Поздний Ибсен: творческий поиск в последних пьесах




«Враг народа» знаменует переход к заключительному этапу творчества Ибсена, длившемуся около полутора десятков лет. За это время им было написано восемь пьес: «Дикая утка» (1884), «Росмерехольм» (1886), «Женщина с моря» (I888), «Гедда Габлер» 1890), «Строитель Сольнес» (1892), «Маленький Эйольф» (1894), «Йун Габриэль Боркман» (1896) и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899). Выход едва ли не каждой новой его драмы был ожидаемым событием в театральном мире; пьесы Ибсена обсуждали читатели, зрители, режиссеры, критики.

В 1891 г., после двадцатисемилетнего отсутствия, Ибсен возвращается на родину, чтобы уже более ее не покидать. Он уехал из Норвегии, находясь в глубоком разладе с обществом, атакуемый враждебными к нему литераторами, а снова ступил на ее землю в ореоле мировой сланы.

На заключительном этапе творчества манера Ибсена претерпевает заметные перемены: смягчается жесткость в обрисовке характеров, углубляется психологизм, слышатся ноты сострадания к «маленьким людям», гуманистическая интонация, нет прежней нетерпимости к человеческим слабостям и недостаткам. Драматург пишет письма критикам, в которых оправдывается за бескомпромиссность Бранда и презрение к «толпе» доктора Стокмана. Возрастает роль символики и его стилистике.


«Кукольный дом»

Произведение написано в 1879 году. В основу драмы Ибсен положил реальное событие. Прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Киллер (1849-1932). Под влиянием пьесы Ибсена «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу "Дочки Бранда", которая вышла в свет в 1869 году под псевдонимом. С ней ознакомился драматург посоветовал Лаури заниматься литературой. Между ними завязалась дружба. Лаура вышла замуж по любви, но ее муж, человек с расстроенная нервной системой, болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена пыталась защитить его от материальных проблем и, когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатого отца, но тот отказал. Тогда она, тайно от всех, взяла ссуду в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда снова стали нужны деньги, Лаура сделала новый заем, но не смогла ее вернуть в срок. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, но вовремя остановилась. Впоследствии об этом узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а затем под влиянием семьи, друзей, общего мнения жителей города резко изменил свое отношение к жене и потребовал развода. Детей у нее отобрали, а ее признали психически больным. Впоследствии, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семье, и к литературной деятельности.

Об истории этой женщины узнала Сюзанна, жена Ибсена, и, видимо, позже рассказала о ней мужчине. Нора и ее прототип имели много общего, но была и существенное отличие: Нора сама ушла из семьи, сама противопоставила себя обществу - это ее сознательное решение.

На первый взгляд, основное внимание писатель сосредоточил на проблеме прав женщины, но построение драмы, система образов убедительно доказали, что судьба главной героини отразила глубинные противоречия современного драматургу общества.

 

В этой пьесе Ибсен заложил основы реалистической социально-психологической драмы. Обывательское благополучие семьи адвоката Хельмера раскрылось в ней найнеща-снишим и неумолимое способом, обнажив лживость буржуазной морали, существовавших тогда норм семейной жизни и пресловутой святости брака. В начале драмы автор воссоздал жизнь-Дек главных героев и их внешнее благополучие, которое было лишь видимостью. Конфликт, дал развития действия пьесы, возник давно, но до поры до времени герои не осознавалась. Этот конфликт раскрылся вместе с тайной главной героини - Норы.

Впоследствии социальные противоречия в драме переросли в противоречие моральные, которые драматург решил в психологическом плане. Поведение героев психологически глубоко мотивирована: восемь лет супружеской жизни Норы, о которых мы узнали из предыстории - это восемь лет размышлений и надежд. И только в те три дня, когда героиня, хватаясь за последнюю надежду, боролась за свою семью, за счастье, полностью раскрылся его сложный духовный мир. Решение уйти из семьи далось нелегко, это не эмоциональный порыв, а глубоко обдуманный поступок.

Пьесу называли интеллектуально-аналитической. В таких произведениях, как правило, присутствует какая-то тайна, которая определяла развития событий. Но разум и способность героя осмыслить действительность позволили ему изменить свою судьбу. Если же человек не нашел в себе силы правильно сориентироваться в ситуации и превратить свое мнение в действие, она жестоко за это поплатилась.

Завязка и развязка вынесены автором за пределы действия пьесы. "Аналитические" тенденции в этой драме оказались в переносе центра тяжести на раскрытие подлинной сущности отношений и характеров персонажей: фру Линне хочет, чтобы между супругами состоялся откровенный разговор и поэтому не позволило Крогстаду забрать письма; письмо ростовщика не решил конфликта, а лишь стал предпосылкой для разговора Норы с мужем. Тайная любовь врача Ранка к Норе не позволила героини просить у врача помощи, а также подтолкнуло ее к решительного разговора с Хельмером. Итак, все, что происходило в произведении, покорены ее общей идеи - тайна должна быть раскрыта.

 

КОНФЛИКТЫ

Основной. Между стремлениями Норы и писаными законами общества, а также между воображаемым и реальным жизнью Норы.

Внешний "бурный", вокруг Крогстада.

Внутренний. в самой Норе.

 

Нора, на первый взгляд, казалось легкомысленной и несерьезной женщиной. Она щебетала и пела, наслаждаясь жизнью и любовью своего мужа Торвальд, той уютной гармонией, которую она создала в собственном доме. Однако, мы узнали о тайне женщины: восемь лет вынуждена тайком от мужа платить большой долг, экономя на себе и не теряя при этом естественной жизнерадостности и волшебной женственности. На такое могла быть способна только сильная и волевая женщина, которая умело по-настоящему любить и защищать свою любовь. Поэтому стало ясно, что Нора не такая уж и простая, которой показалась сначала.

Мужчина Норы Торвальд Хельмер произнес якобы справедливые слова, но за ними скрывалась какая-то жестокость. Он привык любоваться своими добродетелями и потому насторожила его пренебрежительное отношение к жене, непонимание ее душевного состояния. Узнав о ее поступке, он воспринял его как позорный и даже не задумываясь над тем, что именно заставило ее так действовать.

Проблема семьи - секрет семейного счастья и благополучия; положение женщины в тогдашнем буржуазном обществе; "святость брака»; место человека в жизни, человеческие ценности жизни. Человек должен найти себя, свое счастье, призвание, ибо только настоящий человек, а не игрушка в чужих руках имела право на семейное счастье, на воспитание детей.

Важную роль в произведении сыграла символика, ведь символической уже была само название произведения. «Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, по которым крылись эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не жили, а только играли в любовь, брак, семейном согласии и даже человеческое достоинство и честь.


Домашнее задание.
Подготовить письменно сообщение на тему "Нужно ли "кукле" становиться Человеком?"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: