Викторина по кравеведению




Утверждаю

Директор ЦБС___________(Латыпова Л.А.)

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА

Методический отдел

Чтобы возродить общество, всем нам надо вернуться к истокам духовности народной, к тому чистому, светлому роднику,

В котором ещё не иссякла жизненная сила

добра, любви и красоты.

М. Меньшиков

«МОЙ КРАЙ»

 

 


Программа по исследованию, сохранению и популяризации

Местного историко-культурного наследия, как необходимой основы

Патриотического воспитания в Петровской сельской библиотеке

На 2019-2023 г. г.

Составитель: Тимонина Т.М.

Исполнитель: Тимонина Л.Я

 

 

Ишимбай 2018

Обоснование актуальности программа по краеведению:

За последние годы возрос интерес к истории края, литературе, возрождению национальных традиций народов. Роль библиотек в этом первостепенна. Ликвидировать дефицит информации, которым отличалось наше недавнее прошлое, объективно освещать события вчерашнего дня и передавать найденную информацию, читателю призваны библиотеки.

Краеведение сегодня по праву считается одним из основных направлений в работе библиотек. Традиционно задачами библиотечного краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего села или района. Развитие у читателей интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Мой край» направлена на воспитание у учащихся чувства гордости за своих земляков и способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Цели программы:

  1. главная цель - на базе петровской сельской библиотеки создать центр краеведческого просвещения, способствующий воспитанию патриотических и гражданских чувств у всех возрастных групп читателей;
  2. пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
  3. воспитание любви к природе родного края;
  4. воспитание уважительного отношение к культуре родного края;
  5. формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
  6. расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
  7. способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской работы;

8. воспитание исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию родного края детей;

9. создание действенного механизма распространения краеведческих знаний и информации.

 

Задачи:

  1. изучить историю села;
  2. углубление и систематизация знаний о своей семье;
  3. пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;
  4. привлечь читателей к познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;
  5. воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

 

Ожидаемые результаты:

1. реализация данного проекта позволит библиотеке занять достойное место в информационном пространстве и социокультурной среде Ишимбайского района;

2. повышение роли библиотеки в информационном обеспечении пользователей Петровской сельской библиотеки;

3. в ходе реализации проекта будут созданы новые краеведческие ресурсы как электронные, так и традиционные, которые будут иметь непреходящую ценность и значимость и представлять собой наследие, которое следует сохранить для современников и будущих потомков;

4. краеведческая работа библиотеки получит новый импульс благодаря использованию новых технологий в деле сохранения и распространения информации о селе и районе;

5. увеличение числа пользователей библиотеки;

6. повышение имиджа библиотеки;

7. развитие новых технологий, сервисов и услуг.

 

1 РАЗДЕЛ «С чего начинается Родина»


Реализуя раздел программы «С чего начинается Родина», библиотекари определяют для себя следующие задачи: сбор материала и создание электронных документов о селе, вовлечение молодежи в краеведческую деятельность, воспитание, гражданской ответственности за судьбу своего края, воспитание чувства уважения к культуре и обычаям своего народа. Краеведческую деятельность библиотек трудно переоценить, сельские библиотеки зачастую являются единственными источниками краеведческой информации для населения.

Наименование мероприятия Форма Время проведения
1. Географическое положение села. Видео обзор  
2. Древняя история края Сбор материала, создание видеоальбома 2019-2013
3. История села Петровское. Сбор материала, создание видеоальбома 2019-2023
4. Выдающиеся люди в нашем селе. Сбор материала, создание видеоальбома 2019-2023
5. Легенды, предания и сказания о селе Сбор материала, создание видеоальбома или папки 2019-2023
6. Верования и религия, история храма Духовная беседа  
7. Поэтический образ Родины. Литературно-музыкальный вечер  
8. «Мой отчий край, мой лучший из миров» Видео выставка  
9. «Храним любовь к отеческой земле» Выставка портрет краеведов села Петровское и Ишимбайского района  
10. «Вот она какая, сторона родная» Викторина  
11. «Родной земли многоголосье» Вечер фольклора  

 

 

 
РАЗДЕЛ 2 «Названия, которые мы слышим каждый день»

 


Знание прошлого и бережное отношение к нему, в том числе к географическим названиям - неотъемлемая часть культуры, дают возможность выдвинуть ряд версий по происхождению некоторых топонимов края, которые, на первый взгляд, могут дополнить существующие версии. Знания об истории происхождения топонимов края необходимы и значимы для активизации интереса к родным местам, более глубокого познания истории предков. Почему топонимика поселка имеет такие названия? Сбор материала краеведческого характера – одна из форм активизации познавательного интереса, общественной, нравственно-эстетической позиции. Привлекать детей и взрослых жителей села к исследовательской работе по изучению топонимики родного края, один из путей для познания истории и культуры своего края, своей малой Родины.

Наименование мероприятия Форма Время проведения
1. Карта окрестностей села с обозначением местных географических объектов Создание карты  
2. Исследовательская работа по объяснению некоторых местных топонимов. Сбор материала и создание электронной версии документов  
3. Названия родников, колодцев. Сбор материала и создание электронной версии документов  
4. Происхождение фамилий. Сбор материала и создание электронной версии документов  
5. Изучению местных названий. Экскурсия (можно создать видеоэкскурсию)  
6. Прогулка по улицам села Экскурсия (можно создать видеоэкскурсию)  

РАЗДЕЛ 3 «Наше природное наследие»


Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Познавая свой край, дети учатся любить и ценить природу малой Родины, обогащают себя уникальными знаниями. Краеведение представляет собой историческую, археологическую, культурную, природоведческую, экологическую деятельность; при этом оно всегда включает мировоззренческий аспект.

Наименование мероприятия Форма Время проведения
1. Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность Сбор материала, создание альбома  
2. Животный мир региона Сбор материала 2020-2022
3. Экологические проблемы края Круглый стол  
4. Природное наследие. Мониторинг  
5. Составление «Красной книги флоры и фауны родного края». Выявление объектов природного наследия родного края.  
6. Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов Уроки природы: сбор материалов и организация постоянной выставки- природы родного края от А до Я 2021-2023
7. «По родному краю - весело шагаю» Игра-путешествие по экологической тропе  

РАЗДЕЛ 4 «МОя семья живет в селе»

Приметой сегодняшнего краеведения становится бум поисковой, архивной работы в небольших библиотеках, на основании которой изучают биографии не только знаменитых земляков, как это было еще недавно, но и частной жизни «маленького» человека, составляют генеалогические «деревья» того или иного местного семейства.

Оказывая помощь в поиске и закреплении знаний о прошлом семьи, близких, своего села, района, города, библиотеки восстанавливают утраченную историческую связь поколений, их преемственность. Подобная работа становится источником позитивной социально-психологической «подпитки» людей, способом их самоидентификации

 

Наименование мероприятия Форма Время проведения
1. «Моя семья и родной край» Круглый стол  
2. Что такое семья, род? Создание генеалогического древа  
3. Изучение статистических данных, касающихся семей в селе Петровское. Необычное мероприятия с цифровыми показателями.  
4. Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.) Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях  
5. Семейные реликвии. Семейный архив. Семейные предания, традиции и реликвии. Описание семейного архива и семейных реликвий Обсуждение собранных материалов  
6. Знаменитые предки Вечер известных фамилий  
7. Семейные праздники и традиции. Памятные события в истории семьи. Теоретические занятия  
8. Разработка структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фонда, тематические, систематические и персональные коллекций. Игра-практикум  
9. Биографии членов семьи, рода. Семейные династии села. Составление родословных таблиц. Студийное занятие  
10. История семьи Выставка обзор  

РАЗДЕЛ 5 «Основные исторические события ХХ Века


 

 


Библиотеки систематически выявляют источники, рассказывающие об истории края, составляют рекомендательные списки литературы о нем, календари знаменательных и памятных дат, выполняют большое количество запросов читателей по краеведению.

Совместно с другими организациями создают летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории, знаменитых деятелей, наиболее ярких событий.

 

Наименование мероприятия Форма Время проведения
1. Коллективизация в 30-е годы XX века Историческая справка. Информационная беседа-1  
2. Объединение людей и хозяйств в колхозы. Историческая справка. Информационная беседа-2  
3. Высылка из села кулаков. Историческая справка. Информационная беседа-3  
4. Статус колхоза в разные годы Историческая справка. Информационная беседа-4  
5.   Что писали газеты разного времени о нашем селе, о колхозе и о наших земляках. Историческая справка. Информационная беседа-5  
6. Великая Отечественная война: основные события, произошедшие в годы войны на территории села Историческая справка. Информационная беседа-6  
7. Дети войны (война глазами детей) Историческая справка. Информационная беседа-7  
8. Судьбы детей в послевоенные годы Историческая справка. Информационная беседа-8  
9. Встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны Круглый стол  
10. Земляки - участники войны (моя семья в годы войны).внуки правники. Круглый стол  
11. Посещение памятника павшим односельчанам. Экскурсия  
12. Село в 50-2000гг. Основные события в селе. Ретровзгляд (путешествие в прошлое)  
13. Новостройки в селе Стендовый доклад  
14. Участие жителей села в основных событиях этого времени: целина, афганские события. Ретровзгляд (путешествие в прошлое)  
15. Выдающиеся люди нашего села. Орденоносцы. Формула успеха  

РАЗДЕЛ 6 «Культурное наследие родного края»

 

 


Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениями как нечто ценное и почитаемое. При этом происходит знаковое осмысление не только труда, но и быта, жизненного уклада ушедших поколений. В библиотеке села оформляются постоянные экспозиции, в которых присутствуют старинные прялки, расшитые платья и полотенца из «бабушкиных сундуков», награды прадедов, документы, старинные книги и открытки из личных коллекций с указанием имен их создателей и дарителей.

 

Наименование мероприятия Форма Время проведения
1. Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Час познаний и открытий  
2. Выявление, учёта и описания объектов культурного наследия. Практическое занятие  
3. Обследование объектов культурного наследия на территории родного края. Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.    
4. Форум объектов культурного наследия села   Музефикация (фотоэкспозиция)  
5. Описания достопримечательностей села   Вспомогательная картотека 2020-2023
6. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края Экскурсия виртуальная  

РАЗДЕЛ 6 «Народные промыслы нашего края»


Воспитывать чувство гордости за мастеровых, сохранять традиции; воспитывать у подрастающего поколения стремление к изучению культурного наследия. Способствовать поиску и сохранению в фондах библиотек фактографических, библиографических и редких (ценных) сведений, документов и материалов краеведческого характера;

Наименование мероприятия Форма Время проведения
1. Праздники в нашем селе. Видеоматериал  
2. Обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры Путешествие фольклорное  
3. Занятия жителей села: вышивка, вязание, резьба по дереву и др. Петровский эрмитаж. Цикл выставок  
4. Образцы народного творчества. Петровский эрмитаж. Цикл выставок  

РАЗДЕЛ 7 «Военная слава земляков»


Этот раздел программы призван помочь библиотекарю расширить знания детей о родном крае, о героическом прошлом односельчан, удивительных и талантливых земляках, ощутить свою связь с прошлым и настоящим села, района, области, всей страны.

Наименование мероприятия Форма Время проведения
1. Военные традиции земляков. Портал информационный  
2. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Вечер памяти  
3. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России Вечер  
4. Военные реликвии семьи. Историческая выставка  
5. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. Полигон мнений  
6. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий 2020-2023
7. Книга Памяти села Электронный вариант  
8. «Великая поступь Победы» Урок памяти  
9. «Они ушли в бессмертие» Вечер реквием  

РАЗДЕЛ 8 «ЧТО МЫУЗНАЛИ О СЕЛЕ»


Наименование мероприятия Форма Время проведения
1. Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни села. Проверка знаний. Игра - викторина  
2. Рекламная деятельность выпуск афиш, программ, листовок, пригласительных билетов, информация в прессе о проводимых мероприятиях  
3. Поисковая и исследовательская деятельность, результатом которой должны стать новые источники краеведческой информации   Буклеты  
4. Координировать работу библиотек ЦБС в рамках данной программы Информация на совещаниях  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Викторина по кравеведению

1.Восстанови высказывание. Село возникло на месте небольшого башкирского поселения с приездом в эти места помещика________________ (Петра Киндякова), который выкупил эти земли и привез сюда своих крестьян. Башкирскому народу пришлось покинуть эти места, и они ушли в близлежащие деревни Макарово и Кулгунино. Так на Белорецком тракте возникла деревушка Киндяково с барской усадьбой (ул. Почтовая). Ранее село имело название____________ (Екатириновка.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: