Утверждаю
Директор ЦБС___________(Латыпова Л.А.)
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА
Методический отдел
Чтобы возродить общество, всем нам надо вернуться к истокам духовности народной, к тому чистому, светлому роднику,
В котором ещё не иссякла жизненная сила
добра, любви и красоты.
М. Меньшиков
«МОЙ КРАЙ» |
Программа по исследованию, сохранению и популяризации
Местного историко-культурного наследия, как необходимой основы
Патриотического воспитания в Петровской сельской библиотеке
На 2019-2023 г. г.
Составитель: Тимонина Т.М.
Исполнитель: Тимонина Л.Я
Ишимбай 2018
Обоснование актуальности программа по краеведению:
За последние годы возрос интерес к истории края, литературе, возрождению национальных традиций народов. Роль библиотек в этом первостепенна. Ликвидировать дефицит информации, которым отличалось наше недавнее прошлое, объективно освещать события вчерашнего дня и передавать найденную информацию, читателю призваны библиотеки.
Краеведение сегодня по праву считается одним из основных направлений в работе библиотек. Традиционно задачами библиотечного краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего села или района. Развитие у читателей интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Мой край» направлена на воспитание у учащихся чувства гордости за своих земляков и способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Цели программы:
- главная цель - на базе петровской сельской библиотеки создать центр краеведческого просвещения, способствующий воспитанию патриотических и гражданских чувств у всех возрастных групп читателей;
- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
- воспитание любви к природе родного края;
- воспитание уважительного отношение к культуре родного края;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
- расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
- способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской работы;
8. воспитание исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию родного края детей;
9. создание действенного механизма распространения краеведческих знаний и информации.
Задачи:
- изучить историю села;
- углубление и систематизация знаний о своей семье;
- пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;
- привлечь читателей к познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;
- воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Ожидаемые результаты:
1. реализация данного проекта позволит библиотеке занять достойное место в информационном пространстве и социокультурной среде Ишимбайского района;
2. повышение роли библиотеки в информационном обеспечении пользователей Петровской сельской библиотеки;
3. в ходе реализации проекта будут созданы новые краеведческие ресурсы как электронные, так и традиционные, которые будут иметь непреходящую ценность и значимость и представлять собой наследие, которое следует сохранить для современников и будущих потомков;
4. краеведческая работа библиотеки получит новый импульс благодаря использованию новых технологий в деле сохранения и распространения информации о селе и районе;
5. увеличение числа пользователей библиотеки;
6. повышение имиджа библиотеки;
7. развитие новых технологий, сервисов и услуг.
1 РАЗДЕЛ «С чего начинается Родина» |
Реализуя раздел программы «С чего начинается Родина», библиотекари определяют для себя следующие задачи: сбор материала и создание электронных документов о селе, вовлечение молодежи в краеведческую деятельность, воспитание, гражданской ответственности за судьбу своего края, воспитание чувства уважения к культуре и обычаям своего народа. Краеведческую деятельность библиотек трудно переоценить, сельские библиотеки зачастую являются единственными источниками краеведческой информации для населения.
№ | Наименование мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Географическое положение села. | Видео обзор | |
2. | Древняя история края | Сбор материала, создание видеоальбома | 2019-2013 |
3. | История села Петровское. | Сбор материала, создание видеоальбома | 2019-2023 |
4. | Выдающиеся люди в нашем селе. | Сбор материала, создание видеоальбома | 2019-2023 |
5. | Легенды, предания и сказания о селе | Сбор материала, создание видеоальбома или папки | 2019-2023 |
6. | Верования и религия, история храма | Духовная беседа | |
7. | Поэтический образ Родины. | Литературно-музыкальный вечер | |
8. | «Мой отчий край, мой лучший из миров» | Видео выставка | |
9. | «Храним любовь к отеческой земле» | Выставка портрет краеведов села Петровское и Ишимбайского района | |
10. | «Вот она какая, сторона родная» | Викторина | |
11. | «Родной земли многоголосье» | Вечер фольклора |
РАЗДЕЛ 2 «Названия, которые мы слышим каждый день» |
Знание прошлого и бережное отношение к нему, в том числе к географическим названиям - неотъемлемая часть культуры, дают возможность выдвинуть ряд версий по происхождению некоторых топонимов края, которые, на первый взгляд, могут дополнить существующие версии. Знания об истории происхождения топонимов края необходимы и значимы для активизации интереса к родным местам, более глубокого познания истории предков. Почему топонимика поселка имеет такие названия? Сбор материала краеведческого характера – одна из форм активизации познавательного интереса, общественной, нравственно-эстетической позиции. Привлекать детей и взрослых жителей села к исследовательской работе по изучению топонимики родного края, один из путей для познания истории и культуры своего края, своей малой Родины.
№ | Наименование мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Карта окрестностей села с обозначением местных географических объектов | Создание карты | |
2. | Исследовательская работа по объяснению некоторых местных топонимов. | Сбор материала и создание электронной версии документов | |
3. | Названия родников, колодцев. | Сбор материала и создание электронной версии документов | |
4. | Происхождение фамилий. | Сбор материала и создание электронной версии документов | |
5. | Изучению местных названий. | Экскурсия (можно создать видеоэкскурсию) | |
6. | Прогулка по улицам села | Экскурсия (можно создать видеоэкскурсию) |
РАЗДЕЛ 3 «Наше природное наследие» |
Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Познавая свой край, дети учатся любить и ценить природу малой Родины, обогащают себя уникальными знаниями. Краеведение представляет собой историческую, археологическую, культурную, природоведческую, экологическую деятельность; при этом оно всегда включает мировоззренческий аспект.
№ | Наименование мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность | Сбор материала, создание альбома | |
2. | Животный мир региона | Сбор материала | 2020-2022 |
3. | Экологические проблемы края | Круглый стол | |
4. | Природное наследие. | Мониторинг | |
5. | Составление «Красной книги флоры и фауны родного края». | Выявление объектов природного наследия родного края. | |
6. | Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов | Уроки природы: сбор материалов и организация постоянной выставки- природы родного края от А до Я | 2021-2023 |
7. | «По родному краю - весело шагаю» | Игра-путешествие по экологической тропе |
РАЗДЕЛ 4 «МОя семья живет в селе» |
Приметой сегодняшнего краеведения становится бум поисковой, архивной работы в небольших библиотеках, на основании которой изучают биографии не только знаменитых земляков, как это было еще недавно, но и частной жизни «маленького» человека, составляют генеалогические «деревья» того или иного местного семейства.
Оказывая помощь в поиске и закреплении знаний о прошлом семьи, близких, своего села, района, города, библиотеки восстанавливают утраченную историческую связь поколений, их преемственность. Подобная работа становится источником позитивной социально-психологической «подпитки» людей, способом их самоидентификации
№ | Наименование мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | «Моя семья и родной край» | Круглый стол | |
2. | Что такое семья, род? | Создание генеалогического древа | |
3. | Изучение статистических данных, касающихся семей в селе Петровское. | Необычное мероприятия с цифровыми показателями. | |
4. | Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.) | Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях | |
5. | Семейные реликвии. Семейный архив. Семейные предания, традиции и реликвии. Описание семейного архива и семейных реликвий | Обсуждение собранных материалов | |
6. | Знаменитые предки | Вечер известных фамилий | |
7. | Семейные праздники и традиции. Памятные события в истории семьи. | Теоретические занятия | |
8. | Разработка структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фонда, тематические, систематические и персональные коллекций. | Игра-практикум | |
9. | Биографии членов семьи, рода. Семейные династии села. Составление родословных таблиц. | Студийное занятие | |
10. | История семьи | Выставка обзор |
РАЗДЕЛ 5 «Основные исторические события ХХ Века |
Библиотеки систематически выявляют источники, рассказывающие об истории края, составляют рекомендательные списки литературы о нем, календари знаменательных и памятных дат, выполняют большое количество запросов читателей по краеведению.
Совместно с другими организациями создают летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории, знаменитых деятелей, наиболее ярких событий.
№ | Наименование мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Коллективизация в 30-е годы XX века | Историческая справка. Информационная беседа-1 | |
2. | Объединение людей и хозяйств в колхозы. | Историческая справка. Информационная беседа-2 | |
3. | Высылка из села кулаков. | Историческая справка. Информационная беседа-3 | |
4. | Статус колхоза в разные годы | Историческая справка. Информационная беседа-4 | |
5. | Что писали газеты разного времени о нашем селе, о колхозе и о наших земляках. | Историческая справка. Информационная беседа-5 | |
6. | Великая Отечественная война: основные события, произошедшие в годы войны на территории села | Историческая справка. Информационная беседа-6 | |
7. | Дети войны (война глазами детей) | Историческая справка. Информационная беседа-7 | |
8. | Судьбы детей в послевоенные годы | Историческая справка. Информационная беседа-8 | |
9. | Встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны | Круглый стол | |
10. | Земляки - участники войны (моя семья в годы войны).внуки правники. | Круглый стол | |
11. | Посещение памятника павшим односельчанам. | Экскурсия | |
12. | Село в 50-2000гг. Основные события в селе. | Ретровзгляд (путешествие в прошлое) | |
13. | Новостройки в селе | Стендовый доклад | |
14. | Участие жителей села в основных событиях этого времени: целина, афганские события. | Ретровзгляд (путешествие в прошлое) | |
15. | Выдающиеся люди нашего села. Орденоносцы. | Формула успеха |
РАЗДЕЛ 6 «Культурное наследие родного края» |
Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениями как нечто ценное и почитаемое. При этом происходит знаковое осмысление не только труда, но и быта, жизненного уклада ушедших поколений. В библиотеке села оформляются постоянные экспозиции, в которых присутствуют старинные прялки, расшитые платья и полотенца из «бабушкиных сундуков», награды прадедов, документы, старинные книги и открытки из личных коллекций с указанием имен их создателей и дарителей.
№ | Наименование мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. | Час познаний и открытий | |
2. | Выявление, учёта и описания объектов культурного наследия. | Практическое занятие | |
3. | Обследование объектов культурного наследия на территории родного края. | Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия. | |
4. | Форум объектов культурного наследия села | Музефикация (фотоэкспозиция) | |
5. | Описания достопримечательностей села | Вспомогательная картотека | 2020-2023 |
6. | Разнообразие объектов культурного наследия на территории края | Экскурсия виртуальная |
РАЗДЕЛ 6 «Народные промыслы нашего края» |
Воспитывать чувство гордости за мастеровых, сохранять традиции; воспитывать у подрастающего поколения стремление к изучению культурного наследия. Способствовать поиску и сохранению в фондах библиотек фактографических, библиографических и редких (ценных) сведений, документов и материалов краеведческого характера;
№ | Наименование мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Праздники в нашем селе. | Видеоматериал | |
2. | Обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры | Путешествие фольклорное | |
3. | Занятия жителей села: вышивка, вязание, резьба по дереву и др. | Петровский эрмитаж. Цикл выставок | |
4. | Образцы народного творчества. | Петровский эрмитаж. Цикл выставок |
РАЗДЕЛ 7 «Военная слава земляков» |
Этот раздел программы призван помочь библиотекарю расширить знания детей о родном крае, о героическом прошлом односельчан, удивительных и талантливых земляках, ощутить свою связь с прошлым и настоящим села, района, области, всей страны.
№ | Наименование мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Военные традиции земляков. | Портал информационный | |
2. | Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. | Вечер памяти | |
3. | Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России | Вечер | |
4. | Военные реликвии семьи. | Историческая выставка | |
5. | Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. | Полигон мнений | |
6. | Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу | Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий | 2020-2023 |
7. | Книга Памяти села | Электронный вариант | |
8. | «Великая поступь Победы» | Урок памяти | |
9. | «Они ушли в бессмертие» | Вечер реквием |
РАЗДЕЛ 8 «ЧТО МЫУЗНАЛИ О СЕЛЕ» |
№ | Наименование мероприятия | Форма | Время проведения |
1. | Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни села. | Проверка знаний. Игра - викторина | |
2. | Рекламная деятельность | выпуск афиш, программ, листовок, пригласительных билетов, информация в прессе о проводимых мероприятиях | |
3. | Поисковая и исследовательская деятельность, результатом которой должны стать новые источники краеведческой информации | Буклеты | |
4. | Координировать работу библиотек ЦБС в рамках данной программы | Информация на совещаниях |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Викторина по кравеведению
1.Восстанови высказывание. Село возникло на месте небольшого башкирского поселения с приездом в эти места помещика________________ (Петра Киндякова), который выкупил эти земли и привез сюда своих крестьян. Башкирскому народу пришлось покинуть эти места, и они ушли в близлежащие деревни Макарово и Кулгунино. Так на Белорецком тракте возникла деревушка Киндяково с барской усадьбой (ул. Почтовая). Ранее село имело название____________ (Екатириновка.)