Взял у ней, работал с ими, ихние книги, сел напротив его, тоскую по вам, грустить по нам




Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.

Тема: Неопределённые местоимения.

Кузнецова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

· узнать всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли;

· научиться правильно писать неопределённые местоимения.

Ход урока

1. Оргмомент. (Приветствие)

2. Фронтальный опрос.

- Давайте вспомним, что такое местоимение? (Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, на его признаки, количество, но не называет их)

- Какие разряды местоимений вам уже известны? (Личные, возвратные, вопросительные, относительные)

- В чём особенность возвратного местоимения себя? (Не имеет именительного падежа, рода и числа)

3. Задание №1 Определим разряды местоимений.

- Определите разряды местоимений в задании1. (На карточках напечатаны задания, у каждого ученика на парте). Устно поставьте местоимения в начальную форму:

Со мной, у тебя, с ним, о них, у неё, перед собой, с кем, к чему, сколькими, какого, о себе

4. Задание №2 Исправим ошибки.

- Как пишутся личные местоимения с предлогами? Исправим ошибки:

взял у ней, работал с ими, ихние книги, сел напротив его, тоскую по вам, грустить по нам

5. Новая тема.

1) Подводящий к теме диалог.

- Послушайте загадку:

Некто шёл по дороге и нашёл какой-то предмет. Кое-кто удивился этому. Некоторое время они молчали, а потом кто-то заговорил. (Текст на доске)

- Можно ли по этому тексту определить, о ком или о чём идёт речь? В чём затруднение?

- Почему выделенные местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? (Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке, такие местоимения называются неопределёнными)

2) Формулировка темы урока.

- Предположим, какова тема урока? (Неопределённые местоимения)

- А что значит слово неопределённый? (Точно не установленный)

- Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите:

· Познакомиться с… (неопределёнными местоимениями)

· Узнать… (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли)

· Научиться… (правильно писать неопределённые местоимения)

3) Побуждение к проблеме.

- А теперь определим, на что указывают неопределённые местоимения. На доске местоимения:

некто некоторый несколько
нечто какой-нибудь сколько-нибудь
кто-то чей-либо  
кое-кто какой-то  

 

- Поставьте вопросы к местоимениям каждого столбика и попытайтесь сформулировать, на что они указывают? (На неопределённый предмет, признак, количество)

- Как образованы неопределённые местоимения? Ответить на данный вопрос нам помогут местоимения, написанные на доске. Закроем у них приставку не и суффиксы то, либо, нибудь.

- Прочитаем, какие местоимения получились? Какие они по разряду? Значит, от чего же образовались неопределённые местоимения?

- При помощи каких морфем образованы неопределённые местоимения от вопросительных?

- Сделайте вывод. Попытайтесь сформулировать правило образования неопределённых местоимений?

- Поставьте ударение в местоимениях с приставкой не. Что вы заметили? (Приставка не всегда ударная)

- Попробуем просклонять по одному местоимению из каждой группы.

- Какой вывод сделаем? (Все местоимения изменяются по падежам, кроме некто и нечто.)

4) Создание проблемной ситуации.

- Запишем слова под диктовку:

некто нечто несколько некоторый   кое с кем кое для кого кое о чём кое по чему   кое-кому чей-нибудь какой-то о ком-то  

 

- Я выписала эти слова на доске, сравните с вашим написанием.

- Кто выполнил верно? Что же произошло? Почему мы написали по-разному? (Мы не знаем правило)

- Значит какой возникает вопрос? (Как правильно писать местоимения?)

5) Побуждение к гипотезе.

- Вывести правило нам помогут слова на доске. Сравните неопределённые местоимения в трёх колонках. Чем они различаются по написанию?

- Когда, по вашему мнению, пишутся местоимения слитно, раздельно, через дефис? Ваши версии?

- От какого условия зависит выбор раздельного и слитного написания приставки кое?

- Попробуйте сформулировать правило правописания местоимений? Твоя версия? А ты как считаешь? (Приставка не пишется слитно; в падежных формах с предлогами приставка кое с местоимениями пишется раздельно; приставка кое, суффиксы то, либо, нибудь пишутся через дефис.)

- Сравним свой вывод с тем, что предлагает учебник 73.Значит мы верно сформулировали орфограмму.

6. Закрепление изученного материала.

1) Упражнение №1 (Распечатка на парте)

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)

2) Запись под диктовку:

По тёмному небу золотым узором звёзд написано нечто торжественное. Перед костром сидело несколько человек. Вдруг раздались чьи-то шаги. Кто-то постучался в дверь. К кому-то принесли от мастера ларец.

- Подчеркните неопределённые местоимения как члены предложения, объясните их написание. Найдите и объясните другие изученные орфограммы.

3) Упражнение №2 (Распечатка на парте)

Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:

Дурачить кого(то) - … (обвести вокруг пальца);

Говорить что(либо) пустое - …(переливать из пустого в порожнее);

Обманывать кого(нибудь) - …(водить за нос);

Делать что(то) плохо, с ленью - …(спустя рукава);

Кому(либо) всё нипочём - …(как с гуся вода);

Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться - …(как рыба в воде)

7. Итог урока.

- Какие местоимения называются неопределенными?

- Как образуются неопределенные местоимения?

- Как пишутся неопределенные местоимения?

- Как изменяются неопределенные местоимения?

 

8. Рефлексия: А теперь, ребята, я попрошу вас высказать своё отношение к уроку.

Для этого нарисуйте смайлику улыбку.

· Если сегодняшний урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать, нарисуйте смайлику улыбку.

· Если урок обычный, нормальный, нарисуйте смайлику на месте рта полоску.

· Если урок прошёл скучно, вы работали без интереса, нарисуйте опущенные уголки губ.

 

9. Домашнее задание

Выучить 73, сделать упражнение 416.

 

Задание №1 Определим разряды местоимений. Устно поставьте местоимения в начальную форму:

со мной, у тебя, с ним, о них, у неё, перед собой, с кем, к чему, сколькими, какого,

о себе

Задание №2 Исправим ошибки.

взял у ней, работал с ими, ихние книги, сел напротив его, тоскую по вам, грустить по нам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: