Практическое занятие №11-12




Вопросы для обсуждения:

 

1.История возникновения индивидуально-личностного подхода.

Понятие «личностно-ориентированное обучение» вошло в 90-е годы. К. Д. Ушинского разработал обширную методику педагогических приемов индивидуального подхода к детям, основу профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В своем труде «Человек как предмет воспитания» он писал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Здесь явно идет речь об учёте индивидуальных склонностей и предпочтений в процессе воспитания и обучения. У истоков учета личностных сторон в обучении также стоял выдающийся русский психолог и педагог П. Ф. Каптерев, который в конце ХIХ и начале ХХ веков разрабатывал вопросы формирования детского мировоззрения, содержание и методы обучения, развитие ума, характера и воли.

Макаренко, уделяя огромное внимание индивидуальному подходу, не рекомендовал специальных методов, а считал, что учитель должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации. Причем выбранное средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется в общей системе воспитания, а не изолировано от неё. А. С. Макаренко не только обосновал необходимость индивидуального подхода к детям, но и осуществил его на практике, показывая таким образом, взаимосвязь индивидуального подхода с общими целями воспитания. Он утверждал, что строить приемы и методы работы необходимо, обязательно учитывая возрастные и личностные особенности ребёнка.

2. Понятие индивидуально-личностного подхода

Индивидуально-личностный подход - это гармонизация процессов социализации и индивидуализации, в создании условий для развития субъектов образовательного процесса, к которым относятся личностно значимая деятельность, общение со значимыми взрослыми и детьми, помощь в решении личностных проблем школьника.

Принципы работы учителя были точно сформулированы К.Д.Ушинским. Он утверждал, что при обучении следует соблюдать следующие правила: своевременность, постепенность, органичность, самодеятельность, сообразование с силами учащихся, ясность. Однако данные правила требуют от учителя в процессе преподавания построения такой учебной деятельности, которая соответствовала бы естественно развивающейся детской природе и удовлетворяла бы формированию в ней потребностей и запросов. Это будет

возможно при соблюдении четырех условий: постоянство, твердость, нравственность, полезность.

3. Значение индивидуально – личностного подхода в образовательном процессе.

Индивидуально-личностный подход – отношение к каждому воспитуемому как к самоценной личности, педагогическая поддержка самобытности индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы.

Успех реализации индивидуально-личностного подхода в учебном учреждении зависит от персонализации образовательной среды, индивидуализации общепедагогической подготовки за счет проблематизации содержания учебного материала, обогащения индивидуального педагогического опыта будущего учителя. Наиболее полно оценить достоинства индивидуально-личностного подхода в деятельности преподавателя помогает процесс раздельного обучения,13 в котором признается ценность каждого ребенка как индивидуальности и личности вне зависимости от половой принадлежности.

Раздельное обучение мальчиков и девочек в соответствии с их особенностями может стать одним из условий оптимизации учебного процесса при обучении по единым программам, выработке различных методических приемов, более соответствующих принципу природосообразности. Разработка специальных воспитательных программ, прежде всего, должна быть направлена на создание психологически адаптированной, информационно насыщенной воспитательной среды, оптимальным образом влияющей на формирование личностных качеств мальчиков и девочек. Развитие исследований и обучаемых программ, посвященных раздельному обучению, является самым естественным и может способствовать достижению наилучших результатов в образовании, и, как следствие, в профессиональной и научной деятельности будущих выпускников.

4. Способы реализации индивидуально – личностного подхода на уроках математики.

Для реализации индивидуально - личностного урока требуется учитывать подходы:

- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика;

- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;

- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Разработайте критерии анализа урока с точки зрения использования принципа индивидуально-личностного подхода.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества.

 

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

§ постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

§ умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

§ постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

§ своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

§ максимально опирался на собственную активность личности;

§ сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

§ развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность

3.Заполнить таблицу.

Этапы урока Приемы организации работы
1.Организационный момент 1) Фантастическая добавка 2) Рифмованное начало урока. 3) Эмоциональное вхождение в урок. 4) Начало урока с элементами театрализации.
2.Постановка цели урока 1) Тема-вопрос 2) Работа над понятием 3) Ситуация яркого пятна 4) Подводящий диалог 5) Домысливание.
3.Актуализация знаний 1) Интеллектуальная разминка 2) Театрализация 3) Обсуждение выполнения домашнего задания 4) Лови ошибку 5) Идеальный опрос
4.Усвоение нового учебного материала 1) Удивляй! 2) Пресс-конференция 3) Работа в группах 4) Решение задач
5.Динамическая пауза 1) Гимнастика для глаз 2)Упражнения для профилактики сколиоза 3) Упражнения на развитие моторики кистей рук  
6.Обобщение усвоенного материала 1) Группировка материала 2) Повторяем с контролем 3) Тест 4) Опрос по цепочке
7.Рефлексия деятельности 1) Продолжи фразу… 2) Выбери понравившуюся… 3) Ответь на вопрос…

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: