Сравнительный анализ сюжетно-ролевой игры «Дочки-Матери»




Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Основное содержание игры
Цель: закреплять умение формулировать задумку игры, сохранять замысел до конца игры, действовать с предметами. Задачи: 1). Развивать умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов. 2). Формировать результат игры через обозначение отношения к предмету. Построение игровой среды Перед игрой, взрослый совместно с ребенком готовит игровую поверхность. В ходе подготовки взрослый объясняет, для чего необходим тот или иной предмет. Данные уточнения необходимы в силу возраста играющего. Процесс игры В сюжетно-ролевой игре ребенок играет роль взрослого. В данном случае девочка Соня выступает в роли «мамы», которая ухаживает за своей куклой (Дианой). Девочка повторяет действия взрослого, за которым она наблюдала в повседневной жизни. Например, Соня присаживает куклу на горшок, раздевает ее, купает, обрабатывает присыпкой, кремом, укладывает спать и т.д. Действия направлены на проявление заботы о малышке. Но по завершению игры, ребенок в силу своих психологических особенностей (неустойчивость психических процессов, переключение внимания и т.д.) начинает стирать одежду, мыть стол и т.д. Общение со взрослым Взрослый дает рекомендации и подсказки дальнейших действий, подчеркивая незначительные детали. Например, укрой лялечку полотенцем, покачай ее, дай соску и т.д. Данная игра требует внимания взрослого так как ребенок только учится играть, ему еще в большей степени присуща предметно-манипулятивная деятельность, чем игровая. Цель: формирование ролевого взаимодействия. Задали: 1.Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты. 2.Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. 3.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Построение игровой среды Процесс игры происходит дома, в данном случае обстановку квартиры мы можем считать игровой средой, так как девочки используют для игры реальные предметы, а не их заместители. Процесс игры В сюжетно-ролевой игре дети исполняют роли взрослого. В данном случае девочки берут на себя роли «мамы» и «дочки». Роль «мамы» исполняет старшая девочка (Арина), а роль «дочки» младшая девочка старшего дошкольного возраста (Женя). Игра в старшем дошкольном возрасте протекает без особых указаний так как в данном возрасте опыт наблюдений за повседневной жизнью возрастает. Поэтому мы видим, как ухаживает мама за дочкой. Например, укладывает спать, кормит, играет и т.д. Особенностью является то, что к старшему дошкольному возрасту дети могут менять сюжет ролевой игры без особых усилий. Например, основная игра была «Дочки-Матери», а в ходе игры девочки играли в «Цветочный магазин», позднее опять вернувшись к первой игре. Играющие направляют свои действия для раскрытия ролей, так «мама» проявляет свою любовь, заботу и ласку по отношению к дочке. «Дочь» в свою очередь слушает «маму», не капризничает и т.д. Общение со взрослым Подсказки со стороны взрослого крайне редки.
Характеристика сюжетно-ролевой игры
1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку (игры рядом, индивидуальные), т.к. они не умеют договориться между собой, распределить роли, игровой материал. 2. Темы игр в основном бытовые, берутся из жизни: впечатления собственной жизни, непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». В играх дети используют и эпизоды из хорошо знакомых сказок. Сюжеты игр однообразны, в основном – многократное повторение игровых действий. 3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко, т.к. этому необходимо специально обучать. 4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. 5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, могут заменять недостающие тематические игрушки другими предметами. 1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная. 2. В игре используется большое разнообразие тем. Дети в играх отражают события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями. 3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. 4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно. 5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение. 6. Материалу для игр придается следующее значение: там, где действие выполняется условно, материал вообще не применяется, но для детей значительно привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль. 7. Сложный характер приобретает соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. Они в основном берут на себя главную роль. 8. У детей старшего дошкольного возраста развивается разновидность сюжетно-ролевой игры – режиссерская.
Характеристика психического развития ребенка
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте от 3 до 4 лет – ролевая игра. Главным содержанием игры выступают человеческие отношения. В ходе такой игры у ребенка развивается восприятие социального окружения, появляется образное мышление и воображение. Память Запоминание в данный возрастной период носит непроизвольный характер. Малыш запоминает образы, стоит отметить, что преобладает в большей степени узнавание. Детям еще тяжело долго удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Младшие дошкольники интенсивно меняют виды деятельности, дети легко переключается с одного предмета на другой. Настроение ребят можно охарактеризовать, как неустойчивое. Кроха может спокойно играть, а через минуту уже заливаться слезами. Если ребенок эмоционально здоров, то он излучает жизнерадостность и оптимизм. Ощущение и восприятие Важно упомянуть об изменениях в познавательном развитии младших дошкольников. На данном этапе у детей совершенствуется предметное восприятие. Малыши пробуют анализировать и осознавать свои действия. Они учатся продуктивной деятельности, а именно рисованию, лепке, конструированию и так далее. 3-4-летние дошкольники проходят период активного сенсорного развития. Дети имеют представление о формах, размерах предметов. Ребенок экспериментирует, манипулирует новыми орудийными действиями. Речь На этапе младшего дошкольного возраста, у детей наблюдается активное развитие. Кроха, не умолкая, говорит с родителями, пытается вести диалог со сверстниками. Речь играет роль действия. С ее помощью ребенок узнает интересующую его информацию с помощью вопросов. Мышление Важная характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – это начало мышления. Кроха уже не просто выполняет какое-либо действие, а начинает понимать, что он делает и зачем. Это указывает на появление причинно-следственных взаимосвязей. Внимание Малыши 3-4 лет еще не способны надолго удерживать внимание на определенном предмете или заниматься одним видом деятельности. Обычно, заинтересованность одним делом длится от 10 до 15 минут. Эмоциональный мир Интенсивно развиваются чувства: привязанность, сочувствия, симпатия, удовлетворение успехом, огорчение из-за неудачи и тому подобное. В этом возрасте чувства ребенка разнообразные, довольно сложные, но неустойчивые, текучие, ситуативные. Кроха еще не может обозначить словами свои намерения, желания, планы, чувства, состояние, поэтому выражает их мимикой, жестами, действиями, которые направлены на других.   Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 6-7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста показывает, что растет роль коры головного мозга в регуляции поведения ребенка, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, растет ее подвижность. Содержание и формы деятельности становятся разнообразнее и богаче. Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности старшего дошкольного возраста. На протяжении этого возрастного периода она усложняется. Ребята проигрывают разнообразные ситуации, которые связаны с человеческими отношениями, систему своих действий в данных ситуациях и систему следствий этих действий для себя и окружающих. Усложняется и становится разнообразнее сюжет игры, как ее основной стержень, все больше приближаясь к реальному жизненному контексту. Структура сюжета совершенствуется за счет разных способов творческого построения. Взрослый помогает строить интересные, логические, приближенные к современной жизни игровые задумки. Ребенок старается передать смысл жизненных впечатлений. Увеличивается способность к самоорганизации, планированию игровых действий, делегированию полномочий организатора игры наиболее компетентному участнику. С помощью игры старший дошкольник осознает, что любая деятельность требует от человека выполнения определенных обязательств и соблюдения правил. В ходе сюжетно-ролевой игры появляется потребность в товарищах, сообщниках, без которых игра теряет смысл. Общаясь со сверстниками, кроха учится сотрудничать, подчиняться, руководить, разделять функции, поступать справедливо, чувствовать себя членом группы, отстаивать собственное достоинство. Развиваются два вида взаимоотношений – игровые и настоящие. Первые отражают отношения по сюжету и роли, а вторые являются взаимоотношениями партнеров, товарищей. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста включают в себя появление очертания детского мировоззрения. Также к возрастным новообразованиям относят:
  • Внутренние этические инстанции. У ребенка зарождается чувство совести. Он начинает распознавать хорошее и плохое.
  • Соподчинение мотивов. Малыш, прежде чем что-то делать, обдумывает свои действия.
  • Произвольное поведение. Появляется способность действовать целенаправленно, преодолевать трудности на пути к цели, элементарно контролировать и регулировать свою деятельность.
  • Творческое воображение. У детей проявляется творческая инициатива, склонность к фантазированию, желание отойти от шаблона и примера.
  • Личное сознание. Дошкольник стремится занять место в системе взаимоотношений с взрослыми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: