Общеобразовательных общеразвивающих программ




Методические рекомендации по проектированию дополнительных

 

 

Озёрск

2020

Содержание

  Общие положения  
  Структура программы  
2.1 Титульный лист  
2.2 Пояснительная записка  
2.3 Учебный план  
2.4 Содержание учебного плана  
2.5 Условия реализации программы  
2.6 Календарный учебный график  
2.7 Оценочные материалы  
2.8 Методические материалы  
2.9 Список использованных источников и литературы  
2.10 Приложения  
  Список использованных источников и литературы  
  Приложение 1. Пример оформления титульного листа  
  Приложение 2. Примеры оформления списка использованных источников и литературы  

 

Аннотация

 

Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи при проектировании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ педагогами МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».

Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормативными законодательными актами, представленными в списке использованных источников и литературы.

1. Общие положения

Согласно ст. 12 п. 2 ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, которые представляют собой локальный нормативный акт учреждения, документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования [1].

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на следующее:

1. формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

2. удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

3. формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

4. обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

5. выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

6. профессиональную ориентацию обучающихся;

7. создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

8. социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

9. формирование общей культуры обучающихся;

10. удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований [7].

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

- творческий и продуктивный характер образовательных программ;

- открытый и сетевой характер реализации [2].

Ст. 75 ФЗ «Об образовании в РФ» определяет, что дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность [1, 7].

Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительной общеобразовательной программы определенной направленности (профиля) образования – ориентации образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности таких как:

технической;

- естественнонаучной;

- физкультурно-спортивной;

- художественной;

- туристско-краеведческой;

- социально-педагогической.

В настоящее время рассматриваются различные подходы к классификации образовательных программ, но они нормативно не закреплены и носят рекомендательный характер. Один из подходов предлагает классифицировать образовательные программы по уровням сложности содержания образования: ознакомительный/стартовый, базовый, углубленный/продвинутый [13]. Каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания дополнительной общеразвивающей программы.

Другой современный подход к классификации общеобразовательных программ по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяет программы:

– комплексные (программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-то деятельности, профильных школ: спортивных, музыкальных, художественных);

– интегрированные (объединяют в целое отдельные образовательные области на основе некоторого единства);

– модульные (включают самостоятельные целостные блоки, которые могут входить в интегрированные и комплексные программы как составные части);

– сквозные (реализуют общую цель через несколько программ).

В настоящее время Концепцией развития дополнительного образования детей рекомендуются модульные, сетевые, интегрированные программы [2].

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут разрабатываться адаптированные дополнительные общеобразовательные программы на основе общеобразовательной программы учреждения.

Дополнительные общеобразовательные программы обновляются ежегодно с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Требования к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ нормативно не закреплены. Планируемые результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ определяются конкретными образовательными программами [10].

Основными формами обучения в учреждении являются очная и очно-заочная. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения [1].

При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные. В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ могут быть организованы в дистанционном режиме теоретические и практические занятия, творческие студии, конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ, спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия, чемпионаты в области информационных технологий и др. [11].

2. Структура программы

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДООП) состоит из следующих компонентов:

- титульный лист

- пояснительная записка, цель и задачи программы;

- планируемые результаты;

- учебный план;

- содержание учебного плана;

- условия реализации программы;

- формы аттестации;

- календарный учебный график;

- оценочные материалы;

- методические материалы;

- список использованных источников и литературы;

- приложения.

Рассмотрим основные требования к содержанию структурных компонентов общеобразовательной общеразвивающей программы.

2.1 Титульный лист

Титульный листпрограммы (лат. Titulus – «надпись, заглавие») – страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа, которая содержит следующие структурные элементы:

- наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);

- наименование учреждения, согласно формулировке устава;

- гриф утверждения программы (с указанием должности руководителя учреждения, даты и номера приказа);

- название программы;

- адресат программы;

- срок реализации программы;

- ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

- виза согласования, рекомендации программы (дата и номер протокола педагогического совета);

- место (город, другой населенный пункт) и год реализации программы.

Пример оформления титульного листа представлен в приложении 1.

2.2 Пояснительная записка

Пояснительная записка направлена на отражение общей характеристики дополнительной общеразвивающей программы. Пояснительная записка содержит следующие структурные компоненты:

1. Краткая характеристика рассматриваемой образовательной области в стране, в дополнительном образовании, в муниципалитете, в учреждении, т.е. кратко анализируется социальный заказ на программу. Если у программы есть история, можно её описать.

2. Направленность программы (техническая; естественнонаучная; физкультурно-спортивная; художественная; туристско-краеведческая; социально-педагогическая). От направленности зависит режим занятий, объём содержания образования, подбор методик обучения и воспитания, форм аттестации и диагностический материал.

3. Актуальность программы. Определяет своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени, основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры, государственному и социальному заказу. Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования проблем на выполнение государственного или муниципального задания. Актуальность может быть продиктована стратегией развития учреждения и заключена в необходимости формирования у детей компетенций осуществлять универсальные учебные действия. В актуальности необходимо указать, в рамках какого федерального или регионального проекта реализуется программа.

4. Отличительные особенности программы. Это основные идеи, отличающие программу от существующих. Чтобы аргументировать оригинальность своей программы, педагогу рекомендуется сравнить свой подход с работами других авторов (перечислить программы, которые были рассмотрены для анализа). Отличия могут быть в постановке образовательных задач, в построении учебного плана, в содержании занятий, в изложенных основных идеях, в применении инновационных технологий, мониторинге результативности программы.

5. Адресат программы. В данном пункте дается краткая характеристика обучающихся по программе: возрастные особенности. Можно при описании использовать такие категории обучающихся, как дети, имеющие разные интересы и способности, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, одарённые дети. Описывая адресата программы, необходимо учитывать возрастные и психофизические особенности детей [1].

6. Объем и срок освоения программы. Определяются её содержанием и должны обеспечить достижение планируемых результатов в полном объёме. Рекомендуется указывать срок реализации программы, общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, общее количество часов, отведенных для занятий, предусматривающих использование ДОТ.

7. Режим занятий. Определяется периодичность и продолжительность занятий (количество часов и занятий в неделю), в том числе ДОТ. Режим занятий составляется с учетом требований СанПина [9,14].

8. Формы обучения. В соответствии с положением МБУ ДО ДТДиМ «О формах получения образования» утверждена очная и очно-заочная формы обучения.

9. Цель программы. Это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель может быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат для обучающегося. Важно чтобы поставленная цель была конкретной и реально достижимой. Формулировку цели необходимо соотносить с уровнем сложности программы: ознакомительный, базовый и углублённый.

Приоритетная цель воспитательно-образовательного процесса в дополнительном образовании – достижение высокой мотивации учащихся к занятиям, их социализация, высокий уровень творческой активности и достижений. При формулировке целей следует избегать следующих ошибок.

Ошибка 1. Формулировка цели не связана с педагогической идеей, раскрытой в пояснительной записке программы и/или с содержанием программы. Так, например, в актуальности программы много и подробно рассказано о важности и ценности сохранения и укрепления здоровья, а цель программы сформулирована как раскрытие личностного потенциала ребенка. Или, например, цель указывает на актуализацию ценности здорового образа жизни, а средства программы ограничены лишь спортивными мероприятиями, что не позволяет раскрыть ценностные смыслы программы.

Ошибка 2. Цель некорректно или неграмотно сформулирована, глобальна, не отображает конечный результат программы, не соответствует её временным рамкам.

Рекомендуемая формула для целеполагания:

1. Слова или словосочетания, управляющие педагогической деятельностью: «формирование», «развитие», «актуализация», «обогащение», «приобщение», «совершенствование», «обеспечение», «содействие», «вовлечение» и т.п. Помните: развивают то, что врожденно и формируют то, что приобретают.

2. Предмет педагогического воздействия – направленность программы, её сущность.

3. Объект деятельности – обучающийся.

4. Ведущее средство – вид деятельности обучающихся.

Таблица 1

Специфика целеполагания с учетом разноуровневости программ

Уровень Характеристика уровня сложности программы Специфика целеполагания
Ознакомительный Использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы -формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, -формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация свободного времени детей, -мотивация личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту
Базовый Использование и реализация таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка. -обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, -обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, - выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности, -выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности
Углубленный Использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. -повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций

 

Конкретизация цели осуществляется через определение задач.

10. Задачи – это конкретные результаты реализации программы, они должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать.

1 правило. Задача – это конкретизацияцели программы. Поэтому задачи не могут быть шире по содержанию и смыслу чем цель. Например, цель – развития лидерского потенциала подростков через приобщение к социально значимой деятельности. Задача: воспитание у подростков ответственности и самостоятельности. В этом примере формулировка цели гораздо уже, чем формулировка задачи «воспитание». В данном случае задачи должны отвечать на вопрос – какие конкретно создаются педагогические условия для развития лидерского потенциала.

2 правило. Задача – это ответ на вопрос: «Что делать для достижения цели?». Поэтому она не просто начинается с глагола неопределенной формы, но и всем своим содержанием показывает, что именно необходимо сделать, чтобы данный этап программы был реализован, какие виды деятельности требуют осуществления, с помощью каких средств должна идти работа. Например, если цель звучит как «формирование патриотического отношения к малой родине как части России через приобщение к городским традициям», то задачи могут быть следующими:

- расширить знания подростков об исторических, культурных, национальных особенностях народов и регионов России;

- осознать и принять патриотические ценности, взгляды и убеждения, патриотического отношения к традициям, культурному и историческому прошлому города и т.п.

При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

1) личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

2) метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, приобретение навыков владения техническими средствами обучения, формирование навыка самостоятельного поиска информации в представленном перечне информационных онлайн-платформ, контентах, сайтах и т.д., развитие умения работать дистанционного в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно и коллективно бесконтактно, развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях и т.п.;

3) образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Задачи формулируются для каждого года обучения последовательно по мере усложнения. Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели, они должны быть понятны, конкретны, достижимы, измеримы. Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами. Формулировка задач может начинаться со слов: сформировать, развить, оказать, приобщить, познакомить, обучить, способствовать, поддержать, воспитать, расширить, углубить и др.

11. Планируемые результаты

Цель программы воплощается в конкретных результатах по каждой из задач. В этой части программы необходимо сформулировать:

1. Метапредметные результаты – означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций. Они могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий (в том числе в области ДОТ) и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному освоению новых знаний и умений.

2. Личностные результаты – определяют готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению и могут быть представлены следующими компонентами:

- мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);

- когнитивным (знания, рефлексия деятельности);

- операциональным (умения, навыки);

- эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

3. Предметные результаты – содержат в себе систему основных элементов знаний, формирующихся через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета, направлены на их применение и преобразование, и могут включать теоретические знания и практические умения, предусмотренные программой.

Для формулировки задач и результатов рекомендуется воспользоваться «Методическим конструктором мониторинга воспитательной деятельности при реализации дополнительных образовательных программ учреждения».

2.3 Учебный план

Содержание программыотражается в учебном плане и в содержании учебного плана. Если ДООП реализуется не один год, содержание составляется отдельно на каждый год обучения и предваряется описанием цели и задач. Учебный план содержит следующие обязательные элементы: «перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся [1]». Обучающиеся могут осваивать как всю ДООП в целом, так и отдельные ее части (п.2 ст.54 ФЗ «Об образовании в РФ»), то есть обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [1]. Возможность обучения по индивидуальному учебному плану должна учитываться при проектировании учебного плана ДООП. Учебный план может содержать инвариантную и вариативную части, что позволит составлять индивидуальные учебные планы, исходя из интересов и способностей обучающихся.

Учебный план составляется на каждый учебный год реализации программы; отражает особенности каждого года обучения, оформляется в виде таблицы; количество часов указывается из расчета на одну группу. Учебный план включает распределение часов по разделам и темам в пределах установленного времени [9].

В учебный план необходимо предусмотреть часы на:

- вводное занятие (введение в программу);

- концертные, выставочные или соревновательные, конкурсные мероприятия;

- итоговые занятия (отчётные) промежуточной (итоговой) аттестации.

Общее количество часов в год зависит от количества занятий в неделю, их продолжительности. Формула годового расчёта: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года 36-37 недель. В дополнительном образовании практика должна преобладать над теорией в примерном соотношении 70% и 30%.

В учебном плане необходимо предусмотреть использование дистанционных образовательных технологий в определенных темах и в процедурах аттестации как форму контроля, а также дистанционный модуль освоения программы в рамках выполнения метапредметных и личностных задач. На дистанционные образовательные технологии рекомендуется предусмотреть в программе до 10% от общего количества часов.

 

Таблица 2

Примерное оформление учебного плана

 

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов, из них Форма аттестации/ контроля
всего теория практика
  Вводное занятие     опрос, онлайн-тест онлайн-игра
  Командный практикум   0,5 0,5 наблюдение
  Тема 1.   0,5 1,5 творческое индивидуальное задание
  Тема 2.   ­0,5 1,5 практическое задание
  Тема 3     беседа, экскурсия
  Тема 4     прослушивание, пение с листа, исполнение произведения
  Тема 5   0,5 1,5 творческий просмотр, игровая программа, показ этюдов
  Тема 6   0,5 1,5 конкурс, творческая мастерская
  и т.д.
Метапредметный модуль*
Тема 1       online-игры, творческая мастерская
Тема 2       просмотр видеоматериала, конкурс
Тема 3. Проектная деятельность       учебный проект с использованием ДОТ
Промежуточная полугодовая аттестация       контрольное (открытое) занятие, выставка, творческий показ, практикум, зачетная работа, концерт, onlineтест, offline конкурсы
Тема… практическое задание
Итоговая аттестация       контрольное (открытое) занятие, выставка, творческий показ, практикум, зачетная работа, концерт, onlineтест, offline конкурсы
Всего        
Всего по ИУП на N количество обучающихся        
Итого по ДООП        

В ДООП, предусматривающих обучение по индивидуальным учебным планам, пояснительная записка общая с единой целью и задачами, но содержание составляется отдельно для групповых занятий и индивидуальных форм обучения (таблица 3).

 

 

Таблица 3

Примерное оформление индивидуального учебного плана

 

№ п/п Наименование раздела, темы индивидуального обучения Количество часов, из них Форма контроля
всего теория практика  
  Вводное занятие     опрос, онлайн-тест онлайн-игра
  Тема 1.   0,5 1,5 творческое индивидуальное задание
  Тема 2.   ­0,5 1,5 практическое задание
  Тема 3.     прослушивание, пение с листа, исполнение произведения
  Тема 4.   0,5 1,5 конкурс, творческая мастерская
  и т.д.
Промежуточная полугодовая аттестация       контрольное (открытое) занятие, выставка, творческий показ, практикум, зачетная работа, концерт, onlineтест, offline конкурсы
Тема… практическое задание
Итоговая аттестация       контрольное (открытое) занятие, выставка, творческий показ, практикум, зачетная работа, концерт, onlineтест, offline конкурсы
Всего по ИУП на № количество обучающихся        

 

В образовательном процессе также может использоваться модульная образовательная программа, которая дает обучающемуся возможность выбора модулей в нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной). Под модулем устойчиво понимается относительно самостоятельная часть какой-либо системы, единство взаимозаменяемых частей чего-либо. В рамках данной модели образовательной программы может оказываться не одна, а несколько образовательных услуг в нескольких объединениях (по числу модулей). Продолжительность обучения по модульной программе возможно установить только отдельно на каждый модуль. Модульный принцип построения содержания и организации образовательного процесса больше всего удобен для оказания краткосрочных (не более 4 месяцев) образовательных услуг. Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов. На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень (например, базовый).

Если используется модульный подход, то в учебном плане прописываются основные модули (таблица 4).

Таблица 4

Примерное оформление модульного учебного плана

№ п/п Модули Количество часов, из них Форма контроля
всего теория практика
  Модуль 1. Стартовый   2,5 0,5  
1.1 Вводное занятие     опрос, онлайн-тест онлайн-игра
1.2 Командный практикум   0,5 0,5 наблюдение
  Модуль 2.        
2.1 Тема 2.1   0,5 1,5 творческое индивидуальное задание
2.2 Тема 2.2     практическое задание
  Модуль 3        
3.1 Тема 3.1   0,5 1,5 игровая программа
3.2 Тема 3.2     просмотр видеоматериала, конкурс, творческая мастерская, online-игры, учебный проект с использованием ДОТ
  Модуль №…
Промежуточная полугодовая аттестация (по каждому модулю)       контрольное (открытое) занятие, выставка, творческий показ, практикум, зачетная работа, концерт, тест
Итоговая аттестация (по каждому модулю)       контрольное (открытое) занятие, выставка, творческий показ, практикум, зачетная работа, концерт, onlineтест, offline конкурсы
Итого объем программы        

 

2.4 Содержание учебного плана

Содержание учебного плана – краткое описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей занятия и форм контроля. Содержание занятий должно соответствовать целеполаганию и планируемым результатам освоения программы.

При оформлении содержания учебного плана следует придерживаться ряда общих правил:

- содержание составляется согласно разделам, темам учебного плана;

- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане;

- материал следует излагать назывными предложениями;

- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

- практические занятия или упражнения описываются подробно с указанием необходимого оборудования;

- занятия с использованием дистанционных образовательных технологий описываются с учетом средств и инструментов электронного обучения;

- при необходимости должно быть представлено содержание индивидуальных образовательных планов на каждого обучающегося.

В содержании учебного плана следует указать виды занятий, используемые в условиях электронного обучения (видео-лекции, практические занятия и др.)

Пример оформления содержания учебного плана представлен в таблице 5.

Таблица 5

Пример оформления содержания учебного плана

Тема 1. Вводное занятие. Теория. Знакомство педагога с учащимися. Краткая история учреждения, коллектива. Цель и задачи программы. Правила поведения учащихся в учреждении. Практика. Игры на знакомство. Заполнение анкет. Экскурсия по учреждению. Контроль. Наблюдение, опрос, онлайн-тест, онлайн-игра (на платформах learningapps.org, OnLineTestPad)
Тема 2. Рисование ладошками. Теория. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта. Практика. Практическое задание: создание рисунков. Контроль: беседа, наблюдение, онлайн-конкурс.

 

2.5 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение – краткая характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся), технических средств, технического и программного обеспечения для проведения занятий с использованием ДОТ.

Кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогических работников, занятых в реализации программы, степень их вовлечения, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, опыт работы. Это могут быть педагоги-организаторы, педагог-психолог, концертмейстер и т.д.

Информационное обеспечение – включает перечень современных источников, поддерживающий процесс обучения: нормативно-правовые акты и документы; основная и дополнительная литература.

Методическое обеспечение включает:

- методики: мониторинга усвоения обучающимися учебного материала, авторские методики проведения занятия, обновления содержания образовательного процесса; методика организации воспитательной работы (формирования коллектива, выявления неформального лидера); работы педагога по организации учебного процесса: методика комплектования учебной группы, методика анализа результатов деятельности, методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы); сценарный план проведения дней открытых дверей, отчетных концертных программ;

- методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.

- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.;

- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая;

- формы организации учебного занятия: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка; формы организации учебного процесса с использованием ДОТ (теоретические и практические занятия; творческие студии; конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ; занятия в формате видеоконференций; соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия; флеш-мобы; проектная учебная деятельность; онлайн концерты и выставки; промежуточная аттестация; форумы; онлайн акции; интерактивные игры и квесты);

- формы проведения аттестации обучающихся: конкурсные мероприятия, отчётные концерты, выставки, соревнования, состязания, эстафеты, выпуски городской газеты, археологический, астрономический практикумы, защита проектов, зачёты, тесты, в том числе с использованием ДОТ. Более подробно формы аттестации представлены в «Положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» МБУ ДТДиМ.

- алгоритм учебного занятия: краткое описание структуры занятия и его этапо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: