция его изменения;

4) оценивается характер влияния фактов на деятельность организации (отрицательное или положительное влияние);

5) оценивается степень влияния факторов на деятельность организации по шкале от – 5 (крайне отрицательное влияние) до +5 (крайне положительное влияние);

6) определяется суммарное влияние на организацию всех факторов внешней среды с учётом характера их влияния;

7) разрабатывается план ответных мер (возможных действий организации по ослаблению или предотвращению отрицательного воздействия на её конкурентные позиции угроз и использованию открывающихся благоприятных возможностей);

8) проводится оценка степени влияния на деятельность организации каждого из факторов при условии, что организация соответствующим образом отреагирует на происходящее во внешней среде (шкала от -5 до +5);

9) определяется сила и направленность суммарного влияния на организацию факторов внешней среды при условии, что организация соответствующим образом отреагирует на происходящее во вненей среде изменения;

10) выясняется, не появились ли новые факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации, и возвращаются к первому этапу.

Результаты PEST-анализа могут быть представлены в виде следующей таблицы:

Таблица 1.

Обобщённые результаты PEST-анализа

Факторы внешней среды Состояние фактора Тенденция развития фактора Характер влияния Степень влияния (от -5 до +5) Возможные действия организации Степень влияния после принятия мер (от -5 до +5)
политические            
экономические            
социальные            
технологичесике            

 

Анализ по методике PESTдолжен проводиться систематически. Частота его проведения зависит от специфики сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды.

 

SPACE-анализ

SPACE-анализ (от англ.StrategicPositionandActionEvaluation- стратегическая позиция и оценка действий) соединяет в едином пространстве операционную деятельность и макросреду предприятия. Сущность данного метода заключается в построении матрицы с координатными осями, которые отражают факторы внешней среды (IS – привлекательность отрасли, ES – стабильность окружающей среды) и внутренней среды (FS– финансовые и производственные возможности фирмы, CA –конкурентные преимущества). Факторы внутренней и внешней среды, которые наиболее часто анализируются, представлены в таблице.

Таблица 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: