Необходимо разграничивать два близко стоящих друг к другу, но не тождественных понятия «исламское право» и «правовая система исламских государств».




Исламское право является правом исламской общины, т.е. соблюдение его норм рассчитано на людей, исповедующих ислам, независимо от места проживания. Правовые системы исламских государств носят территориальный характер. Нормы, содержащиеся в правовых системах национального права, рассчитаны на всех граждан, проживающих на территории исламского государства независимо от религиозной принадлежности.

Ни в одной национальной правовой системе исламских государств нормы классического исламского права не функционируют в чистом виде. Они дополняются с помощью обычаев, договоров, соглашений, административных решений и других нормативных актов, содержащих нормы позитивного права, а также на основе заимствований правовых положений у других правовых систем.

Для правовых систем современных исламских государств характерен дуализм права, который заключается в одновременном сосуществовании правовых норм, различных по содержанию и специфике, — норм классического исламского права и норм, заимствованных из других правовых систем.

 

Направления действия исламского права и правовых систем исламских государств различны. Как правило, нормы исламского права охватывают преимущественно отношения личного статуса, но могут и выходить за эти рамки, включая гражданские, конституционные, административные и уголовные отношения. Последнее характерно для стран Аравийского полуострова.

Вместе с тем, классическое исламское право по-прежнему является определяющим в функционировании правовых систем исламских государств. Это проявляется в следующем.

1. - Конституционно закреплено признание ислама в качестве государственной религии. Одним из таких конституционных положений, существующих в 28 государствах, отображающим влияние исламских институтов и норм на государственное право и одновременно выступающим правовой основой такого влияния, является признание ислама государственной религией. Такие положения содержатся в конституциях Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Туниса, Катара, Пакистана и т.д.

2. - Функционирует исламский институт шуры — совещательности, в рамках которого соизмеряется деятельность государства с основополагающими принципами исламского права. Институт шуры предоставляет народу возможность участвовать в выработке важнейших государственных решений. С юридической точки зрения решение шуры может и не нести обязательного характера, однако ни один правитель, как показывает практика, не игнорирует их в силу ее религиозного и общественного авторитета.

3. - Можно обнаружить влияние классического исламского права на все составляющие структуры правовой системы исламских государств, хотя и проявляется это в разной степени. Классическое исламское право определяет правовой менталитет, правовое сознание, правовую культуру и правореализацию в этих государствах. Оно играет определяющую роль в формировании не только содержательных элементов правовой системы, но и формальных.

В качестве содержательных элементов необходимо рассматривать, прежде всего, правовую идеологию, под которой подразумеваются основополагающие принципы, определяющие все сферы правовой реальности в обществе. Правовая идеология, господствующая в исламских государствах, носит сугубо религиозный характер, поскольку берет свое начало, прежде всего, в основополагающих источниках исламской религии и исламского права — Коране и сунне, а также она была сформулирована в ходе доктринальной разработки исламского права.

В зависимости от степени влияния классического исламского права на формирование и функционирование правовых систем исламских государств приводим следующую классификацию правовых систем современных исламских государств.

1-ая группа объединяет правовые системы тех исламских государств, в которых формирование и функционирование правовых систем происходит под прямым влиянием принципов и норм классического исламского права, оказывающего глубокое влияние не только на регулирование в сфере частного права, но и на публичное право, например, на конституционное законодательство и на сложившуюся в данном государстве форму правления. Она была воспринята такими государствами, как Саудовская Аравия, Иран и Пакистан, где претворяется в жизнь главное требование исламской концепции права, т. е. полное соответствие всех действующих норм, всех отраслей права основополагающим принципам классического исламского права.

Правовые системы современных исламских государств, входящие во 2-ой группу, характеризуются более умеренным подходом к применению норм классического исламского права в рамках современной правовой системы исламского государства. Это правовые системы таких государств, как Йеменская Арабская Республика, Ливия, Судан, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Бруней. Исламское право здесь не имеет такой сферы действия, как, например, в Саудовской Аравии и Иране, но все же продолжает играть существенную роль, а в последние десятилетия даже наблюдается тенденция к его расширению.

Наибольшее влияние принципы и нормы исламского права оказывают на конституционные нормы, на структуру и деятельность государственного механизма этих государств. Так, в Ливии в 1977 г. Коран был объявлен «законом общества», заменяющим обычную конституцию.

Для 3-ей группы исламских государств характерно ограниченное применение норм классического исламского права на уровне общих принципов, определяющих характер функционирования этих правовых систем, куда входят правовые системы Египта, Сирии, Марокко, Иордании, Алжира, Сомали, Афганистана и др. Ислам всегда являлся важной частью официальной идеологии этих государств, но не был фактором, определяющим общественно-политическую жизнь.

4-ая группа правовых систем исламских государств отражает наименьшее влияние и воздействие норм и принципов классического исламского права на их функционирование. Наиболее характерно это проявляется в таких государствах, как Турция, Тунис и Марокко.

Необходимо отметить, в правовых системах постсоветских государств с мусульманским населением исламское право носит декларативный характер и реально не влияет на функционирование этих правовых систем.

Иными словами, исламское право не играет какой-либо значительной роли в общественно-политической и государственно-правовой жизни этих государств. Однако подавляющее большинство населения этих государств исповедует ислам, а исламское право, как право исламской общины, может регулировать различные стороны жизнедеятельности мусульман, преимущественно, сферы их личного статуса. Это государства Средней Азии Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Туркменистан и Азербайджан.

Заслуживает особого внимания характер взаимоотношений исламского права и правовых систем «неисламских» государств, где мусульмане составляют меньшинство населения. Исламское право в этих государствах входит в структуру их право­вой системы и регулирует сферы личного статуса мусульман. Это относится к правовым системам таких государств, как Индия, Танзания, Мали, Чад, Филиппины, Нигерия и др.

Например, в Индии некоторые вопросы семейно-правовых отношений регулируются нормами исламского права. Законы, принятые в 1937 и 1939 гг. еще в колониальной Индии, регулируют брачно­семейные отношения мусульман, проживающих в этой стране.

Таким образом, влияние исламского права на правовые системы исламских государств проявляется в каждом исламском государстве по-разному, в зависимости от исторических закономерностей развития данного государства, культурных особенностей людей, населяющих его, и от его геополитического расположения.

 

(46) Особенности исламского судопроизводства.

Возникновение исламского правосудия связано с процессом формирования и становления исламского государства и права, главное содержание которого определялось деятельностью Пророка Мухаммада, выполнявшего в первом исламском государстве роль верховного судьи. Его деятельность основывалась на положениях Корана.

В дальнейшем, в связи с распространением ислама и территориальным расширением исламского государства, Пророк Мухаммад ввел в практику делегирование своих судейских полномочий наиболее влиятельным и авторитетным сподвижникам, выполнявшим роль наместников в разных частях исламского государства. Имеются также сведения о том, что Пророк Мухаммад неоднократно доверял своим сподвижникам рассмотрение отдельных судебных дел, однако еще без введения специальной должности кади (судьи), который был бы освобожден от других функций и занимал бы эту должность постоянно.

После смерти Пророка Мухаммада в период правления первых его четырех преемников-халифов основные принципы исламского судопроизводства оставались без существенных изменений. Халифы сосредоточили в своих руках не только верховную государственную власть, но и верховную судебную власть.

Статус судей как официальных лиц, назначаемых правителем и наделенных специальными полномочиями по отправлению правосудия, утвердился в первый период правления династии Аббасидов. В этот период в халифате большое влияние приобрела фигура верховного судьи, назначаемая халифом, который поручению правителя подбирал и назначал кади, т.е. формировал структуру судебной системы.

Судебной системе, сложившейся в период правления Аббасидов, был свойственен дуализм, проявлявшийся в сосуществовании как исламских, так и неисламских судов, в частности:

1. исламских судов, которые руководствовались нормами исламского права; гражданских судов (ведомств жалоб), которые опирались на реальную силу государственного аппарата принуждения;

2. консульских судов и судов персонального права для немусульман с различной компетенцией.

Исламское правосудие окончательно сформировалось к X в. одновременно с завершением становления исламско-правовой доктрины, которая, наряду с судебной практикой, уже тогда предложила более цивилизованную судебную процедуру и правила доказывания на основе следующих принципов:

1. принципа справедливости, упоминаемого во многих аятах Корана, например: «Если станешь судить, то суди их по справедливости»;

2. принципа равенства, закрепленного Кораном, в частности: «Верующие ведь братья...»;

3. принципов публичности и гласности судопроизводства, выражавшиеся в том, что оно проводилось в публичном месте, обычно в мечети, и др.

На начальной стадии развития исламского правосудия отсутствовали формальности в судопроизводстве, что проявлялось в устном состязании тяжущихся сторон в заседании суда, причем кади принимал решение на месте в первом же заседании. Подобная форма делопроизводства существовала до середины VIII в., записей и итогов судебного рассмотрения не велось, а по окончании судебного процесса принятое по делу решение немедленно приводилось в исполнение.

Однако рассмотрение доказательств, основанных на законе, принудило к признанию ценности письменных документов, ставших непременным атрибутом любого правового акта. Постепенно профессиональные свидетели стали выполнять обязанности общественных нотариусов. Таким образом, судебная процедура из устной преобразовалась в письменную, а адулы (нотариусы) стали судейскими писцами, вырабатывавшими текст протокола из каждого записанного ими ответа или факта предъявления документа по иску, решения судьи.

Также на начальном этапе существования исламского судопроизводства отсутствовала иерархия судов. Не существовало апелляционной инстанции. Однако возможность обжалования решения все же существовала. В частности, глава государства, исправляя совершенную ошибку, мог смягчить некоторые виды наказания.

 

Особенности исламского права отражаются и на исламском правосудии, в частности:

1. отправление правосудия от имени Аллаха, что объясняется его божественным происхождением и религиозной природой;

2. закрепление исходных начал правосудия такими ведущими источниками исламского права, как Коран и Сунна;

3. отправление исламского правосудия специально назначенным лицом — кади, наделенным специальными полномочиями и др.

Несмотря на то, что большинство споров разрешалось кади единолично, в случае необходимости ему разрешалось иметь наиб (заместителей), катиб (делопроизводителей), бевваб и хаджиб (привратников), расуль (посыльных).

Предусматривалось привлечение к процессу терджуманов (переводчиков), а также лиц, занимавшихся выявлением состояния свидетелей на предмет соответствия предъявляемым к ним требованиям, т.е. дававшим заключения об их беспристрастности.

Как уже отмечалось, судьи на свою должность назначались главой государства. Перед назначением кандидат экзаменовался на предмет знания исламского права, т.е. должность кади не была выборной, он назначался на должность указом главы государства (халифа или имама) или его заместителя, в котором указывался район его юрисдикции. Вступление в должность происходило немедленно сразу же после обнародования указа. При смене главы государства необходимо было утверждение в ранее занимаемой судейской должности новым правителем.

В настоящее время многие исламские государства полностью отказались от исламских судов в пользу светских. Так, в Египте до 1952 г. организация и порядок работы мусульманских судов регулировались законом. В соответствии с этим в стране создавались мусульманские суды трех уровней — низшие, которые рассматривали обычные дела; первой инстанции, юрисдикция которых включала рассмотрение более сложных дел и апелляцию на решение низших судов и Верховный суд. Специальные шариатские суды были ликвидированы в этой стране в 1956 г., их полномочия были переданы общегражданским судам. В 1954 г. была предпринята попытка ликвидировать мусульманские суды в Ливии, но через четыре года они были снова восстановлены.

Несмотря на различную степень влияния норм классического исламского права на судебные системы исламских государств, в большинстве из этих государств они и сегодня продолжают оказывать значительное влияние на отправление правосудия.

 

(47) История формирования и развития романо-германского права

Как отмечал Р. Давид, она является первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире. Сформировалась она на территории континентальной Европы в романских (Франция, Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Австрия, Швейцария). К данной правовой семье примыкают правовые системы всех государств Латинской Америки (особенно в сфере частного права), национальные правовые системы государств скандинавского региона и постсоветского пространства, значительная часть национальных правовых систем государств Африки и Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло отражение в национальных правовых системах Японии, Китая, Индонезии, других государств мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: