Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, приступая к молитве, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова “Аллах велик /Аллаху акбар/” перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона. При этом он говорил: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу, Господь наш, хвала Тебе! /Cами‘а-Ллах ли-ман хамида, Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд!/» И он не (поднимал рук) во время совершения земного поклона. (Бухари, Сунан Ат Тирмизи, глава 183: Поднимание рук перед совершением поясного поклона, 255)
Аль-Фадль ибн ас-Саббах аль-Багдади передавал этот хадис по той же цепи передачи в версии, аналогичной версии Ибн Аби Умара.
В этом разделе передаются хадисы от каждого из следующих передатчиков: от Умара, от Ваиля ибн Худжра, от Малика ибн аль-Хувайриса, от Анаса, от Абу Хурайры, от Абу Хумайда, от Абу УСаида, от Сахля ибн Са'да, от Мухаммада ибн Масламы, от Абу Катады, от Абу Мусы аль-Аш'ари, от Джабира и Умара аль-Лайси (р.).
Хадис Ибн Умара хороший-достоверный. Некоторые ученые из числа сподвижников Посланника Аллаха (с.) придерживались этой точки зрения. Среди них Ибн Умар, Джабир ибн Абдуллах, Абу Хурайра, Анас, Ион Аббас, Абдуллах ибн аз-Зубайр и другие. Среди последователей («таби'инов») этого мнения придерживались Хасан аль-Басри, 'Ата, Тавус, Муджахид, Нафи', Салим ибн Абдуллах, Са'ид ибн Джубайр и другие. Малик, Ма'мар, аль-Ауза'и, Ибн Уйайна, Абдуллах ибн аль-Мубарак, Шафи'и, Ахмад и Исхак были того же мнения. Абдуллах ибн аль-Мубарак, приводя хадис аз-Зухри от Салима, от его отца, говорил: «Хадис о поднимании рук до и после совершения поясного поклона основательный, а хадис Ибн Мас'уда о поднимании рук только в начале молитвы – безосновательный». Эти слова Абдуллаха ибн аль-Мубарака доведены до нас Ахмадом ибн Абдой аль-Амули от Вахба ибн Зам'и, от Суфьяна ибн Абдумалика, от Абдуллаха ибн аль-Мубарака. Яхья ибн Муса сообщает нам со слов Исмаила ибн Аби Увайса: «Малик ибн Анас придерживался мнения о правомерности поднимания рук в молитве». Также Яхья передает со слов Абдурраззака: «Ма'мар придерживался мнения о правомерности поднимания рук в молитве». Я слышал от аль-Джаруда ибн Му'аза, который говорил: «Суфьян ибн Уйайна, Умар ибн Харун и ан-Назр ибн Шумайл поднимали руки в начале молитвы, до и после совершения поясного» поклона».
Передается от Абдуллаха ибн Мас'уда (р.), который сказал: «Показать вам, как совершал молитву Посланник Аллаха (с.)?» Затем он совершил молитву, поднимая руки только в начальном «такбире» В этом разделе приводится также и хадис от аль-Барры ибн 'Азиба. Хадис Ибн Мас'уда хороший («хасан»). Такого мнения придерживалось несколько ученых из числа сподвижников Пророка (с.) и последователей. Такова была точка зрения Суфьяна ас-Саури и ученых Куфы. За основу религиозной практики ханафитского мазхаба, которого придерживается большинство мусульман мира, взят именно этот хадис, переданный от одного из самых первых сподвижников Пророка (с.), знатока-правоведа Абдуллаха ибн Мас'уда (р.) как наиболее позднее сообщение от него. (Сунан Ат Тирмизи, глава 184: Посланник Аллаха (с.) поднимал руки только в начале молитвы, 257)
Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, приступая к молитве, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) [всегда] поднимал руки до уровня плеч, а потом произносил слова «Аллаху акбар». Он поступал так же, когда хотел совершить поясной поклон и когда выпрямлялся после поясного поклона, однако не делал этого, подняв голову после совершения земного поклона. (Сахих Муслим, Книга о молитве, глава поднимания рук во время молитвы, 275)
Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимал кисти рук до уровня плеч в начале намаза, при возвеличивании Аллаха перед совершением поясного поклона и при выпрямлении после поясного поклона.
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В хадисе Абу Хумейда, переданном Абу Даудом, сообщатся, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднимал кисти рук до уровня плеч, а затем произносил слова возвеличивания Аллаха.
Передают также, что Малик ибн Хувейрис, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднимал руки до уровня кончиков ушей во время возвеличивания Аллаха и перед совершением поясного поклона, а когда он выпрямлялся после поясного поклона, то говорил: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!” ( Самиъаллааху лимян хамидах ) – и делал то же самое.
Этот хадис передал Муслим (Булуг Аль Марам, Книга намаза, 272-274)
Передают, что Ваил ибн Худжр, сподвижник, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Я совершал намаз вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он складывал руки на груди и клал правую руку на левую».
Этот хадис передал Ибн Хузейма. (Булуг Аль Марам, Книга намаза, 275)
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заканчивая читать Мать писания, громким голосом произносил: “Аминь!”»
Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким. Первый назвал его хорошим, а последний – достоверным. Абу Давуд и ат-Тирмизи также передали похожий хадис со слов Ваила ибн Худжра. (Булуг Аль Марам, Книга намаза, 280-281)
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Совершая земной поклон, не опускайтесь на колени, как это делают верблюды, и кладите наземь руки прежде, чем опуститесь на колени».
Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. Он сильнее, чем хадис, переданный Абу Давудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджой, в котором сообщается, что Ваил ибн Худжр, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Я видел, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая земной поклон, опускался на колени прежде, чем клал наземь руки». Хадис Абу Хурейра усиливается похожим хадисом Ибн ‘Умара, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, который Ибн Хузейма назвал достоверным. Аль-Бухари передал этот хадис со слов самого Ибн ‘Умара без цепочки рассказчиков. (Булуг Аль Марам, Книга намаза, 306-308).
Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда усаживался для чтения ташаххуда (молитвы засвидетельствования), клал кисть левой руки на левое колено, а кисть правой руки – на правое, прижимал большой палец к ладонной части указательного пальца, приподнимал указательный палец и сжимал в кулак все остальные.
Этот хадис передал Муслим. В другой версии хадиса говорится: «Он сжимал в кулак все пальцы и приподнимал указательный». (Булуг Аль Марам, Книга намаза, 309)