Конспект урока русского языка, проведенного 25.02.15 в 6 «Б» классе студенткой группы Н1311 Долженко Александрой Дмитриевной




Тема: Сочинение-описание природы по картине П. Крымова «Зимний вечер»

Цель: формирование умения создавать сочинение-описание природы (по картине П. Крымова «Зимний вечер»)

Задачи:

Развивающая: развивать речь (соблюдать языковые нормы, активизировать лексику на тему «Зима»), память, логическое мышление, орфографическую зоркость; совершенствовать навык культуры речи (грамотность, выразительность, точность и др. качества речи);

Образовательная: познакомить с особенностями описания природы, представленными в произведениях живописи пейзажного характера; формировать понятие о структуре и особенностях текста - описания природы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой, логически выстраивать текст; совершенствовать содержание и языковое оформление текстов.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе; учить видеть красоту окружающего мира; приобщать к искусству.

Ожидаемый результат: использовать языковые средства в соответствии с заданным типом и структурой текста (сочинение-описание), связно излагать мысли с учётом заданной речевой ситуации.

Оборудование: учебник 6 класса по русскому языку; тетради; презентация

Эскиз доски:

  Двадцать пятое февраля. Классная работа. Сочинение-описание по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»   План:  

 

 

Этапы урока Ход урока Универсальные учебные действия
1.Организационный момент     2.Сообщение темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с обучающимися     3.Беседа с целью накопления материала   -рассказ о художнике, -анализ картины   4.Составление плана   5.Физкультминутка 6.Речевая подготовка текста   7.Самостоятельное письмо сочинения. Саморедактирование текста 8.Прослушивание вариантов сочинений. Анализ работ 9.Подведение итогов урока. Рефлексия - Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Дмитриевна, сегодня урок русского языка у вас проведу я. - Наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. - Наша задача - познакомиться с Крымовым Николаем Петровичем и его живописью, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение -сочинение по картине. - В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. - Ребята, посмотрите на доску, перед вами портрет Николая Петровича. (презентация) - Родился он 2 мая 1884 года, (а умер 6 мая 1958 г.г) в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда Крымов поступил в 1904 году. Склонность Н. П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком. Н. П. Крымов вошел в историю искусства как певец русской природы, среди которой мы живем и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к русской природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. В его солнечных картинах громко звучит радостное утверждение жизни, красоты нашей великой Родины, счастья жить на нашей земле. (презентация, репродукции картин) Большое место в творчестве Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особой силой проявилось умение Н. П. Крымова запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни. Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию ее состояния. - Картина «Зимний вечер» была написана художником в 1919 г. Написал он эту картину летом, когда приехал со своей семьей, а именно, женой, сестрой и племянниками в Рязанскую губернию в имение друга Николая Петровича. В основном, художник писал пейзажи по памяти, тоже самое относится и к данной работе. Только крыши домов были написаны зимой. Он глядел из окна дома и воплощал увиденное на полотно. - Ребята, какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение) - Чем они отличаются? - Какие ключевые вопросы отражают отличительные особенности каждого типа текста? (описание – кого? повествование – что делали? рассуждение – почему? зачем?) - Ребята, что такое текст-описание? (Текст-описание — тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.) - Рассмотрите репродукцию картины. - Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? - Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? - Что с первого взгляда привлекает в картине? (цвета) - Да, действительно. В этой работе именно цвета привлекают. - Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Можно это увидеть, глядя на тени, которые отбрасывают люди, кустарники и повозка) - Верно. - Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (теплыми цветами) - Какие цвета относятся к теплым? (желтый, зеленый, красный, оранжевый) - Какими изобразил художник деревья? (величавые, мрачные, устрашающие) - В чем особенности построения картины? (передний и задний план) - Что изображено на переднем плане? Какие цвета использует художник? (холодные и теплые цвета) - Что видим на заднем плане? - Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера? - Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? - Чувствуется умиротворение, спокойствие приходит в каждую клеточку кожи. - Давайте составим план написания сочинения, откройте тетради, оформите их. -Вспомните, какова структура сочинения. (3 части: вступление, основная часть и заключение) - Что должен раскрывать первый пункт плана? (информацию о художнике, об истории написания картины) - Как озаглавим первый пункт плана? - Посмотрите на доску, вот такой вариант вам предлагаю я. - Скажите, какой вариант вступления может быть? Посмотрите на доску, прочитайте. (читает ученик) - Хорошо, каково содержание второго пункта плана? (описание картины) - Как озаглавим? (высказывают предложения) -Посмотрите на доску, вот так озаглавила я. - Что будем раскрывать в последнем пункте плана? (свои впечатления о картине) - Как озаглавим данный пункт плана? - Как мы можем написать заключительную часть? О чем? - Посмотрите возможный вариант заключения. - Итак, посмотрите план, запишите в тетрадь. I.Н. П. Крымов — замечательный русский художник. II. Зима в изображении художника Н. П. Крымова. 1.Признаки наступления зимнего вечера: а) тени, б) снег, в) небо, воздух. 2. Особенности композиции пейзажа. 3. Цвета, используемые художником для описания зимнего вечера. III. Какие чувства и мысли вызывает эта картина? - Проводит ученик. - Посмотрите на репродукцию картины, скажите, какими словами можно описать пейзаж? (великолепный, обыденный, морозный и т.д.) - Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. (Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный.) - Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине. (Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.) - У вас на партах лежат карточки с незаконченными предложениями, прочитайте их и закончите по смысловому содержанию.   На большей части картины художник изобразил снег. __________, _____, снег лежит везде: ______, _________, он почти скрывает под собой небольшие кустики и бурьян на переднем плане. Мне кажется, что Н. П.Крымову важно было подчеркнуть обилие снега, потому что именно снег – это ____________.     На переднем плане пейзажа художник изобразил замёрзшую речку. Она _____ и _________, лёд на ней гладкий, бесснежный. У берега водоёма из-подо льда выглядывают _______________, а на самом _______________. Несколько маленьких пташек расселись у кромки льда и на кусте. Мы можем предположить, что картина рисовалась художником с противоположного берега. В этот момент Крымов был на возвышенности. - Сдаем карточки. - Итак, приступаем к написанию сочинения. - Давайте послушаем, что получилось у вас. (Ученик зачитывает сочинение) - Учитель комментирует озвученное сочинение. - Сдаем тетради. - Чему мы посвятили сегодняшний урок? - С каким художником мы познакомились? - Какие впечатления на вас произвела репродукция картины Н. Крымова? -Какие сложности возникли в процессе работы? - Всем спасибо. Урок окончен. Личностные: уважительно относиться друг к другу     Коммуникативные: вступать в беседу с учителем и одноклассниками; умение высказывать свое мнение с достаточной точность и полнотой Регулятивные: концентрация внимания, психологический настрой на формирование определенных учебных умений и навыков, психологический настрой на успешность обучения.     Познавательные: расширение кругозора     Коммуникативные: умение отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее; умение отвечать полным ответом; умение слушать и слышать друг друга и учителя. Предметные: наблюдение, анализ, сравнение; формулирование обобщений, выводов по результатам наблюдений над картиной; Познавательные: умение работать с репродукцией картины; умение анализировать и выражать свои мысли с точностью; умение объяснять свои мысли; построение ответов на вопросы     Коммуникативные: умение в полной мере выражать свои мысли     Регулятивные: характеристика результатов проведённой на данном уроке работы; адекватная самооценка; самостоятельно адекватно оценивать правильность написания сочинения-описания.

 

 

Учитель: Методист:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: