Символизм - система образов в литературе и журналистике




Символ - от греческого "симболон" - знак, опознавательная примета, универсальная эстетическая категория, через сопоставление со смежными категориями образа художественного с одной стороны, знака и аллегории с другой.

Символ - образ, взятый в аспекте знаковости, или как знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ - это образ, и всякий образ есть символ, но категория символа указывает на выход образа за собственные пределы.

Символ в литературе и журналистике применяется в разных жизненных ситуациях и потому категория его в них различная. Например, в литературе:

1. Образ, переходящий в символ применяется в произведениях, рожденных в обществе, где наблюдается граница смены одной общественной формации в другую. Например, в казахской народной сказке "Ер Тостик" преодоление трудностей, рождение и становление качественно новой личности, способной вести за собой других. Герой - Ер Тостик с честью преодолевает все мыслимые и немыслимые преграды. Даже наблюдается служение этой личности сказочных и мистических сил. (очеловечивание змей, лошадей и других представителей животного мира) Победа Разума (Ер Тостика) над косностью и злом (Шоинкулаком, Мыстан-кемпир и других).

2. Символ - прогноз, он может быть и негативным и позитивным. Например, в рассказе "ужасов" "Дети" - символ - прогноз негативного плана. Поколение, игнорирующее будущее, будет уничтожено последующим поколением. Фантастический рассказ "Превращение" - символ-прогноз позитивного плана. Если довериться его предсказаниям, человек, как биологический вид, может измениться в лучшую сторону как физиологически, так и духовно.

3. Символ - отчаяние, это пессимизм лирического плана. Например, он присутствует в стихотворении американского писателя Эдгара По:

Говорят, что однажды, ехал рыцарь отважный,

В дождь и в зной и в ночную прохладу.

Он повсюду искал, но нигде не встречал

Золотую страну Эльдорадо.

Вот однажды пред ним вдруг предстал пилигрим,

Странник в белом, нездешнем наряде.

Странник, рыцарь сказал, - Ты нигде не встречал,

Золотой страны Эльдорадо?

И услышал в ответ, за вершинами лет,

Там, в долине теней, ждет награда,

Тех, кто вечно в пути, кто задумал найти

Золотую страну Эльдорадо…

В этом произведении отчаяние выражается тем, что герой теряет надежду обрести в реальном мире то, что ищет. По мнению писателя, страна Эльдорадо - в потустороннем мире. Такое же настроение в произведениях поэтов-символистов. Например, у Николая Гумилева, в стихотворении "Пять коней подарил мне мой друг Люцифер".

4. Символ-предупреждение. Он необходим для предупреждения от будущих напастей и невзгод, ожидающих человечество в будущем. В качестве примера можно взять рассказ Урсулы Ле Гуин "Девять жизней". Основная идея этого фантастического рассказа - взаимоотношения личностей-клонов с обыкновенными людьми. Также тут рассматриваются нравственные аспекты такого явления как клонирование.

5. Символ-мечта. Этот символ, имея прочную "опору" в прошлом, служит мечтой о лучшей жизни в будущем. Примером можно взять роман американского писателя Клиффорда Саймака "Пересадочная станция". Символ- мечту можно определить и как символ-надежду, он присутствует в оптимистичных произведениях, вселяющих в людях надежду.

В публицистике зачастую присутствуют следующие виды символов:

1. Символ-намек. Журналисты и литераторы зачастую используют его во времена тоталитарного режима, когда невозможно открыто, откровенно говорить о достоверных фактах. Например, в эпиграмме Пушкина А. С. Воронцову - Вельяминову:

Полумилорд,

Полукупец,

Полуневежда,

Но есть надежда,

Что будет полным, наконец.

Символ-намек присутствует в стихотворении Олжаса Сулейменова "Волчатник". Поэт под волчицей подразумевает Казахию, под волчатами - казахов.

2. Символ-стилизация. В очерке Алимжанова А. "Последний Мадамар" образ основного героя стилизованный. Это придает произведению оттенок эпичности, возвышенности, позволяет обобщать многие явления.

3. Символ-индивидуализация. Он возникает из "боязни растворения" личности в толпе. Его можно найти в очерке Алимжанова А. "Повесть о пахаре", в очерках Пескова В., например, в "Антонихе".

4. Образ-символ, как источник знаний. Через этот символ передаются читателю пропедевтические знания, ранее неизвестные факты. В очерке Алимжанова А. "Пылающее копье" даются знания по африканской истории, по истории древней казахской культуры.

5. Символ-сказочный элемент для эстетизации произведения. Применение легендарных атрибутов, типа "чаши Грааля". Он использован, в очерке Алимжанова А. "Джемшидова чаша".

6. Символ, как элемент разоблачения. Зачастую он применяется в памфлетах. Например, в знаменитом романе-памфлете известного французского писателя Анатоля Франса "Остров пингвинов". В журналистике часто встречается в современных памфлетах. Например, в памфлете казахского журналиста и писателя Турсынжана Шапая "Современные Мыркымбаи" (газета "Заман - Казахстан" за 12 апреля 1998 года), в котором он критикует "нового казаха" - современного "Мыркымбая", падкого до всего "нового", но не разбирающегося в истинной сути вещей.

Образ - символ, как в литературе, так и в журналистике играет огромную роль в специфическом донесении нужной информации до читателя. Особенно образ-символ выходит на первый план в годы тоталитарного режима, когда невозможно прямо высказывать истину. Он часто применялся журналистами и писателями в произведениях литературы и публицистики, в советской действительности. А при смене формации, в конце 80-ых и в начале 90-ых годов литературные произведения со сложной системой символов "отошли" на второй план, уступая место публицистике с ее достоверностью и адресностью фактов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: