Воспитательная работа как часть воспитательного процесса




Воспитание - одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Воспитание – это процесс, то есть динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Долгое время цели и задачи воспитания рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей. Стремление к идеальной цели не исключает и даже предполагает постановку, определение вполне понятных педагогу целей, достижение которых можно увидеть в результате его деятельности, каковым является изменение в воспитанности учащихся.

Цели воспитания это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности.

Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа,- формированием его индивидуальности. При развитии индивидуальности активность и энергия развиваются в каждой из сущностных сфер человека (Э. Фромм). В то же время эти все больше интегрируются; развивается определенная структура, руководимая волей и разумом индивида. Развитие личности в какой-то мере определяется и индивидуальными условиями, но в основном социальными.

Второе основание связано с отношением человека и общества. Долгое время высшей считалась цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства. При этом подходе интересы ребенка как бы уходили на второй план, однако гуманистическая педагогика считает их основными.

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся.

Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка.

Первая группа задач связана сформированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов и стимулирования нравственного поведения.

Третья группа предполагает создания условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье; воспитательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище) учреждениях; высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на осуществление педагогических целей, - воспитательном процессе.

Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Задачи воспитательного процесса:

- Интеллектуализация познавательных процессов, развитие мышления, памяти, внимания, умения оперировать гипотезами, овладения новыми навыками общения и самоанализа;

- Совершенствование психических процессов – самонаблюдение, самоанализ, самовоспитание, саморегуляция чувств, эмоций, развитие умения абстрактно мыслить, совершенствование стиля общения.

- Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества – формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности.

- Совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении.

- Умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух».

- Развитие самотворчества в коллективе.

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разноплановыми) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.

Необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитание должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменения характера отношений между участниками воспитательного процесса.

В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияния на объекты их внутреннего отражения, преломления (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, которое проявляется самовоспитание. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса.

В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

Воспитательный процесс базируется на закономерностях.

Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.

Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся, при определении целей и задач педагогического процесса. Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, мы должны рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся.

Готово об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным в данный момент.

Вторая закономерность -единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний и способностей. Рассматривая как единый процесс образование и воспитание, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Приобретая знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений.

Третья закономерность - целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляется пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.

Организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин. Воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагогической деятельности школы.

Существуют несколько понятий воспитательной работы:

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Воспитательная работа – это специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.

Педагоги школы или внешкольного образовательного учреждения, социальные педагоги осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач. Эта деятельность не ограничивается целенаправленным воздействием на ученика: она предполагает как учёт особенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздействие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания, учащихся в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.

«Любая воспитательная работа, - утверждать Н. М. Таланчук, - должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива».

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

- изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов;

- программирование воспитательных воздействий;

- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

- анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

- сплочение коллектива;

- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;

- развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

- социальная помощь семье;

- взаимодействие с педагогическим коллективом;

- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

- нейтрализация негативных воздействий социума;

- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность.

 

 

Определение

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, которая направлена на реализацию задач развития и формирования культуры личности будущих специалистов. Воспитательная работа обеспечивает саморазвитие учащихся, самореализацию и самосовершенствование личности учащихся на основе актуализации интеллектуальных, культурных, а также духовно — нравственных ценностей. Это есть цель воспитательной работы. Существует один способ достижения этой цели — это формирование личности будущего специалиста, который имеет высокий морально — этический уровень.

Направления воспитательной работы

Существует два направления воспитательной работы:

1 оказывать в свободное от учебы время временные творческие учебные коллективы

2 содействовать учебным группам в проведении бесед, досуга, встреч, экскурсий, дискуссий, а также участие в мероприятиях, которые посвящены поддержанию чистоты и порядка в помещениях школы и на ее территории. Психологами выделены две формы воспитательной работы: коллективные и индивидуальные.

Основными интегрированными задачами воспитательной работы являются:

1 формирование у учащихся уважения к закону, гражданской позиции, потребности к труду и жизни в обществе.

2 удовлетворение личностей в культурном, интеллектуальном, а также физическом и нравственном развитии

3 формирование у учащихся важнейших качеств и свойств личности

4 принятие и освоение для себя высших нравственных и культурных приоритетов, которые основаны на общечеловеческих ценностях. У воспитательной работы очень много граней. Она организуется не только на учебных занятиях, но и в учебно-воспитательном процессе. А преподаватели школы решают учебно-воспитательные задачи на занятиях и используют воспитание через предмет и его содержание, воспитание через методику преподавания и воспитание своим личностных примером. Понятие воспитательной работы Преподавателями конкретных предметов организуется воспитательная деятельность вне учебы. Такая работа, соответственно, проводится после занятий в школе. Это могут быть разнообразные консультации, экскурсии, факультативы и многое другое. А классные руководители координируют и направляют данную работу. Преподаватель же определяет формы и методики, которые он будет использовать на занятии. Он исходит из специфики класса, в котором будут проводиться данные занятия. В каждом случае преподаватель уточняет задачи воспитания самостоятельно. Объективные показатели готовности воспитанности личности и способности выполнять свою социальную роль — есть критерии самой воспитанности личности. Также критериями служат требование к личности, ее нормы поведения, деятельность в обществе и ее идеалы.

Система деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя

В работе со своими коллегами заместитель директора по воспитательной работе, а также классный руководитель держаться следующей системы:

1 работа со взрослыми предполагает руководство и помощь педагогам в планировании, организации и оценке эффективности воспитательного процесса; помощь в повышении «воспитательной» квалификации, а также создание условий для реализации способностей педагогов и координацию воспитательной работы в школе и обществе;

2 деятельность заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя включает работу с детьми и со взрослыми;

3 работа с детьми направлена на развитие личности учащегося; на создание, укрепление и развитие общего коллектива школы; работу со школьным активом; формирование и укрепление традиций школы, а также подготовку и проведение коллективных творческих дел (КТД).

Основное направление воспитательной работы на целый год выбирает методическое объединение классных руководителей, при этом сохраняя остальные компоненты воспитания. По традиции проводятся такие мероприятия, как День Учителя, День Знаний, Посвящение в первоклассники, Международный день Матери, а также Последний звонок и Выпускной вечер. Эти традиции способствуют объединению педагогического коллектива и учеников, усложнению, закреплению и развитию отношений и связей между членами педагогического коллектива; Такие мероприятия очень любят и к ним, традиционно, готовятся заранее. Но есть одна сложность: праздник не должен быть похож на тот, что проводили в прошлом году.

Изучив детально потребности не только педагогов, но и учащихся, методическое объединение классных руководителей планирует работу обучающих занятий:

1Сформулировать цели воспитания.

2Составить план воспитательной работы.

3Технология КТД.

4Программа воспитательной работы (примерная).

5Работа с учащимися, которые требующими повышенного внимания со стороны педагогов.

6Формы работы с родителями и прочее.

Деятельность по созданию условий для воспитательной работы классных руководителей имеет некоторые направления в образовательном учреждении. Одной из самых главных задач педагога является организация развивающей и воспитывающей деятельности. Эта задача является самой важной и основной, ведь там, где нет организации, царит хаос и стихийные обстоятельства. А в таких условиях личность развиваться не может. Вторым объектом, на который должен обратить внимание классный руководитель — организация и развитие коллектива. Ну, а третьей задачей классного руководителя в воспитательной работе является создание условий для проявления внутренних сил учащегося, помощь в становлении его личности, обогащение его интересов и способностей.

План воспитательной работы

План воспитательной работы имеет определенную структуру. Эта структура плана классных руководителей заключается в следующем:

1 Характеристика школьного коллектива.

2 Состав класса и его общая характеристика: количество, отдельно мальчиков и девочек, познавательный уровень и общее развитие обучающихся, их работоспособность и успеваемость, интерес к общим делам, наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога).

3 Связь класса с общим коллективом школы: выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, вносит ли предложения для улучшения жизни школа. Сплоченность: есть ли актив класса, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений в коллективе, наличие группировок в коллективе, ценностные ориентации.

Воспитательные задачи.

Воспитательные задачи в классе состоят из воспитательных задач школы и воспитательных задач, ставящиеся перед собой классным руководителем на текущий учебный год. Их должно быть сформулировано не менее трех или четырех.

1 Жизнедеятельность коллектива.

2 Работа с родителями.

3 Индивидуальная работа со школьниками.

Такой продуманный план воспитательной работы классного руководителя оказывает реальную помощь в организации воспитывающей деятельности, координации усилий педагогов, школьников и родителей в создании условий для развития и коллектива, а также личности каждого учащегося.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: