Тема: «Основные макроэкономические показатели экономики РФ»




 

Макроэкономические показатели России при составлении бюджета 2009 г.
Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета Основные выводы подраздела · Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов характеризуются замедлением роста экономики, постепенным снижением мировых цен на нефть, замедлением роста потребительских цен на фоне ослабления обменного курса рубля по отношению к доллару США. · Темпы роста и параметры объемов ВВП, ожидаемых в 2008 году и прогнозируемых на 2009 - 2011 годы, требуют дополнительного обоснования. Это следует из необходимости дополнительного обоснования объемов экспорта и импорта и уточнения индексов-дефляторов ВВП. Требуют дополнительной аргументации прогнозируемые темпы роста экономики в условиях роста производительности труда, превышающего динамику ВВП, и снижения совокупных затрат труда в 2008 – 2011 годах. · Счетная палата отмечает, что данные об объеме ВВП в 2011 году, зафиксированные в законопроекте (67 610 млрд. рублей), расходятся с данными в материалах прогноза (67 619 млрд. рублей). · Расчеты показывают, что в 2008 году сохраняются риски, в зависимости от степени реализации которых уровень инфляции 11,8 % (декабрь к декабрю предыдущего года) может быть превышен. Прогнозируемые на 2009 - 2011 годы целевые параметры инфляции также требуют дополнительного обоснования. · Значительный рост доли свободного рынка по электроэнергии при одновременной отмене предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги для населения может привести к более значительному их росту, чем это предусмотрено в материалах прогноза. · Анализ динамики показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов свидетельствует о том, что прогнозируемые темпы роста ВВП и уровни инфляции не позволяют решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу удвоения ВВП за десять лет и снижения инфляции до уровня 3 - 4 % в год, необходимого в целях стимулирования инвестиций в отечественную экономику и повышения склонности населения к сбережениям. · Не реализован ряд мер институционального характера, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), что может оказывать сдерживающее влияние на социально-экономическое развитие в 2009 - 2011 годах и долгосрочной перспективе. · Сравнительный анализ динамики макроэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений. В целом с 2000 по 2008 год прослеживается закономерность: отчетные данные об объемах ВВП, темпах роста ВВП и уровнях инфляции практически ежегодно оказываются выше прогнозируемых показателей. Ошибки в прогнозировании основных макроэкономических показателей оказывают влияние на исполнение федерального бюджета, в существенной мере дезориентируют всех участников бюджетного процесса и экономических отношений в целом. · Утверждение федерального бюджета на трехлетний период в форме федерального закона, решение задачи по дальнейшему удлинению горизонта бюджетного планирования, разработке долгосрочных бюджетных прогнозов требуют повышения качества и надежности прогноза основных макроэкономических показателей, усиления целевой направленности прогнозов, качественного повышения уровня всей системы прогнозирования. 2.1. Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (далее - прогноз) характеризуются замедлением роста экономики, постепенным снижением мировых цен на нефть, замедлением роста потребительских цен на фоне ослабления обменного курса рубля по отношению к доллару США. Цена на нефть марки «Юралс» в среднем за январь - июнь 2008 года составила 105,5 доллара США за баррель против 59,7 доллара США за баррель за январь - июнь 2007 года и 69,3 доллара США за баррель в среднем за 2007 год. Высокие мировые цены на нефть способствовали росту экспорта товаров, который по стоимости вырос в январе – июне 2008 года по сравнению с январем - июнем 2007 года на 53,1 % против 8 % в январе - июне 2007 года. Оставался значительным рост стоимостного объема импорта товаров, за январь - июнь 2008 года по сравнению с январем - июнем 2007 года он вырос на 41,3 % против 37,1 % в январе – июне 2007 года. Положительное сальдо торгового баланса обусловило увеличение с начала 2008 года международных резервов Банка России на 103,7 млрд. долларов США, или на 21,7 %, которые на 1 сентября 2008 года достигли 581,6 млрд. долларов США. По сравнению с исходными макроэкономическими показателями, принятыми при разработке Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», номинальный объем ВВП за 2008 год оценивается в размере 44 056 млрд. рублей, что на 9 056 млрд. рублей, или на 25,9 %, выше предусмотренного законом (35 000 млрд. рублей), темп роста ВВП - 107,8 %, что на 1,7 процентного пункта выше прогнозируемого значения (106,1 %), индекс-дефлятор ВВП – 123,9 %, что выше прогнозируемого показателя на 16,4 процентного пункта (107,5%). Ожидаемые оценки цены на нефть марки «Юралс» и мировой цены на российский природный газ за 2008 год составляют 112 долларов США за баррель и 362,9 доллара США за тыс. куб. метров соответственно, что в 2,1 раза и 1,7 раза выше уровня, установленного при формировании федерального бюджета на 2008 год на плановый период 2009 и 2010 годов (53 доллара США за баррель и 209,6 доллара США за тыс. куб. метров). 2.2. Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу при формировании законопроекта, рассчитан исходя из следующих внешних условий: постепенного снижения мировых цен на нефть марки «Юралс» до 88 долларов США за баррель в 2011 году; роста среднеконтрактных цен на газ, включая страны СНГ, до 420,9 доллара США за 1 тыс. куб. метров в 2009 году с последующей их стабилизацией на уровне 2008 года; роста мировой экономики на уровне 4 – 4,6 %. Необходимо отметить уменьшение величины превышения прогнозируемых темпов роста российской экономики по сравнению с мировой экономикой – с 3,2 процентного пункта в 2007 году и 3,7 процентного пункта, по оценке, в 2008 году до 2,7 процентного пункта в 2009 году, 2,1 процентного пункта в 2010 году и 1,6 процентного пункта в 2011 году. Внутренние условия будут характеризоваться: снижением уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) с 7 – 8,5 % в 2009 году до 5 – 6,8 % в 2011 году (11,8 %, по оценке, в 2008 году) при росте цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства темпами, значительно опережающими рост потребительских цен, при этом в прогнозе, в отличие от предыдущих лет, не установлен предельный индекс повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения; ослаблением среднегодового курса рубля по отношению к доллару США в 2009 – 2011 годах. Среднегодовой курс доллара США к рублю составит в 2009 году 24,7 рубля за 1 доллар США, в 2010 году - 26 рублей за 1 доллар США и в 2011 году – 27,3 рубля за 1 доллар США (по оценке, 23,8 рубля за 1 доллар США в 2008 году); постепенным снижением индекса реального эффективного обменного курса рубля (декабрь к декабрю) со 102,3 % в 2009 году, 101 % в 2010 году до 99,8 % в 2011 году (по оценке, 103,3 % в 2008 году). Внешние и внутренние макроэкономические условия формирования прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета на период до 2011 года представлены на следующем графике. 2.3. В 2009 – 2011 годах прогнозируется, что реальный объем ВВП увеличится на 20,8 %, в то время как за 2006 - 2008 годы он вырастет на 25,2 %. В целом за 2001 – 2010 годы реальный объем ВВП увеличится в 1,9 раза, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десять лет, поставленную Президентом Российской Федерации. Данные об объемах ВВП, реальных темпах роста ВВП и индексах-дефляторах ВВП за 2002 – 2011 годы представлены на следующей диаграмме. По расчетам Правительства Российской Федерации к прогнозу по варианту 2с (цена на нефть марки «Юралс» в 2009, 2010 и 2011 годах – 115, 130 и 122 доллара США за баррель соответственно), темп прироста ВВП составит 7,1 % (что на 0,4 процентного пункта больше, чем по варианту прогноза, взятому за основу при формировании законопроекта), инвестиций в основной капитал - 15,2 % (0,7 процентного пункта), в 2010 году - соответственно 7,1 % (0,5 процентного пункта) и 13,9 % (0,6 процентного пункта), в 2011 году – 6,5 % (0,3 процентного пункта) и 10 % (предполагается снижение на 0,2 процентного пункта). По расчетам Счетной палаты, при цене на нефть марки «Юралс» 115, 130 и 122 доллара США за баррель соответственно в 2009, 2010 и 2011 годах номинальный объем ВВП без учета мультипликативного эффекта увеличится в 2009 году на 920 млрд. рублей, или на 1,8 % прогнозируемого уровня, в 2010 году – на 1 982 млрд. рублей (на 3,4 %), в 2011 году – на 1 775 млрд. рублей (на 2,6 %), что повлияет на основные параметры бюджета. Динамика объема ВВП в зависимости от цены на нефть марки «Юралс» (Urals), по расчетам Правительства Российской Федерации и расчетам Счетной палаты, представлена на следующей диаграмме. 2.4. Развитие российской экономики в прогнозном периоде характеризуется замедлением темпов роста экономики, что обусловлено более низкими темпами роста потребительского и инвестиционного спроса, а также внешнего спроса. Прирост промышленного производства в 2009 – 2011 годах составит 18 % (за 2006 – 2008 годы – 18,9 %), продукции сельского хозяйства – 12,6 % (11,1 %). Экспорт товаров (физический объем) в 2009 - 2011 годах увеличится на 8,1 % (за 2006 - 2008 годы – на 13,5 %), физический объем импорта товаров в 2009 – 2011 годах вырастет на 53,9 % (в 1,9 раза). В этих условиях инвестиции в основной капитал увеличатся на 43 % (на 64,6 %), оборот розничной торговли - на 37 % (на 52,1 % - за 2006 – 2008 годы). Динамика отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2011 года представлена на следующей диаграмме. Основной фактор роста экономики в среднесрочном периоде будет связан с ростом внутреннего спроса, при этом инвестиционный спрос опережает потребительский спрос. Соотношение в России инвестиций в основной капитал и оборота розничной торговли с объемом ВВП за 2002 – 2011 годы представлено на следующем графике. В среднесрочном периоде предполагается замедление роста цен на потребительском рынке и индексов-дефляторов по всем показателям при опережающем росте цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий по сравнению с ростом индексов цен производителей по обрабатывающим производствам. Кроме того, индекс-дефлятор на инвестиции в основной капитал также будет опережать рост цен производителей по обрабатывающим производствам, что может отрицательно сказаться на инвестиционной деятельности предприятий этого вида деятельности и привести к снижению инвестиционной компоненты роста экономики, за счет которой в 2009 - 2011 годах предполагается получить 0,4 – 0,3 % прироста ВВП. Динамика роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий за 2005 – 2011 годы, индексов цен производителей по обрабатывающим производствам и индексов-дефляторов на инвестиции в основной капитал представлена в следующей таблице. (в % к предыдущему году)
  2005 год 2006 год 2007 год 2008 г. (оценка) 2009 год (прогноз) 2010 год (прогноз) 2011 год (прогноз)
Электроэнергия (для всех категорий потребителей) 111,0 110,3 110,7 116,7 126,0 122,0 118,0
Газ природный (для всех категорий потребителей) 123,0 111,0 115,0 125,0 120,3    
Железнодорожные перевозки грузов (за период) 112,8 107,5   121,1 112,5 - 114 109,7 – 113,7 110 - 114
Индекс цен производителей по обрабатывающим производствам 113,8 111,1 113,0 123,0 112,7 107,4 107,4
Индекс-дефлятор на инвестиции в основной капитал 113,7 112,2 115,7 117,5 113,0 110,2 109,2

Данные об изменении индексов цен и индексов-дефляторов по отдельным показателям прогноза представлены на следующей диаграмме.

2.5. Анализ динамики внешнеторгового оборота показывает, что в 2009 – 2011 годах объем экспорта товаров будет снижаться, а рост импорта товаров продолжится. В 2011 году по сравнению с 2008 годом экспорт товаров (по стоимости) снизится на 3 %, а импорт товаров (по стоимости) увеличится в 1,6 раза, в то время как в 2008 году по сравнению с 2005 годом они вырастут, по оценке, в 2,2 раза и в 2,5 раза соответственно.

Рост объема импорта товаров при стабилизации объемов экспорта товаров приведет к тому, что сальдо внешней торговли значительно сократится - с 216,8 млрд. долларов США в 2008 году до 19,8 млрд. долларов США в 2011 году, или в 10,9 раза. В результате в 2011 году прогнозируется дефицит по счету текущих операций платежного баланса в пределах от 63 до 85 млрд. долларов США, в то время как в 2008 году ожидается профицит счета текущих операций платежного баланса в размере 125 – 143 млрд. долларов США. Это может создать риски для устойчивого социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Данные о динамике внешней торговли в 2005 – 2011 годах представлены в следующей таблице и на диаграмме.

  2005 год 2006 год 2007 год 2008 год (оценка) 2009 год (прогноз) 2010 год (прогноз) 2011 год (прогноз)
Экспорт товаров -млрд. долларов США 243,8 303,6 354,4 525,4 507,5 502,5 509,5
Темп роста экспорта (по стоимости) – в % к предыдущему году 133,1 124,5 116,7 148,3 96,6 99,0 101,4
Импорт - млрд. долларов США 125,4 164,3 223,5 308,6 370,0 434,5 489,7
Темп роста импорта (по стоимости) – в % к предыдущему году 128,7 131,0 136,0 138,1 119,9 117,4 112,7
Сальдо внешней торговли - млрд. долларов США 118,4 139,3 130,9 216,8 137,5 68,0 19,8

 

Анализ товарной структуры экспорта и импорта, проведенный Счетной палатой, показал следующее.

При расчете объема экспорта в материалах прогноза предполагалось, что вслед за снижением мировых цен на топливно-энергетические ресурсы произойдет значительное замедление темпов роста цен и на все другие товары российского экспорта. Это требует дополнительной аргументации, так как одномоментное снижение роста цен на все товары российского экспорта маловероятно.

Прогнозируется резкое замедление прироста объема импорта вследствие предполагаемого снижения темпов роста контрактных цен на поставляемые в страну продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), машины, оборудование и транспортные средства, занимающие в объеме импорта более 65 %. В то же время, в соответствии с материалами прогноза, импорт будет ориентирован на приобретение высокотехнологического оборудования, что предполагает более высокие контрактные цены.

Динамика изменения цен на основные товары российского экспорта за 2006–2011 годы представлена на следующем графике.

Динамика контрактных цен на импортные товары за 2006 – 2011 годы представлена в следующей таблице.

(в % к предыдущему году)

  2006 год 2007 год 2008 год (оценка) 2009 год (прогноз) 2010 год (прогноз) 2011 год (прогноз)
Сводный индекс цен на импорт товаров 105,5 108,0 112,3 100,5 101,5 101,1
Индекс цен на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 114,3 112,0 116,1 106,0 105,5 105,0
Индекс цен на машины, оборудование и транспортные средства 107,2 108,1 114,0 98,4 101,0 100,5

Кроме того, оцениваемый в материалах прогноза темп роста (физического объема) экспорта товаров в 2008 году, данные которого являются базовыми для расчета на среднесрочный период, на 0,3 процентных пункта расходятся с данными Федеральной таможенной службы.

Сравнительный анализ данных индекса физического объема экспорта товаров, используемых при расчете реального объема ВВП, с данными таможенной статистики представлен в следующей таблице.

(в % к предыдущему году)

  2006 год 2007 год 2008 год (оценка) 2009 год (прогноз) 2010 год (прогноз) 2011 год (прогноз)
Индекс физического объема экспорта товаров, используемый при расчете ВВП 105,8 104,6 102,6 102,2 103,6 102,1
Индекс физического объема экспорта товаров, по данным таможенной статистики 105,8 104,6 102,3 102,2 103,6 102,1

Таким образом, по мнению Счетной палаты, прогнозируемые показатели, характеризующие внешнеторговую деятельность и влияющие на объем ВВП, темп его роста и индекс-дефлятор ВВП, требуют дополнительного обоснования.

2.6. Темпы роста ВВП, производительности труда и совокупных затрат труда приведены в следующей таблице.

(в % к предыдущему году)

  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.   2007 г. 2008 г. оценка 2009 г. прогноз 2010 г. прогноз 2011 г. прогноз
ВВП 104,7 107,3 107,2 106,4 107,4 108,1 107,8 106,7 106,6   106,2
Производительность труда 103,8 107,0 106,5 105,5 106,0 105,6 107,9 106,8 107,1     106,9
Изменение совокупных затрат труда 100,9 100,3 100,7 100,9 101,3 102,4 99,9 99,9 99,5     99,3

Анализ материалов прогноза показал, что в 2002 - 2007 годах темпы роста производительности труда были ниже темпов роста экономики и ежегодный прирост совокупных затрат труда (условной численности работников в эквиваленте полной занятости) обеспечивал значительную часть прироста ВВП (по расчетам Счетной палаты, 17,6 % в 2006 году и 29,6 % в 2007 году).

В 2009 - 2011 годах темпы роста производительности труда прогнозируются выше темпов роста ВВП на 0,1 - 0,7 процентного пункта, что, по мнению Счетной палаты, требует дополнительной аргументации.

2.7. Счетная палата отмечает, что данные об объеме ВВП в 2011 году, зафиксированные в законопроекте (67 610 млрд. рублей), расходятся с данными в материалах прогноза (67 619 млрд. рублей).

2.8. В соответствии с материалами прогноза годовая прогнозная оценка роста потребительских цен в 2008 году (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) пересмотрена в сторону повышения и составит 11,8 % против 10,5 %, зафиксированных в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ) и практически соответствует уровню инфляции в 2007 году (11,9 %).

Уровень инфляции в августе 2008 года составил с начала года 9,7 %, что лишь на 2,1 процентного пункта ниже оценки целевого уровня инфляции на 2008 год. При этом рост потребительских цен в июле – августе замедлился, главным образом, за счет снижения цен на плодоовощную продукцию. Для достижения верхнего предела уровня инфляции в размере 11,8 % рост потребительских цен в оставшийся до конца года период должен не превысить 1,9 %, или 0,5 % в месяц, а это возможно только в случае замедления в сентябре - декабре 2008 года роста цен на товары и платные услуги населению, наличия значительной дефляции на плодоовощную продукцию.

В то же время, в соответствии с материалами прогноза, рост цен на непродовольственные товары в 2008 году должен составить 8 %, на платные услуги населению – 14,7 %. По расчетам Счетной палаты, для удержания динамики цен в указанных пределах в сентябре – декабре рост цен на непродовольственные товары должен не превысить 0,5 % в месяц (в июне – июле 2008 года он составлял 0,7 %, в августе - 0,6 % в месяц), а на платные услуги населению – 0,4 % в месяц (в июне он составлял 1,1 %, в июле - августе - 0,9 % в месяц).

Таким образом, по оценке Счетной палаты, в 2008 году сохраняются инфляционные риски, в зависимости от степени реализации которых инфляция может превысить уровень представленной годовой оценки – 11,8 %.

2.9. В среднесрочном периоде в соответствии со статьей 1 законопроекта прогнозируется постепенное снижение целевого параметра инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) с 11,8 % в 2008 году до 8,5 % в 2009 году, 7 % в 2010 году и 6,8 % в 2011 году, однако это не решает задачу снижения уровня инфляции до 3 - 4 % в год, поставленную Президентом Российской Федерации, которое необходимо в целях стимулирования инвестиций в отечественную экономику и повышения склонности населения к сбережениям.

Прогнозируемое значительное замедление инфляции в 2009 - 2011 годах будет базироваться на снижении темпов роста цен (тарифов) по основным сегментам, наблюдаемым при исчислении динамики изменения потребительских цен, кроме тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Динамика роста потребительских цен и основных их сегментов представлена на следующем графике.

В соответствии с материалами прогноза, одним из основных рычагов снижения темпов роста потребительских цен в 2009 – 2011 годах является замедление роста денежного предложения. Прирост денежного агрегата (М2) снизится с 47,5 % в 2007 году до 27 – 28 % в 2009 году и до 18 – 20 % в 2011 году.

Однако в 2008 году этот фактор не дал положительных результатов. Анализ динамики денежной массы (М2) относительно соответствующего периода прошлого года показал, что темп прироста денежной массы (М2) за IV квартал 2007 года составил 15,5 % по сравнению с 16 % в IV квартале 2006 года, за I квартал 2008 года – 0,8 % по сравнению с 4,6 % в I квартале 2007 года, за II квартал 2008 года - 6,4 % по сравнению с 15,4 % во II квартале 2007 года. Вместе с тем, несмотря на снижение темпов роста денежной массы, уровень инфляции за январь – июль 2008 года составил 9,3 % по сравнению с 6,6 % в январе – июле 2007 года. При этом на фоне более быстрого роста цен на потребительском рынке произошло резкое замедление инвестиционной активности предприятий, за январь – июль 2008 года по сравнению с январем – июлем 2007 года инвестиции в основной капитал выросли на 14,4 %, в то время как в январе – июле 2007 года по сравнению с январем – июлем 2006 года их рост составлял 23,9 %.

Динамика роста денежной массы (М2) и потребительских цен за 2005–2008 годы представлена на следующей диаграмме.

Счетная палата отмечает некоторые несоответствия параметров денежно-кредитной политики, представленных в материалах прогноза и в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 – 2011 годов, рассмотренных на заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2008 года (далее - проект Банка России). Так, в проекте Банка России прирост денежного агрегата М2 в 2009 году составляет 19 – 28 % (в зависимости от вариантов при цене на нефть 66, 90, 95, 115 долларов США за баррель). При этом в варианте, положенном в основу при составлении проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (далее – проект для бюджета) (цена на нефть 95 долларов США за баррель), Банком России предусматривается прирост денежной базы (узкое определение) в размере 20,1 % и соответственно денежного агрегата М2 (по расчетам Счетной палаты) – 22 - 23 %, а в материалах прогноза прирост денежного агрегата М2 составляет 27 – 28 %, что корреспондируется с вариантом Банка России при цене на нефть 115 долларов США за баррель. Необходимо также отметить, что прогнозируется интенсивный рост тарифов на услуги естественных монополий, причем для населения он будет наиболее существенным.

Динамика роста цен на продукцию естественных монополий, регулируемых Правительством Российской Федерации, представлена на следующей диаграмме.

Значительный рост доли свободного рынка по электроэнергии, которая, по прогнозу, увеличится (от текущего производства 2007 года) с 6,55 % в 2007 году до 44 % в 2009 году, 73 % - в 2010 году и 78 % - в 2011 году, при одновременной отмене предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги для населения может привести к более значительному росту этих тарифов, чем предусмотрено в материалах прогноза (22 % в 2009 году и 20 % в 2010 – 2011 годах).

В среднесрочной перспективе прогнозируются значительное замедление прироста контрактных цен на импортируемые продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – с 12 % в 2007 году и 16,1 % в 2008 году до 6 % в 2009 году, 5,5 % - в 2010 году и 5 % - в 2011 году и переориентация внутреннего спроса на товары отечественного производства, в том числе и в пищевой промышленности (темп прироста физического объема импорта по этой группе товаров замедлится с 10,4 % в 2008 году до 6,5 % в 2011 году). Это может привести к импортированию более высококачественных товаров по более высоким контрактным ценам.

Одновременно прогнозируется ослабление обменного курса рубля к доллару США в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 3,6 %, в 2010 году - на 5 % и в 2011 году - на 4,8 %, что приведет к росту цен на импортные товары, реализуемые на внутреннем рынке, и будет оказывать повышающее влияние на рост инфляции.

С учетом изложенного, по мнению Счетной палаты, предусматриваемые статьей 1 законопроекта уровни инфляции в 2009 - 2011 годах требуют дополнительного обоснования.

В прогнозе уровня инфляции факторы, сдерживающие ее рост, связаны с излишне оптимистичной оценкой усиления роста предложения отечественных товаров, развития конкуренции, снижения темпов роста импорта и в недостаточной степени учтены факторы, оказывающие повышающее влияние на рост инфляции, прежде всего связанные с монополизацией отдельных секторов экономики, ослаблением курса рубля к доллару США, ускоренным ростом тарифов на услуги естественных монополий.

2.10. Замедляется динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения.

Прогнозируется постепенное снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы, которые составят по сравнению с предыдущим годом в 2009 году – 110,5 % и 113,8 % соответственно, в 2010 году – 109,3 % и 110,7 %, в 2011 году – 108 % и 109,7 % (в 2008 году – 110,2 % и 113,8 %).

В среднесрочном периоде рост прожиточного минимума в среднем на душу населения будет опережать рост потребительских цен (в среднем за год) на 2 - 3 процентных пункта.

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в прогнозируемом периоде хотя и уменьшится, но будет оставаться значительной и составит в 2011 году 14,2 млн. человек (10 % общей численности населения).

2.11. Не реализован ряд мер институционального характера, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), что может оказывать сдерживающее влияние на социально-экономическое развитие в 2009 - 2011 годах и долгосрочной перспективе.

Не завершена модернизация системы образования и здравоохранения. Не обеспечено законодательное закрепление государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на основе стандартизации медицинских технологий. Не приняты федеральные законы, направленные на упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Не решена задача создания современной и эффективной системы корпоративного управления и корпоративного законодательства. Не созданы необходимые условия для развития финансовых рынков. Не достигнуто эффективное управление государственным имуществом, основывающееся на принципах строгого соответствия его состава функциям государства.

Не обеспечено создание системы федерального мониторинга территориального социально-экономического развития Российской Федерации, необходимой для расширения механизмов стимулирования проведения социально-экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, выявления возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов.

Счетная палата обращает внимание на необходимость скорейшей реализации отмеченных мер институционального характера, направленных на создание эффективной экономической системы, обеспечивающей динамичное и устойчивое социально-экономическое развитие и повышение конкурентоспособности страны. Необходимо ускорить рассмотрение и утверждение концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2.12. Сравнительный анализ динамики макроэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений. В целом с 2000 по 2007 год прослеживается следующая закономерность: фактические данные номинального объема ВВП, темпа роста ВВП и уровня инфляции практически ежегодно оказываются выше прогнозируемых показателей.

Ошибки в прогнозировании основных макроэкономических показателей оказывают влияние на исполнение федерального бюджета, в существенной мере дезориентируют всех участников бюджетного процесса и экономических отношений в целом.

Данные о достоверности прогноза основных макроэкономических показателей, разработанных на стадии утверждения федерального закона на очередной финансовый год, за 2000 – 2008 годы представлены на следующих диаграммах.


 



 

В Бюджетном послании указано, что в целях обеспечения в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования как одной из основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить надежность прогноза социально-экономического развития страны.

Однако достоверность и надежность прогноза основных макроэкономических показателей на 2008 – 2011 годы по-прежнему остается на низком уровне. Так, отклонения данных прогноза на 2009 – 2011 годы от первоначального прогноза на 2008 – 2010 годы по 2008 году составляют: по объему ВВП - 25,9 %, темпу его роста - 1,7 процентного пункта, уровню инфляции – 4,8 процентного пункта; по 2009 году - 29,7 %, 0,7 процентного пункта, 2 процентных пункта; по 2010 году – 32 %, 0,4 процентного пункта, 1 процентный пункт соответственно. Это оказывает существенное влияние на стабильность и качество бюджетного планирования.

2.13. Сопоставление материалов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов с материалами прогнозов за предыдущие годы показало существенное сокращение количества аналитических таблиц, характеризующих использование ВВП, отсутствие данных счета производства и счета образования доходов, что снизило прозрачность прогноза.

В условиях перехода к разработке и утверждению федерального бюджета на трехлетний период в форме федерального закона, необходимости обеспечения стабильности при планировании показателей федерального бюджета и реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, принципиально меняется значение и повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период. Он должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, но иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе, что является критерием эффективности проводимой социально-экономической политики государства и качества государственной системы прогнозирования.

Решение задачи по дальнейшему удлинению горизонта бюджетного планирования, разработке долгосрочных бюджетных прогнозов также требует повышения качества и надежности прогноза основных макроэкономических показателей, усиления целевой направленности прогнозов, качественного повышения уровня всей системы прогнозирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: